Русский язык English language Deutsch Français El idioma español 中文
РЕГИОНЫ УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КОНСУЛЬСТВА & ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НОВОСТИ & АНАЛИТИКА О ПРОЕКТЕ
На главную  / Новости & Аналитика  / Последние новости  / Китайская колея для российского автопрома
Выбрать: Русский язык English language Deutsch Français El idioma español

Китайская колея для российского автопрома

Китайская колея для российского автопрома

05.10.2010 — Аналитика


Холдинг "Группа ГАЗ" и компания FAW (First Automotive Works) подписали меморандум о сборке китайских грузовиков на автомобильном заводе "Урал". Эксперты оценивают возможную сделку как взаимовыгодную. Успех проекта, на их взгляд, будет зависеть исключительно от возможностей и желания китайской стороны инвестировать в завод, расположенный в Челябинской области. Как выяснил обозреватель "РусБизнесНьюс", до сих пор все попытки "Группы ГАЗ" привлечь в Россию автомобильные технологии из Японии и Европы не привели к прорыву в автомобильной отрасли.  

Сотрудничество российской и китайской компаний предполагает создание совместного предприятия, в которое "Группа ГАЗ" внесет производственные мощности автозавода "Урал" (Челябинская область) и собственную сервисную сеть, а FAW - технологии и сбытовую сеть в России. Модель и объемы выпуска продукции еще обсуждаются. Россияне хотели бы адаптировать грузовик к условиям своей страны и делать для него собственные моторы. В настоящее время "Группа ГАЗ" производит в Ярославле по лицензии Renault Trucks двигатель ЯМЗ-650 и ЯМЗ-530, созданный усилиями российских и австрийских конструкторов. Китайская компания рассчитывает потеснить на российском рынке российских и иностранных производителей строительной и дорожной техники, в чем им должна помочь дилерская и сервисная сеть ГАЗ.

Директор по маркетингу компании ООО "FAW-Восточная Европа" Роман Сусенко комментирует подписание меморандума очень осторожно. По его словам, стороны лишь заявили, что они не против сотрудничества, но все может измениться. ГАЗ хочет устанавливать свой двигатель, но его пока никто не видел: производство ЯМЗ-530 начнется в 2011 году. Очевидно, что непроверенный в деле мотор на грузовик никто ставить не будет. Решения по глубине локализации производства пока нет. Не озвучил менеджер и долю рынка, которую FAW хочет "откусить" у конкурентов в России. Р.Сусенко подчеркнул, что китайская компания не собирается никого вытеснять с рынка: "КАМАЗ" нам конкурент, но его нельзя сравнивать с нашей машиной как по цене, так и по качеству. Это все же разные автомобили: FAW ближе к европейским грузовикам, чем к российским".

Директор департамента по связям с общественностью группы компаний "КАМАЗ" Олег Афанасьев никакого беспокойства по поводу прихода в Россию FAW не выказал: "Пока мы слышали лишь заявление о намерениях и представления не имеем, что они собираются выпускать: модельный ряд у китайской компании очень большой. Поэтому комментировать особо нечего". Он сообщил "РусБизнесНьюс", что объемы производства КАМАЗ в этом году выросли на 40% - предприятие планирует собрать около 30 тысяч машин, что близко к оптимистичному сценарию развития. Менеджмент не ожидает существенного сокращения выпуска грузовиков и в 2011 году. О.Афанасьев полагает, что он превысит 31 тысячу грузовиков, то есть производство преодолеет негативный сценарий развития.

Китайцы присутствуют на российском рынке пока скромно: на 1 января 2010 года в России было зарегистрировано всего 408 средних и тяжелых китайских грузовиков марки FAW. Но начальник отдела аналитики АА "АВТОСТАТ" Андрей Топтун не исключает, что КАМАЗ все же пострадает: учитывая высокую вероятность того, что собранные в Миассе китайские грузовики будут локализованы, а предлагать их станут в нижнем ценовом сегменте, совместное предприятие заберет часть рынка у российских и белорусских производителей грузовиков. Эксперт убежден, что со стороны "Группы ГАЗ" "китайский" проект - вполне обдуманный шаг, позволяющий решить сразу несколько задач: загрузить производственные мощности автозавода "Урал" и найти рынок сбыта для моторов Ярославского моторного завода. Также это возможность в числе первых выйти на рынок тяжелых грузовиков с китайскими партнерами.

Уполномоченный Сибирского отделения Российской академии наук по вопросам сотрудничества с Китаем Андрей Коржубаев утверждает, что в классе тяжелых грузовиков FAW достигла мировых стандартов и сегодня является ведущим производителем грузовиков в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Китайцы сначала выпускали лицензионные машины под своей маркой, потом освоили все металлургические процессы, включая литье, и адаптировали западные технологии под свои стандарты. Они не только создали свои дизайнерские подразделения, но и переманили более высокой зарплатой западных специалистов.

По мнению эксперта, Китай движется по японскому сценарию, отставая лет на 25-30. В обозримой перспективе Поднебесная будет выпускать автомобили такого же уровня, что и Страна Восходящего Солнца. Сегодня FAW достигла оптимального соотношения между ценой и качеством, а потому компании очень интересна Россия, которая развивает нефтегазовый комплекс и горно-металлургическое производство в Восточной Сибири. Россиянам, полагает А.Коржубаев, сотрудничество с китайскими автопроизводителями тоже выгодно: они приобретут западные технологии за меньшие деньги и создадут новые рабочие места.

Председатель совета директоров ЗАО "Автомобили и моторы Урала" Павел Чернавин считает, что союз "Группы ГАЗ" и FAW надо воспринимать очень серьезно. Китайский производитель капитально обновил свою производственную базу и выпускает хорошие грузовики. Приход быстрорастущей компании на российский рынок создаст серьезную конкуренцию и "КАМАЗ", и "АМУР", и ряду иностранных производителей (например, FOTON).

Предприниматель утверждает, что FAW ведет себя на международном рынке весьма корректно - в отличие, например, от концерна Geely, который уже два года не возвращает уральским партнерам 1 миллион долларов США. Китайские внедорожники собирались на ЗАО "АМУР" (Свердловская область) с 2007 по 2008 год, а потом контракт прервался из-за нежелания российского правительства предоставить проекту статус промышленной сборки. Geely до сих пор удерживает деньги, полученные в качестве предоплаты за комплектующие, которые не понадобились уральцам из-за прекращения сотрудничества. Эксперты отмечают, что случаи невозврата денег со стороны Geely происходят не так уж и редко.

Был замечен Geely и в нежелании подстраиваться под российский рынок: в 2007 году одно из предприятий концерна не стало доводить продукцию до установленных в России стандартов качества, отчего дистрибьюторы не могли получить сертификат на автомобили и, соответственно, продать их.

Репутация FAW пока что вне подозрений, поэтому предприниматели рассчитывают на успех. До сих пор попытки "Группы ГАЗ" привлечь в Россию ведущие мировые бренды закончились ничем. Андрей Коржубаев  надеется, что с Китаем России повезет чуть больше, потому что в 1953 году именно Советский Союз построил в провинции Ченьчунь первый завод по выпуску грузовиков.

Владимир Терлецкий

Регионы Участники проекта Инвестиционные проекты Консульства & представительства Новости & аналитика О проекте
«Сумма Технологий»®
Создание сайта
Продвижение сайта