Русский язык English language Deutsch Français El idioma español 中文
РЕГИОНЫ УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КОНСУЛЬСТВА & ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НОВОСТИ & АНАЛИТИКА О ПРОЕКТЕ
На главную  / Новости & Аналитика  / Последние новости  / Железная дорога в монопольное будущее
Выбрать: Русский язык English language Deutsch Français El idioma español

Железная дорога в монопольное будущее

Железная дорога в монопольное будущее

12.07.2010 — Аналитика


Свердловская железная дорога (СвЖД) оказалась замешана в очередной скандал. По информации Федеральной антимонопольной службы, магистраль отказалась заключать соглашение с Рыночным комплексом "Оборонснабсбыт" на обслуживание новой контейнерной площадки. Опрошенные "РусБизнесНьюс" эксперты уверены, что перевозчик действовал в интересах "дочки" ОАО "Российские железные дороги" - компании "ТрансКонтейнер", которая контролирует рынок контейнерных перевозок в Екатеринбурге. 

Идея открыть новый контейнерный терминал родилась у "Оборонснабсбыта" еще в 2009 году. Площадка была создана в районе екатеринбургского аэропорта Кольцово - по месту "прописки" ритейл-порт "Докер", объединяющего 20 магазинов. Необходимо было получить согласие от СвЖД как собственника инфраструктуры и локомотивов на доставку контейнерных платформ. Однако железнодорожники инициативу "Оборонснабсбыта" не поддержали. Но и "нет" тоже не сказали, отложив принятие решения в долгий ящик.

"Сейчас мы можем принимать только полувагоны и крытые вагоны. Разрешения на прием контейнеров у нас нет. Мы предложили Свердловской железной дороге заключить договор, по которому она будет осуществлять подачу контейнерных платформ со станции Екатеринбург - Сортировочный в Кольцово. Однако магистраль до сих пор не дала "добро", - заявила  пресс-служба "Обороснабсбыта".

В компании уверены, что контейнерный терминал в районе аэропорта позволит серьезно снизить транспортные издержки. И не только "Обороснабсбыту" - в выигрыше останутся соседние предприятия. Сейчас они вынуждены возить грузы из района Сортировка через весь Екатеринбург. К тому же, Кольцово в будущем претендует на звание транспортно-логистического узла.  

В "Оборонснабсбыте" пока предпочитают избегать открытого конфликта с СвЖД, "не теряя надежды решить все мирным путем". Екатеринбургские логисты более откровенны в высказываниях. Они считают, что железнодорожники преследуют монопольные интересы. Новый терминал может оттянуть на себя часть потоков компании "ТрансКонтейнер". Сегодня она управляет главной контейнерной площадкой региона - станцией Екатеринбург - Товарный. Там обрабатываются грузы, идущие не только на Средний Урал, но и в соседние регионы.

"ТрансКонтейнер" обслуживает всех грузовладельцев и фактически является единственным полноценным контейнерным терминалом в городе", - отмечает коммерческий директор компании "Евро-Азиатский контейнерный сервис" Даниил Воробьев.  

По словам руководителя "STS Logistics Екатеринбург" Михаила Копнина, в случае запуска альтернативной площадки интересы "ТрансКонтейнера" непременно пострадают. При этом перевозка контейнерных грузов в восточном направлении станет дешевле. "Как быстро "Оборонснабсбыт" получит разрешение - большой вопрос. К примеру, "Уралконтейнер" получал его не меньше 5 лет. И то он имеет право принимать только собственные контейнерные платформы. Свой подвижной состав РЖД к нему не пускает", - подчеркивает М.Копнин.

Эксперты сходятся в едином мнении: серьезную конкуренцию "ТрансКонтейнеру" может составить только площадка с хорошим сервисом и большими возможностями. "Если будет организовано оперативное и стабильное обслуживание транспорта, то часть грузопотока переключится на альтернативный терминал. Но наладить его полноценную работу сможет только опытный участник рынка контейнерных перевозок. У нас уже есть примеры, когда компании, не имея опыта, пытались создать терминалы в районе Сортировки. Но ничего путного у них не вышло", - отмечает Д.Воробьев.

В руководстве Свердловской железной дороги не стали комментировать ситуацию с "Оборонснабсбытом". Однако, как стало известно "РусБизнесНьюс", главный защитный аргумент монополиста - "нецелесообразность открытия терминала". Сегодня все вагоны приходят на станцию Екатеринбург - Сортировочный, минуя небольшую, неразвитую в инфраструктурном плане станцию Кольцово. Терминал "ТрансКонтейнера" расположен чуть дальше ключевого распределительного узла по ходу движения составов. А для того, чтобы попасть в Кольцово, железнодорожный состав должен будет ехать в обратную сторону. В таком случае железная дорога, если верить СвЖД, тоже понесет лишние расходы. Необходимо будет содержать дополнительный штат работников и локомотив. Плюс придется специально формировать кольцовский транзит, переставляя контейнеры с платформы на платформу. 

Вместе с тем в "ТрансКонтейнере" не скрывают, что предприятие имеет свои виды на Кольцово. По словам директора филиала компании на СвЖД Сергея Васильева, смысл запускать там контейнерный терминал появится только при условии активного развития складской инфраструктуры и производств. "Сейчас затраты на создание и обслуживание терминала очень высокие. Необходимо вложить средства в его переоборудование, строительство новой площадки, приобретение современной техники. Также возникает вопрос о возмещении затрат на подачу-уборку вагонов. Затраты, скорее всего, придется оплачивать клиентам. Поэтому в Кольцово вряд ли будет уходить много контейнеров. Когда их количество увеличится до 50-60, тогда площадка, возможно, станет выгодной. Но необходимо все просчитывать", - отметил С.Васильев. Он также добавил, что "ТрансКонтейнер" является участником рынка и не влияет на решения РЖД об открытии площадок или подъездных путей.

Примечательный момент: не будучи до конца уверенным в перспективности кольцовской площадки, "ТрансКонтейнер" уже сейчас пытается договориться с ее хозяином о сотрудничестве, но пока безрезультатно. Причем в "Оборонснабсбыте" заметили, что "ТрансКонтейнер" активизировался после того, как на сторону рыночного комплекса встало региональное Управление Федеральной антимонопольной службы. В пресс-службе ведомства сообщили, что соответствующие документы поступили к ним из Уральского территориального управления Росжелнадзора. "Оборонснабсбыт" обратился туда с ходатайством об открытии терминала. Управление, изучив все нюансы, не нашло причин для отказа.

К такому же выводу пришли и антимонопольщики. По их мнению, Свердловская железная дорога, уклонившись от заключения договора с предприятием, нарушила федеральный закон "О конкуренции". В конце июня 2010 года Управление выдало железнодорожникам предписание об устранении нарушения, но те до сих пор не ударили палец о палец.

Между тем вмешательство антимонопольной службы помогло разрешить похожую ситуацию в Югорске (Югра). Как рассказал "РусБизнесНьюс" директор контейнерного терминала Владимир Пасмальник, частная площадка на станции "Геологическая" была создана еще 18 лет назад. Однако после того, как СвЖД усовершенствовала свой терминал, расположенный в 12 километрах от Югорска в городе Советский, монополист стал потихоньку вытеснять мини-конкурента с рынка.

"СвЖД каждый год с большим трудом выдавала нам разрешение на подачу-уборку контейнерных платформ. В 2009 году мы собрали весь необходимый пакет документов, но их местные железнодорожники не удосужились отправить их для принятия решения в Москву. В итоге мы год находились в подвешенном состоянии. Когда начались проблемы с выплатой зарплаты сотрудникам, администрация Югорска обратилась в транспортную прокуратуру, которая привлекла УФАС. И только в 2010 году мы получили разрешение на контейнерную деятельность", - рассказал В.Пасмальник.

Однако светлое время для компании Пасмальника так и не наступило. Если раньше в день разгружались по 25 вагонов, то сейчас не больше одного. "За время простоя и многочисленных разбирательств мы потеряли клиентов", - сетует предприниматель. 

Чем закончится "кольцовское" дело, не сложно предугадать. Скорее всего, "ТрансКонтейнеру" удастся договориться с "Оборонснабсбытом". А в ближайшее время "дочка" РЖД намерена взять под свое "крыло" и площади "Уралконтейнера". В этом случае о конкуренции на рынке контейнерных перевозок Екатеринбурга (которая, кстати, является главным лозунгом реформы железнодорожной отрасли) придется забыть окончательно.

Марина Сирина

Регионы Участники проекта Инвестиционные проекты Консульства & представительства Новости & аналитика О проекте
«Сумма Технологий»®
Создание сайта
Продвижение сайта