Русский язык English language Deutsch Français El idioma español 中文
РЕГИОНЫ УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КОНСУЛЬСТВА & ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НОВОСТИ & АНАЛИТИКА О ПРОЕКТЕ
На главную  / Новости & Аналитика  / Последние новости  / Промышленный Урал схватился за голодный желудок
Выбрать: Русский язык English language Deutsch Français El idioma español

Промышленный Урал схватился за голодный желудок

Промышленный Урал схватился за голодный желудок

11.06.2010 — Аналитика


В 2010 году в России впервые за постсоветскую историю обозначена Доктрина продовольственной безопасности. Она определяет необходимые объемы производства основных продуктов питания, при которых государство может быть относительно независимо от импорта и колебаний цен на мировых рынках. В частности, доля российского зерна и картофеля на внутреннем рынке должна быть не менее 95%, молока и молочных продуктов - как минимум 90%. Мясом аграрии должны обеспечивать россиян на 85%, сахаром, растительным маслом и рыбой - на 80%.

Аналогичные показатели применяются и для определения продовольственной самостоятельности регионов страны. Однако пока субъекты Федерации, особенно промышленные, далеки от установленных планок. Наиболее показательна в этом смысле Свердловская область. В интервью "РусБизнесНьюс" министр сельского хозяйства и продовольствия региона Илья Бондарев рассказал о вкладе местных аграриев в насыщение прилавков, а также о том, на каком поле Средний Урал может и намерен сделать рывок, и в чём всегда будет зависеть от поставок из других регионов России.

- Илья Эдуардович, насколько сегодня предприятия агрокомплекса Свердловской области способны обеспечить регион основными продуктами питания?

- Средний Урал традиционно был и остается промышленным регионом. Поэтому, конечно, во многом мы зависим от товаров, поставляемых из других субъектов Федерации и из-за рубежа. Полностью Свердловская область обеспечивает себя только картофелем и куриным яйцом: на 183% и 115% от рациональной нормы потребления. Молоком местные хозяйства обеспечивают регион только на 40% от потребности, мясом - на 42%, овощами - на 27%, фруктами - на 15-16%, рыбой и вовсе на 0,7%.

В свете принятой Доктрины мы, естественно, будем заниматься развитием агрокомплекса. Но подход будет рациональным - если бананы на Урале не растут, мы не будем пытаться их выращивать. Мы ставим перед собой стратегическую задачу развивать в первую очередь те направления, которые будут обеспечивать население Среднего Урала свежими продуктами питания. Это мясо, молоко, рыба живая и охлажденная, овощи, а также продукты переработки сельхозпродукции. В конце концов, ту же мороженую рыбу нам и так привезут.

- Судя по приведенным цифрам, подотрасли АПК развиваются неравномерно. Следовательно, какого-то единого решения "для рывка" быть не может. Каким образом регион намерен сократить дисбаланс между рациональными нормами потребления и реальным производством, скажем, по мясу?

- По свинине мы намерены достигнуть самообеспеченности в ближайшее время: с выходом на полную мощность свинокомплексов "Горноуральский" (принадлежит комбинату "Хороший вкус") и "Уральский" (принадлежит "Сибирской аграрной группе"). С говядиной сложнее. Сейчас непосредственно мясным животноводством в регионе занимаются только три предприятия. Еще несколько, специализируясь на молоке, производят говядину как побочный продукт. В совокупности все хозяйства, которые так или иначе занимаются мясом, обеспечивают 22% от рациональной потребности. Направление мясного скотоводства находится на начальной стадии развития и потому требует особой поддержки.

Мы сейчас прорабатываем два проекта создания новых животноводческих комплексов. Один из них, в частности, появится в Нижнем Тагиле как проект в рамках программы развития моногородов России. За счет нового производства мы не только увеличим выработку продукции, но и создадим рабочие места в территориях, затронутых экономическим кризисом.

Вообще, в Свердловской области есть всё для выращивания скота мясных пород. Для его выпаса благоприятная погода 5-6 месяцев в году. По сравнению с соседней Челябинской областью у нас в среднем на 60% выше влажность и лучше растет трава, в Свердловской области отличные заливные луга и пастбища. Кроме того, рассматриваются несколько площадок, где мог бы разместиться племенной завод. Недавно делегация Минсельхоза и свердловских аграриев была в Челябинской области на подобном предприятии, где содержатся коровы элитной мясной герефордской породы. Но этот проект достаточно сложен, вложения в формирование и развитие мясного стада окупаются не раньше, чем через 3 года. Поэтому нам нужен инвестор с запасом финансовой прочности - сейчас мы ведем переговоры с несколькими компаниями.

- С мясом птицы такая же непростая ситуация?

- На сегодняшний день местный птицепром обеспечивает регион примерно на 50%. В 2009 году на птицефабриках получено около 100 тысяч тонн куриного мяса. До 2013 ставим задачу удвоить этот показатель. Исходя из возможностей действующих птицефабрик, мы можем довести уровень самообеспеченности до 70%. Оставшиеся 30% планируется закрыть мясом индейки. В этом году на ООО "Бородулинское" должны быть произведены первые 170 тонн мяса. В перспективе разведением индейки хотят заниматься еще несколько хозяйств. Вскоре мы поедем в Башкортостан, где открывается хозяйство на 30 тысяч тонн индюшатины в год. Нам важно учитывать опыт соседей, начиная свое производство фактически с нуля.

- И еще одно направление - молоко, до какой уровня самообеспеченности регион реально может подняться?

- У нас есть план-график строительства и ввода 36 животноводческих комплексов. Конечно, свои коррективы в него вносит экономический кризис, но, тем не менее, в 2010 году мы уже сдаем три объекта. И примерно пять должны завершить в 2011 году. Таким образом, реализовав все планы, мы с сегодняшних 40% вполне можем увеличить внутреннее производство до 60% от рациональной нормы.

Золотая рыбка - маленький карась

- Есть агронаправления, в которых Свердловская область всегда была зависимым регионом. Например, в производстве рыбы. На Ваш взгляд, удастся ли уйти от внешней зависимости в этой продуктовой группе?

- Свердловская область уникальна в плане рыбоводства. У нас построены и эксплуатируются 5 хозяйств для промышленного выращивания рыбы. Они расположены в тепловодных водоемах, которые не замерзают даже зимой. Мы можем индустриальным способом выращивать рыбу, в том числе - ценные породы. В Рефтинском рыбхозе, например, создано маточное стадо практически всех осетровых. Там есть и белуги по 50-70 килограммов, и осетры, и стерлядь, и веслонос. Словом, есть все, чтобы сделать большой шаг вперед, увеличив объемы производства рыбы и икры.

- А почему до сих пор на Среднем Урале не разводили рыбу в промышленных масштабах?

- Разведение было, но в небольших объемах. Не было соответствующей коньюктуры рынка. Сейчас же есть огромный спрос, поэтому необходимо развитие. Мы можем и должны дать рынку живую и охлажденную рыбу, и икру - то, что не привезем или будет сложно привезти из соседних регионов. Мы не претендуем в рыбной отрасли на какой-то прорыв, это будет, скорее, "фишка" среднеуральского АПК.

- Еще один сегмент, в котором Свердловская область остается зависимой - производство продовольственного зерна...

- Действительно, местное продовольственное зерно твердых сортов сегодня занимает порядка 5% на рынке. За счет перехода на озимые, ввода новых сортов и применения перспективных технологий мы можем увеличить этот показатель до 20%. Но больше - вряд ли: пшеница, пригодная для продовольствия, в наших погодных условиях, просто не вызревает. Недостаточно солнечных дней, чтобы она приобрела высокую степень клейковины. Поэтому, я думаю, что Средний Урал будет и дальше завозить зерно извне. Да и в соседних регионах сегодня производят его с меньшей себестоимостью, закупать у них нам просто выгоднее, чем производить на месте.

Частный бизнес - тягловая лошадь

- Долгое время российский АПК был государственным. Какой собственник превалирует сегодня, и на кого, соответственно, будет возложено бремя развития отрасли?

- Если говорить о формах собственности в агропромышленном комплексе, то сейчас в регионе действуют 19 государственных предприятий. В том числе, в птицепроме, рыбоводстве, животноводстве, производстве молочной продукции и хлебопечении.

Хотя превалирует в АПК, безусловно, частный бизнес. Поэтому и инвестиций мы в первую очередь ждем от него. Но не стоит забывать, что российский АПК - традиционно дотационная сфера экономики. Из государственного и регионального бюджетов ежегодно выделяются значительные суммы на поддержку аграриев. И наша задача - правильно определить те направления, куда будут направлены эти деньги. Например, сегодня в некоторых отраслях происходит диспаритет цен. Стоимость социально значимых продуктов растет непропорционально скачкам тарифов на коммунальные услуги, топливо, удобрения. В итоге, себестоимость производства оказывается выше закупочных цен. И мы с помощью субсидий компенсируем эти разрывы. Так, производители молока получают 3-3,5 рубля за каждый проданный килограмм.

Основной вектор государственной политики в сфере развития АПК - покрытие части процентных ставок по кредитам. Так, из федерального бюджета аграриям компенсируется ставка рефинансирования (7,75%). Если речь идет о проектах в животноводстве, областной бюджет компенсирует еще 3%. В итоге при процентных ставках в 12-15%, селянам остается заплатить меньше половины. Кроме того, сегодня из госбюджета поддержку получают племенное животноводство, элитное семеноводство, программы химизации и защиты растений и закупка минеральных удобрений, а также страхование урожая.

При наличии средств в бюджете Свердловской области мы планируем восстановить субсидии на закупку техники и оборудования. Сегодня многие хозяйства просто не могут самостоятельно провести модернизацию, обновить оборудование. Между тем, некоторыми машинами они обеспечены на 28-60%.

- Предположим, что случилось чудо - Свердловская область добилась самообеспеченности по ключевым группам продовольствия. Не приведет ли это к закрытию "продовольственных" границ между субъектами Федерации?

- Россия - единая страна, поэтому закрывать границы от производителей из других регионов - абсурд. Кроме того, у нас есть антимонопольное законодательство, которое гарантирует сохранение конкуренции на всех рынках для всех субъектов экономической деятельности.

У человека должен быть выбор: сегодня он пробует челябинскую курицу, завтра тюменскую, послезавтра - свердловскую, дальше - импортную. И наша задача, кроме того, чтобы проконтролировать высокое качество всех представленных товаров - сделать так, чтобы свердловчане остановили свой выбор на местной продукции, чтобы она была конкурентна и по вкусовым и по ценовым качествам, а также была всегда представлена на полках местных магазинов. Кроме того, на мой взгляд, неоспоримым конкурентным преимуществом товаров местных производителей всегда будет свежесть предлагаемой ими рынку продукции.

Интервью подготовила Евгения Еремина

Регионы Участники проекта Инвестиционные проекты Консульства & представительства Новости & аналитика О проекте
«Сумма Технологий»®
Создание сайта
Продвижение сайта