Русский язык English language Deutsch Français El idioma español 中文
РЕГИОНЫ УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КОНСУЛЬСТВА & ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НОВОСТИ & АНАЛИТИКА О ПРОЕКТЕ
На главную  / Новости & Аналитика  / Последние новости  / Оркестр маленькой надежды
Выбрать: Русский язык English language

Оркестр маленькой надежды

Оркестр маленькой надежды

26.04.2010 — Аналитика


Российские оркестры в большинстве своем влачат жалкое существование. Не хватает всего - денег, кадров, инструментов. Как следствие, число концертов чрезвычайно мало, а о зарубежных гастролях музыканты из глубинки могут только мечтать. При этом в России прекрасно себя чувствуют Большой симфонический оркестр имени П.Чайковского, Уральский академический филармонический оркестр, Омский академический симфонический оркестр. С бизнесом в оркестровой яме познакомилась корреспондент "РусБизнесНьюс". 

Сейчас в России, по данным Главного информационно-вычислительного центра Минкультуры РФ, 71 симфонический оркестр (по другим данным их число достигает 86). В США, для сравнения, по самым скромным подсчетам только профессиональных оркестров порядка 350. Лишь треть российских оркестров имеет полный штат, остальные испытывают кадровый голод, который в ближайшей перспективе будет еще более острым: в России утерян престиж профессии музыканта, возникли системные проблемы в образовании - уровень выпускников консерваторий снизился. Количество концертов, которые дали российские оркестры в 2009 году, варьируется от 10 до 132.

Зарплата региональных оркестрантов может быть и 4 000 рублей, может быть и 20 000, но не превышает 50 000 рублей. В результате сотрудники половины оркестров имеют доходы ниже средних в их регионе. В столичных оркестрах с грантами музыканты получают до 100 000 рублей. Средняя сумма доходов оркестров за прошлый год - от 400 тысяч до 7 миллионов рублей. Уральский академический филармонический оркестр, например, получил 20 миллионов рублей.

Как заявил на прошедшей в Екатеринбурге дискуссии "Российские оркестры: сегодня и завтра" директор департамента господдержки искусства, народного творчества и международных связей Минкультуры РФ Алексей Шалашов, симфонические оркестры являются ядром музыкальной жизни как отдельного города, так и страны в целом. Поэтому необходимо активно развивать это направление. В первую очередь, нужно создать концепцию филармонической деятельности в России по аналогии с уже разработанными концепциями театральной деятельности и циркового искусства. Однако, прежде чем браться за неё, нужно провести тщательный мониторинг того, что имеется. 

Кроме того, необходимо разработать критерии для создателей оркестров. По словам художественного руководителя и главного дирижера Уральского академического филармонического оркестра Дмитрия Лисса, сформировать жизнеспособный оркестр - очень дорогое удовольствие, и, чтобы человек, решивший взяться за это дело, не питал иллюзий, нужны критерии. Первый - уровень зарплаты, второй - уровень музыкантов-дирижеров и их число, третий - количество инструментов, четвертый - зал и прочее. Нужно четко прописать минимальную сумму, которая потребуется на создание хорошего оркестра. Если человек, планирующий создать оркестр, не может обеспечить соответствие этим критериям, значит, ему не стоит и пытаться достичь поставленной цели. "Сейчас мы берем опыт либо из СССР, либо действуем от фонаря", - посетовал Д.Лисс.

С ним полностью согласен художественный руководитель и главный дирижер Дальневосточного симфонического оркестра Илья Дербилов. По его мнению, прежде чем создать оркестр, нужно просчитать, насколько это целесообразно. Разработать критерии дирижеры предлагают Министерству культуры РФ. 

Возникает закономерный вопрос: если же советская система была так хороша, почему не вернуть ее к жизни? Алексей Шалашов, Дмитрий Лисс и вице-президент Союза концертных организаций России Александр Колотурский выступили не только категорически против возврата, но даже мысли не допускают о частичных заимствованиях из советской системы. "Должен быть системный подход, общие правила для всех, но не из СССР. В 90-е годы, после распада Союза решение главных вопросов было передано на уровень региональных властей, которые по Конституции отвечают за развитие культуры. Но им никто не рассказал, как развивать оркестры в новых условиях, а ведь все поменялось", - заметил А.Колотурский. "Возвращаться к советской системе нереально, глупо и вредно", - подчеркнул Д.Лисс.

Во всем мире существует разделение оркестров по уровню, и учредитель решает, какого класса оркестр в своем регионе он хотел бы иметь. В СССР это определялось категорийной системой, в России этого нет. По мнению А.Колотурского, в РФ просто не понимают, что дает категорийность, какую функцию она несет, и почему-то эту систему воспринимают больше со знаком минус, чем со знаком плюс. 

Между тем, в США существует категорийность оркестров. Там во главу угла поставлен доллар. Какой у оркестра бюджет, такая и категория. При этом 90% из 350 американских оркестров имеют низкую категорию и играют всего по 5-6 концертов в сезон. "Почему?" - задался вопросом Д.Лисс и сам же на него ответил. Потому что есть определенные нормы, по которым музыканту нельзя платить меньше определенной суммы. В России, как это ни парадоксально, филармонии сами устанавливают нормы и сами за ними следят, взяв на себя функции профсоюзов.

Таким образом, категорий у российских оркестров нет, но и по ранжиру они выстраиваться не желают. Практически все участники дискуссии выступили против создания рейтинга оркестров. Однако высказались за организацию смотра. Выяснилось, что такого рода демонстрация своих способностей будет благотворно влиять на развитие творческого уровня оркестров. 

Проблемы есть и будут всегда. Но не стоит забывать о слушателе. "На первое место должно встать общество. Мы должны работать в обществе, с обществом и для общества, - сказал А.Колотурский. - Нужно выработать у россиян моду на классическую музыку и помнить, что основная задача высокой культуры - не в получении дохода". 

Анна Хорькова

Регионы Участники проекта Инвестиционные проекты Консульства & представительства Новости & аналитика О проекте
«Сумма Технологий»®
Создание сайта
Продвижение сайта