Русский язык English language Deutsch Français El idioma español 中文
РЕГИОНЫ УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КОНСУЛЬСТВА & ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НОВОСТИ & АНАЛИТИКА О ПРОЕКТЕ
На главную  / Новости & Аналитика  / Последние новости  / Бизнес по-русски: двуликий челябинский цинк
Выбрать: Русский язык English language Deutsch Français El idioma español

Бизнес по-русски: двуликий челябинский цинк

Бизнес по-русски: двуликий челябинский цинк

18.06.2010 — Аналитика


Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) возбудила дело против ОАО "Челябинский цинковый завод". Предприятие обвиняется в злоупотреблении доминирующим положением на рынке и дискриминации российских потребителей цинка. Эксперты полагают, что с помощью завышенных цен монополист пытается возместить потерянные в кризис доходы. С падением объемов продаж предприятие предпочло устанавливать эксклюзивные цены вместо того, чтобы сокращать потери, которые, как выяснил обозреватель "РусБизнесНьюс", носят системный характер.  

Челябинский цинковый завод нарушил, по мнению ФАС, сразу два пункта статьи 10 закона "О защите конкуренции". Антимонопольное ведомство утверждает, что предприятие продавало цинк потребителям по разным ценам, создавая явно дискриминационные условия для российских покупателей. По словам начальника управления ФАС России Максима Овчинникова, в 2008-2009 годах ЧЦЗ поставлял цинк на экспорт с дисконтом по сравнению с ценой, сформировавшейся на Лондонской бирже металлов (LME). На внутреннем рынке, наоборот, устанавливал дополнительную премию к цене LME: в 2008 году она составляла от 8 до 30%, в 2009 году - от 9 до 19%. Предприятие, утверждает чиновник, не утруждало себя экономическим обоснованием цен, а потому ФАС заподозрило ЧЦЗ в выкручивании рук потребителям, пользуясь своим монопольным положением на рынке. Заводу грозит штраф в размере 1-15% от выручки, полученной за рассматриваемый период на российском рынке.

Аналитик ОАО "Финансовая корпорация "Уралсиб" Николай Сосновский полагает, что разная цена на цинк для иностранных и российских потребителей объясняется сужением рынков сбыта продукции ЧЦЗ в 2008 году. Проблемы со сбытом вынудили компанию применять особый порядок ценообразования на внутреннем рынке. В 2008-2009 годах цены на металл падали, а потому иностранные потребители цинка сумели выторговать себе дисконты в 10-15%. Сделать это на конкурентном мировом рынке им было не сложно, учитывая привязку стоимости металла к спотовым ценам, формирующимся на LME.

Закупать за границей более дешевый цинк россиянам невыгодно из-за серьезных транспортных расходов, обусловленных огромными размерами страны. Поэтому металлурги, пользуясь своим доминирующим положением на рынке, настаивают на заключении фиксированных цен на свою продукцию - вернее, фиксируются они только в случае падения, а вот планка роста ничем не ограничена. Поступают так не только металлургические, но и нефтяные, и газовые компании. В итоге цены для российских потребителей часто оказываются выше, чем для иностранных. Но и внутри страны они сильно отличаются, на что влияет размер премии, устанавливаемый для разных потребителей. В этом и есть российская специфика ценообразования.

Старший аналитик ИФК "Метрополь" Денис Нуштаев не исключает, что Челябинский цинковый завод манипулирует ценами, ссылаясь на высокое качество металла (завод во всех релизах подчеркивает, что обеспечивает производство цинка качества SPECIAL HIGH GRADE, гарантирующего чистоту металла не ниже 99,995%). Но истинная причина роста цен, полагает эксперт, заключается в монопольном положении ЧЦЗ на российском рынке и в отсутствии механизма определения премии при внутренних поставках.

Аналитик ОАО "Банка Москвы" Юрий Волов говорит, что создать в России экономически обоснованный механизм определения цены очень сложно в силу отсутствия экономической стабильности и колоссальных различий, существующих между регионами страны. Но стремиться к этому надо: по мнению эксперта, определяющим при формировании стоимости металлов все же должна стать динамика цен на Лондонской бирже. Ю.Волов считает, что государство не обращало внимания на Челябинский цинковый завод потому, что он покупал сырье за границей, увеличивая свои издержки.

Между тем особых поводов для "накручивания" премии для российских потребителей в размере 20% у ЧЦЗ не было: согласно информации самой компании, чистая прибыль предприятия в четвертом квартале 2009 года выросла по сравнению с третьим на 289,23%. Поспособствовали этому повышение котировок цинка на LME и увеличение объемов продаж продукции. Генеральный директор завода Андрей Паньшин сообщил СМИ, что смена владельцев помогла решить проблемы с сырьем, и на мировом рынке сложилась благоприятная коньюнктура.

Эксперты в связи с этим замечают, что объемы продаж могли бы быть еще больше, если бы завод вовремя занялся модернизацией производства. Недавно совет директоров предприятия заявил, что намерен инвестировать в реконструкцию 622 миллиона рублей только в 2010 году. За счет ряда инновационных решений ЧЦЗ хочет улучшить качество продукции и снизить производственные потери, которые, утверждает директор института экономики Уральского отделения Российской Академии наук Александр Татаркин, остаются очень существенными.

Наблюдательный орган ЧЦЗ поставил перед менеджментом задачу вывести завод на мировой уровень производства и качества, из чего можно сделать вывод, что нового собственника работа ЧЦЗ не удовлетворяет. Соответственно, и требовать высоких премий от российских потребителей цинка, ссылаясь на высокое качество продукции, сегодня некорректно. А, по словам Максима Овчинникова, в 2010 году цены для российских промышленников превышали котировки LME на 15-18%. Федеральная антимонопольная служба не исключает, что после знакомства с текущими результатами работы ЧЦЗ она распространит свои претензии и на 2010 год.

Руководство цинкового завода сам факт антимонопольного расследования не комментирует: в пресс-службе предприятия обозревателю "РусБизнесНьюс" предложили перезвонить в конце июня - может, к тому времени какие-то комментарии и появятся.

Эксперты полагают, что причины молчания кроются в осознании собственниками ЧЦЗ простой мысли, что повлиять на мировой рынок со своими 200 тысячами тонн цинка они не смогут - как не смогут и существенно увеличить свою долю продаж иностранным потребителям. Чтобы это произошло, надо сделать завод очень эффективным и производительным. Но о какой эффективности можно говорить, когда в 2009 году - спустя полгода после прихода на завод - новый собственник был вынужден списать недостачу сырья (цинкового концентрата и цинксодержащего кека) в объеме 180 миллионов рублей, выявленную в ходе инвентаризации?

При таком хозяйствовании, действительно, не остается ничего другого, как повышать цены. Российский потребитель выдержит. А если не выдержит, то тем хуже для него.

Владимир Терлецкий

Регионы Участники проекта Инвестиционные проекты Консульства & представительства Новости & аналитика О проекте
«Сумма Технологий»®
Создание сайта
Продвижение сайта