Русский язык English language Deutsch Français El idioma español 中文
РЕГИОНЫ УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КОНСУЛЬСТВА & ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НОВОСТИ & АНАЛИТИКА О ПРОЕКТЕ
На главную  / Новости & Аналитика  / Последние новости  / Налоговые гавани Кипра открывают свои секреты
Выбрать: Русский язык English language

Налоговые гавани Кипра открывают свои секреты

Налоговые гавани Кипра открывают свои секреты

09.12.2010 — Аналитика


Первая ассоциация для россиян при слове Кипр - это не отпуск на море, а налоговый оффшор. Но именно пляжный отдых в этой стране потерял свою популярность в первую очередь - вступив в Евросоюз, Кипр ограничил поток граждан России "шенгенским" забором. Теперь настала очередь огорчиться бизнесменам - президенты России и Кипра подписали протокол, отменяющий тайну выведенных на остров российских капиталов.

Цикл "В Россию с Hedman Partners" продолжает беседа директора "РусБизнесНьюс" Вадима Дынина с ведущим юристом офиса Hedman Partners в Екатеринбурге Ольгой Лашкуль о том, почему власти Кипра решили покинуть "черный" список Минфина России.

- Ольга, расскажите, пожалуйста, с чем связан столь высокий интерес к недавно подписанному протоколу между Россией и Кипром. Как я понимаю, этим протоколом скорректированы положения действующего соглашения об избежании двойного налогообложения?

- Подписанный главами двух стран протокол меняет условия упомянутого соглашения. Его важность для России и Кипра, а так же для третьих стран обусловлена тем, что документ еще раз подтверждает наметившуюся общемировую тенденцию по обмену налоговой информацией между государствами и, соответственно, по борьбе с оффшорами. Начиная с 2009 года, когда страны Евросоюза и США объявили "крестовый поход на оффшоры", заключено более 300 таких соглашений. Никосийский Протокол по своей сути является продолжением этой цепочки.

- Так уж исторически сложилось, что кипрские компании пользовались особой популярностью у российских предпринимателей. Чем это было вызвано?

- Популярность эта неудивительна: с 1998 года действует соглашение об избежании двойного налогообложения между Россией и Республикой Кипр. При этом до 2004 года Кипр имел статус оффшорной зоны: корпоративный налог (налог на прибыль) для нерезидентных компаний равнялся 4,5%, кроме того, получение налоговой информации другими государствами было практически невозможно, что положительно сказывалось на привлекательности данной юрисдикции. Кипр утратил статус полноценного оффшора с момента вступления в Евросоюз, установив общую ставку корпоративного налога в размере 10%. А в 2008 году были приняты ряд изменений, касающихся предоставления налоговой информации, что тоже стало мерой по борьбе с оффшорами.

Между тем, 10% ставка упомянутого налога оставалась одной из самых низких в Европе, и кипрские компании продолжают использоваться для оптимизации налоговых отчислений, структуризации бизнеса, защиты от рейдерства, как холдинговые, финансовые, инвестиционные предприятия.

Кипр является одной из стран-лидеров по инвестициям в экономику России. По словам президента Дмитрия Медведева, общий объём накопленных инвестиций с использованием кипрской юрисдикции составляет более 50 миллиардов долларов США. При этом ни для кого не секрет, что это инвестиции российского же происхождения, осуществленные с использованием кипрских компаний.

- Почему предприниматели, имеющие бизнес в России, зачастую используют компании, зарегистрированные в иностранных юрисдикциях?

- Помимо таких преимуществ, как информационная и корпоративная защищенность таких компаний, с 2008 года в Российской Федерации действует режим льготного налогообложения дивидендов, получаемых российскими организациями как от российских, так и от иностранных организаций. Такие дивиденды при определенных условиях могут облагаться налогом на прибыль по ставке 0%. Однако, правило это содержит весьма занятные исключения: так, данная ставка не применяется в случае получения дивидендов от компании, включенной Министерством финансов РФ в так называемый "черный" список, а это как раз таки оффшорные зоны с льготным режимом налогообложения и закрытой налоговой информацией. Иными словами, это те юрисдикции, которые используются бизнесом для уклонения от уплаты налогов - "налоговой оптимизации", как предпочитают называть эту процедуру налоговые консультанты и менеджеры компаний. Не вдаваясь в теоретическую дискуссию относительно разницы между понятиями уклонение и оптимизация, отмечу, что Кипр также оказался в данном неприятном списке, следовательно, о льготном налогообложении дивидендов можно было забыть.

- Но ведь российский Минфин можно понять: чистота капитала кипрских компаний вызывает массу сомнений, не так ли?

- Конечно, и эти сомнения имеют основания. Включение в "черный" список стало для Кипра серьезной проблемой. На протяжении длительного времени велись переговоры о подписании дополнительного Протокола к межгосударственному Соглашению об избежании двойного налогообложения. И, несмотря на то, что основные договоренности были достигнуты еще весной 2009 года, в окончательной редакции протокол был подписан лишь 7 октября нынешнего года. Ожидается, что он будет ратифицирован странами и вступит в силу с 1 января 2011 года, в результате чего Кипр будет исключен из "черного" списка оффшоров.

- На какие уступки пришлось пойти кипрским властям взамен на чистую репутацию в глазах российских налоговиков?

- Самое главное нововведение касается обмена информацией, который теперь будет осуществляться в соответствии со стандартами Конвенции ОЭСР (Организации Экономического Сотрудничества и Развития). Более ясно определены границы допустимости в её предоставлении. Так, несмотря на то, что одно из договаривающихся государств не нуждается в получении определенной информации о налогоплательщике, данный факт не должен препятствовать сбору и предоставлению данной информации о налогоплательщике другому договаривающемуся государству.

Теперь налоговые органы Кипра вправе запрашивать любые регистры, бухгалтерскую, финансовую и иную информацию, находящуюся во владении, под контролем, в распоряжении или относящуюся к компетенции любого лица.

- Есть ли какие-то ограничения по характеру запрашиваемой информации?

- Да, есть. Как и прежде не подлежит передаче информация, не допустимая к раскрытию в соответствии с законом договаривающегося государства. Однако факт того, что информация составляет по законам одного из государств профессиональную тайну (сведения, получаемые банковскими учреждениями, иными финансовыми организациями, регистрационными агентами) не может служить причиной для отказа в ее предоставлении. Нужно лишь упомянуть, что получение такой информации от властей Кипра осуществляется с одобрения Генерального Прокурора.

- Как известно, с целью оптимизации налогообложения находящееся в Российской Федерации недвижимое имущество зачастую регистрируется на кипрскую компанию. Насколько это актуально на сегодняшний день?

- Данная практика тоже стала предметом протокола. Нововведение коснулось продажи акций компаний, владеющих недвижимым имуществом на праве собственности на территории другого договаривающегося государства. В настоящее время Соглашение об избежании двойного налогообложения освобождает от уплаты налогов в Российской Федерации доход, полученный акционером кипрской компании от продажи акций вне зависимости от того обладает ли компания недвижимым имуществом в России или нет, при условии, что акционер, отчуждающий акции, является резидентом Кипра.

Согласно положению подписанного Протокола доходы, полученные резидентом одного из договаривающихся государств от продажи акций компании, половина имущества которой составляет недвижимое имущество, находящееся в другом договаривающемся государстве, могут облагаться налогом по законодательству страны-местонахождения недвижимого имущества. Данное положение должно вступить в силу с 2015 года. Однако есть и исключения: положение Протокола не применимо в случае реорганизации компании, либо если акции компании котируются на бирже, либо когда на стороне продавца выступают Пенсионный фонд или страховой фонд одного из договаривающихся государств. В этом случае доходы облагаются налогами того государства, где компания является резидентом.

- На что еще, на Ваш взгляд, следует обратить внимание предпринимателям, ведущим бизнес с использованием компаний на Кипре?

- Повышается предусмотренный Соглашением размер вложений, позволяющих получать дивиденды при применении минимальной ставки в 5% по налогу, удерживаемому в России у источника выплаты, - с эквивалента 100 000 долларов США до эквивалента 100 000 евро. По-видимому, это вызвано изменением курсов данных валют. Нулевые ставки налога, удерживаемого источником выплаты дохода, по процентам и роялти останутся неизменными. Более того, внесены изменения в понятие дивиденды и акции. Теперь к дивидендам также относятся выплаты по акциям взаимных инвестфондов и иных инструментов коллективного инвестирования, а понятие акции включает депозитарные расписки.

Кроме того, Протоколом дополнена статья 4 "Резидент": в том случае, если невозможно будет определить место эффективного менеджмента компании, оно будет определяться в каждом конкретном случае по соглашению между властями Кипра и Российской Федерации.

Освобождение от налогообложения дохода от международных транспортных услуг будет возможно лишь в случае подтверждения осуществления "эффективного менеджмента" с территории Кипра, просто быть резидентом для этого будет недостаточно.

- Никосийский Протокол каким-то образом влияет на компании, зарегистрированные в иных государствах?

- Да, этим документом так же установлены ограничения по использованию льгот, предусмотренных Соглашением об избежании двойного налогообложения. Ограничения касаются использования данных льгот компаниями из других юрисдикций, но являющихся налоговыми резидентами Кипра и России, если власти этих стран придут к выводу, что использование таких компаний осуществлялось исключительно для получения льгот, предусмотренных соглашением.

- Ольга, как Вы оцениваете эти нововведения?

- Как сказал кипрский Президент Димитрис Христофиас, Протокол уничтожил возможности, которые могли бы бросить тень на чистоту денег. Встречаются и более интересные высказывания по этому поводу: "закрытие налоговой гавани Кипра", "конец кипрского оффшора", "серьезный удар по экономике Кипра". Однако мне представляется, что принятые нововведения не стали громом среди ясного неба для российских предпринимателей: похожий Протокол был подписан правительствами двух стран еще в апреле 2009 года. Пересмотр структуры бизнеса с использованием кипрских компаний уже начался, при этом одни бизнесмены переводят компании в другие юрисдикции, с которыми аналогичные Кипру договоренности Россией еще не достигнуты, другие же строят бизнес таким образом, чтобы не опасаться раскрытия российским властям информации о конечном бенефициаре компании. Тем же компаниям, которые до сих пор не привели бизнес в соответствие с грядущими правовыми реалиями, настоятельно рекомендую приступить к данному процессу в самое ближайшее время.

Анализ уже существующих структур, а также планируемых проектов, консультации по налоговому и корпоративному законодательству в иностранных юрисдикциях - это далеко не исчерпывающий перечень услуг, которые готова предложить международная юридическая компания Hedman Partners через свои офисы как в России, так и в Европе.

Напоследок хочу заметить, что эффективность достигнутых договоренностей станет ясна только по прошествии времени. Однако, как заметил один римский философ, "для человека, который не знает, к какой гавани он направляется, ни один ветер не будет попутным". Налоговые гавани не являются исключением.

Регионы Участники проекта Инвестиционные проекты Консульства & представительства Новости & аналитика О проекте
«Сумма Технологий»®
Создание сайта
Продвижение сайта