Русский язык English language Deutsch Français El idioma español 中文
РЕГИОНЫ УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КОНСУЛЬСТВА & ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НОВОСТИ & АНАЛИТИКА О ПРОЕКТЕ
На главную  / Новости & Аналитика  / Последние новости  / ГЛОНАСС: утопить без употребления
Выбрать: Русский язык English language Deutsch Français El idioma español

ГЛОНАСС: утопить без употребления

ГЛОНАСС: утопить без употребления

22.12.2010 — Аналитика


Надежда на создание в 2010 году российской навигационной системы ГЛОНАСС утонула в Тихом океане. 5 декабря три спутника, которые должны были поставить точку в её формировании, упали в воду у берегов Гавайев. Повторный запуск намечен на конец декабря текущего года и март следующего. Однако опрошенные "РусБизнесНьюс" эксперты считают проект бесперспективным. По их мнению, отечественные навигаторы даже в случае успешного вывода на орбиту всех спутников не смогут конкурировать с американской GPS и создаваемой европейской ГАЛИЛЕО. 

ГЛОНАСС была создана в СССР в начале 80-х годов для военных нужд. Спустя десятилетие на орбиту вышли 24 работающих спутника - столько аппаратов необходимо для мирового развертывания системы. Тогда же стали понятны преимущества использования ГЛОНАСС на гражданке: с помощью портативных приборов-навигаторов можно отслеживать местонахождение и скорость движения любых транспортных средств и людей с точностью до одного метра. 

Перестройка и ее экономические последствия спутали карты, и проект ГЛОНАСС был отложен. Со временем группировка спутников, состоящая из 24 аппаратов, выработала свой ресурс. К 2001 году их осталось на орбите всего шесть. Деградировал и наземный комплекс управления.

Новое российское руководство реабилитировало идею, задавшись целью к 2008 году развернуть систему на территории страны, а к 2010 году - в мире. В течение трех лет планировалось произвести шесть запусков ракеты-носителя "Протон-М" и вывести на орбиту 18 спутников. К концу 2009 года группировка вновь насчитывала бы 24 аппарата. 

Запуск последних трех по техническим причинам был отложен до конца 2010 года. На начало декабря на орбите находились 23 спутника, в том числе два резервных. Однако затея провалилась. 5 декабря ракета-носитель с тремя космическими аппаратами отклонилась от курса и упала в Тихий океан. Причина ЧП - ошибка в расчетах, повлекшая за собой двухтонный перегруз топливом разгонного блока "Протон-М". 

Впрочем, падение спутников в океан - лишь официальная версия. Куда в действительности делись спутники и потраченные на них бюджетные миллиарды - большой вопрос. Первые проверки прокуратуры выявили любопытные факты. К примеру, аппараты были застрахованы в малоизвестной московской компании с уставным капиталом всего 37 миллионов рублей. Причем конкурс по выбору страховщика Роскосмос не проводил.

ГЛОбальное фиаско 

Гибель трех спутников похоронила надежду на нормальную работу ГЛОНАСС даже на территории России. Предполагалось, что для непрерывного приема "российских" сигналов будет достаточно 18-20 аппаратов. Но расчет не оправдался - на данный момент система из 21 спутника работает крайне плохо. "Мы проводили эксперимент, который показал, что сигналы о местонахождении движущегося в течение суток автомобиля поступают только час-два. Остальное время датчик молчит. Поэтому говорить об эффективности ГЛОНАСС преждевременно", - сообщил начальник отдела продаж екатеринбургской компании "Навигационные технологии" Руслан Мубаракшин.  

По словам экспертов, сегодня ГЛОНАСС "всухую" проигрывает американской GPS (NAVSTAR) по функциональности. Погрешность определения координат у GPS не превышает 1,5 метра, тогда как у ГЛОНАСС она в 10 раз больше. Более того, уверен независимый эксперт по спутниковым навигационным системам Михаил Фадеев, параметры российских спутников нового поколения, один из которых утонул в Тихом океане, тоже не соответствуют американским аппаратам. К тому же в России до сих пор не создан навигационный приемник с зарубежными характеристиками. 

Заместитель генерального директора ФГУП "НПО автоматики" Лев Бельский уверяет, что погрешность в определении координат у ГЛОНАСС за последние годы сократилась с 70 до 3-5 метров. Срок службы спутников подтягивается к американским: новые аппараты рассчитаны на 7 лет вместо 2-3. Кроме того, если раньше навигатор весил 25 килограммов, то сейчас он по размеру сопоставим со стирательной резинкой (30 на 40 миллиметров и 4 миллиметра толщиной). 

"Элементная база в основном импортная. Топология кристалла (ноу-хау в электронной схеме) разрабатывается в России, но компоненты производятся за рубежом - у нас нет соответствующего оборудования. Хотя сейчас в стране создаются первые элементные производства", - отмечает Л.Бельский. Его слова подтверждает генеральный директор ОАО "Завод радиоаппаратуры" Сергей Новосельцев. "Сегодня во всем мире навигационные приемники изготавливаются из одних и тех же компонентов. Вопрос их размера и характеристик существует, но его можно решить в течение трех лет", - отметил он. 

Ещё одно серьезное отличие американской и российской систем - цена. Отечественный навигационный комплект для автобуса или маршрутки стоит в 1,5-2 раза дороже импортного аналога - в среднем 25 тысяч рублей. 

Электронный интеллект для глупых дорог  

К 1 января 2011 года российскими датчиками слежения должны быть оборудованы все автобусы и такси, а также транспорт, перевозящий опасные грузы. Такая мера, по логике законодателей, позволит повысить безопасность на дорогах. Предписание продолжает действовать, несмотря на перенос сроков развертывания ГЛОНАСС. 

По свидетельству продавцов навигационного оборудования, спрос на него начал расти осенью 2010 года. Большинство перевозчиков покупают комбинированные приемники GPS/ГЛОНАСС - пока отечественная система не работает, сигнал идет через GPS.  

"До конца текущего года мы установим приборы во всех маршрутных автобусах. Данные об их местонахождении и скорости будут поступать на монитор диспетчера, а в дальнейшем, когда ГЛОНАСС начнет функционировать, в администрацию Екатеринбурга. Главное - у нас будет возможность оперативно управлять транспортом", - говорит директор екатеринбургского ООО "Ю-Ви-Эй-Транс" Юрий Минин. По его словам, приемник "два в одном" стоит как минимум на 10% дороже навигатора ГЛОНАСС. Затраты на его установку ложатся на плечи транспортной компании. 

Далеко не все перевозчики готовы к таким расходам. По мнению директора ООО "Транс Плюс" Александра Неуймина (Свердловская область), государство должно субсидировать приобретение и обслуживание навигаторов либо включать дополнительные траты в цену билетов. "Похожая ситуация с ремнями безопасности. Стоимость одного комплекта доходит до 1,5-2 тысяч рублей. Чтобы оборудовать 30 междугородних автобусов, нужны большие деньги, а у перевозчиков их нет", - подчеркивает он. 

По мнению А.Неуймина, отследить местонахождение транспорта можно с помощью мобильного телефона, который есть у каждого водителя. Конечно, навигатор можно нашпиговать опциями контроля скорости, расхода топлива и пассажиропотока. Но за них придется платить дополнительно. "Лучше бы дороги ремонтировали вовремя и от снега очищали - тогда не было бы столько аварий", - уверен он. 

С ним согласен вице-президент Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский. По его словам, вместо того чтобы строить в стране современные автотрассы, кто-то решил в очередной раз освоить бюджет: "Интеллектуальную транспортную систему можно внедрять при наличии развитой дорожной инфраструктуры. Мы опять бежим впереди паровоза".

Ещё один российский парадокс - технические требования к устройствам ГЛОНАСС пропишут только в 2011 году. А устанавливаемые ныне приемники, которые не будут им соответствовать, придется заменить. Часть денег, потраченных транспортниками, окажутся выброшенными на ветер. А ведь расходы бюджетов на пока бесполезную ГЛОНАСС уже исчисляются десятками миллионов рублей. К примеру, Курганская область, еле-еле сводящая концы с концами, на установку приемников в 25 школьных автобусах выделила 7 миллионов рублей.

Осторожно, впереди тупик... 

C 2013 года отечественными навигаторами планируется оснащать новые автомобили. По разным оценкам, их цена в результате поднимется на 5-20%. При этом, по мнению экспертов, ГЛОНАСС даже после окончательного развертывания "небесного зонтика" вряд ли будет иметь свой рынок. Сергей Новосельцев утверждает, что транспортники составляют лишь 23% от общего числа потенциальных пользователей отечественных приемников. Остальные - частные лица, использующие для определения на местности сотовые телефоны и навигаторы. Но за ними нужно поохотиться. "Им нет дела до попыток властей поддержать местного производителя. Они будут покупать то, что дешевле, то есть будут вкладывать деньги в иностранные технологии", - прогнозирует он. 

Введение таможенных пошлин на импортные приемники, читай, дополнительный налог на кошелёк, поможет поддерживать российских оборонщиков на плаву, но не гарантирует самоокупаемость российским технологиям. С.Новосельцев убежден, что ГЛОНАСС никогда не станет мировой системой. Причина очевидна: на Западе опасаются развертывания "глонассовского" сценария аналогичного газовому. Поэтому в военных целях российской системой будет пользоваться лишь узкая группа стран-сателлитов Кремля. У США, также регулярно отключающих недругам GPS, союзников значительно больше, а потому и шире рынок сбыта приемников. Американская система, помимо военного, имеет и экономический смысл. 

Михаил Фадеев соглашается, что ГЛОНАСС - проект политизированный и никакой экономической целесообразности в нем нет. Потому через четыре года, когда появится европейская система ГАЛИЛЕО, её российский аналог вообще никому не будет нужен.

А вот Лев Бельский считает такие утверждения поспешными. "Сейчас появилось множество компаний в России и за рубежом, которые стали выпускать комбинированные приемники ГЛОНАСС и GPS. За ними будущее, поскольку сбои неизбежны у любой системы: бывает, что спутники находятся на горизонте, отчего определение точных координат сильно затруднено. Наличие нескольких систем позволяет решить ключевую задачу: найти необходимую для определения местоположения четверку спутников можно будет всегда", - уверен он.

Марина Сирина, Владимир Терлецкий

Регионы Участники проекта Инвестиционные проекты Консульства & представительства Новости & аналитика О проекте
«Сумма Технологий»®
Создание сайта
Продвижение сайта