Русский язык English language Deutsch Français El idioma español 中文
РЕГИОНЫ УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КОНСУЛЬСТВА & ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НОВОСТИ & АНАЛИТИКА О ПРОЕКТЕ
На главную  / Новости & Аналитика  / Последние новости  / Битва за Урал: российские автоперевозчики сдают позиции иностранцам
Выбрать: Русский язык

Битва за Урал: российские автоперевозчики сдают позиции иностранцам

Битва за Урал: российские автоперевозчики сдают позиции иностранцам

07.04.2009 — Аналитика


Уральский рынок международных грузовых и пассажирских автоперевозок остается одним из наименее развитых в России. По данным Уральского управления Госавтодорнадзора, на начало 2009 года в УрФО зарегистрировано 142 перевозчика, работающих на межгосударственных маршрутах. При этом в общероссийском пуле уральцы составляют лишь 2,5%. Отчасти это объясняется тем, что основной грузопоток в федеральном округе формируют крупные промышленные и металлургические предприятия, а потому 98% товаров перемещается по железной дороге. Но, как выяснил корреспондент "РусБизнесНьюс" Денис Бородкин, даже на автотрассах российские перевозчики не могут завоевать удобные позиции. 

В 2008 году на российских перевозчиков в УрФО пришлось лишь 19,2% от общего объема международных автомобильных грузов — это в 2 раза ниже среднероссийского показателя. За последние несколько лет их доля на уральском рынке увеличилась на 2-3%, однако этот рост крайне незначителен, если учесть, что в Северо-Западном федеральном округе отечественные компании транспортируют около 48% грузов, а на Дальнем Востоке — порядка 70%. Более 70% грузов в УрФО доставляется на паритетных началах компаниями из соседних с Россией государств, остальные 10% забирают перевозчики из третьих стран. Например, белорусские или турецкие грузовики возят грузы с Урала в Германию.

Основным направлением международных перевозок для Уральского федерального округа остается Казахстан — 45%, второе и третье места делят Германия и Беларусь (по 8%). При этом казахские перевозчики составляют на уральском рынке подавляющее большинство — у них 45% грузов, еще 12% остается за белорусами. На сегодня соглашения между Россией и Казахстаном позволяют выполнять международные перевозки в двустороннем сообщении без необходимости получать разрешение. Тем не менее, по словам руководителя филиала Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) в УрФО Юрия Калиновского, в Казахстане действует схема, затрудняющая работу российского транспорта. "Начиная от бандитских поборов и заканчивая запретом на использование россиянами пограничных переходов, которые официально открыты для многостороннего сообщения, но реально работают только в режиме Россия - Казахстан", — поясняет он.

В масштабах России ежегодный экономический ущерб от перевозчиков из третьих стран исчисляется десятками миллиардов рублей, даже если их работа легальна. Однако часто они не имеют необходимого разрешения. По данным Уральского управления Госавтодорнадзора (УГАДН), в 2008 году на Урале было выявлено почти 330 таких нарушений, а сумма выписанных штрафов составила всего около 500 тысяч рублей. Санкции мизерны — водитель-нелегал платит примерно 1 500 рублей и продолжает путь. В Европе его бы оштрафовали на 15 000 евро, а фуру отправили на штрафную стоянку.

Вопиющая диспропорция не только в штрафах. За рубежом с российских перевозчиков взимаются дорожные сборы, а для их иностранных коллег в РФ они фактически отсутствуют. "Соответствующее постановление правительства России, принятое в 1998 году, в сущности, не действовало. С февраля 2008 года вступило в силу новое, но установленные им суммы сборов ничтожно малы. В результате создаются неравные конкурентные условия, так как иностранцы могут применять более низкие тарифы", — отмечает начальник УГАДН Александр Салоутин.

В этой ситуации неудивительно, почему подавляющее большинство уральских предприятий предпочитает пользоваться услугами зарубежных транспортных компаний, в частности, европейских. Однако на практике груз часто доставляет местный перевозчик, а плату взимает западная компания. Показательный пример привёл генеральный директор ОАО "Лорри" Юрий Ступак. Уральский завод заказывает машину для перевозки оборудования из Италии. Итальянская International Logistics Company выставляет счет на 9 000 евро. Получив согласие, связывается с австрийской LKW Walter и договаривается на 8 500. В свою очередь, австрийцы переправляют заказ германской DB Schenker за 8 000, дальше по цепочке за 7 500 нанимается "Белтрансавто", после чего екатеринбургская "Лорри" везет оборудование за 7 000 евро.

По словам Ю.Ступака, у российских перевозчиков есть целый ряд преимуществ перед иностранцами — система бизнес-навигации, с помощью которой клиент у себя в офисе может отслеживать путь груза, а также наличие полиса отечественной страховой компании, которую всегда можно проверить. Кроме того, высокая прозрачность перевозок, возможность срочной поставки автомобиля. Однако без жестких протекционистских мер на автодорогах не обойтись. Межгосударственные соглашения дают россиянам право перевозить 50% экспортно-импортных грузов, но это право остается на бумаге.

Регионы Участники проекта Инвестиционные проекты Консульства & представительства Новости & аналитика О проекте
«Сумма Технологий»®
Создание сайта
Продвижение сайта