Русский язык English language Deutsch Français El idioma español 中文
РЕГИОНЫ УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КОНСУЛЬСТВА & ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НОВОСТИ & АНАЛИТИКА О ПРОЕКТЕ
На главную  / Новости & Аналитика  / Последние новости  / RAB-уравнение для энергетики: инвестиционный плюс на тарифный минуc
Выбрать: Русский язык English language

RAB-уравнение для энергетики: инвестиционный плюс на тарифный минуc

RAB-уравнение для энергетики: инвестиционный плюс на тарифный минуc

17.03.2010 — Аналитика


В том, что российская энергетика нуждается в хорошей порции инвестиций, нет никаких сомнений. Приток финансовых вливаний в отрасль по-прежнему не позволяет решить важнейшие проблемы дефицита мощностей и износа оборудования. Причина прохладного отношения инвесторов к энергетике, по мнению игроков рынка, в отсутствии понятных механизмов получения прибыли. Действующая в России система тарифного регулирования "Затраты плюс" плохо заботится об интересах инвесторов. Именно поэтому сетевые компании уже несколько лет активно ратуют за переход к европейской системе формирования тарифов - RAB-регулированию, которая должна дать отрасли необходимый инвестиционный заряд. Корреспондент "РусБизнесНьюс" оценил плюсы и минусы системы.  

RAB-регулирование: с чем его едят?  

Основное отличие английской методики RAB-регулирования (англ. "доходность на инвестированный капитал") от системы "Затраты плюс" в том, что сейчас тариф на передачу электроэнергии, куда входят инвестиционные расходы, утверждается тарифным органом каждый год. Поэтому инвесторы не могут планировать свои доходы и расходы на несколько лет вперед. Новый механизм предполагает формирование сетевых платежей сначала на три года, а потом на пять лет. 

Но самое важное то, что в RAB-тариф, помимо фактических затрат компании, заложен возврат инвестиционных средств и определенный процент дохода для инвестора. Им может быть не только владелец сетей, но и любой заимодавец, например, банк или негосударственный пенсионный фонд, которым сетевая компания по типу ипотеки будет выплачивать основной долг и проценты в течение 30-35 лет (так называемая "ипотека для энергетиков"). 

Кроме того, как рассказал "РусБизнесНьюс" пресс-секретарь ОАО "МРСК Урала" Дмитрий Тюхтин, по новым условиям сетевики, продолжая работать по утвержденным тарифам, должны будут снижать текущие расходы на 1-2% в год. Если экономия будет больше, то компания в течение пяти лет сможет самостоятельно распоряжаться сэкономленными деньгами. Например, вкладывать их в модернизацию инфраструктуры. При нынешней схеме "Затраты плюс" тарифный орган как раз "наказывает" энергетиков за подобную экономию, урезая тариф на величину сэкономленных средств. 

При переходе на RAB-регулирование первые пять лет выгоду от снижения текущих расходов получает компания, а в последующие годы - потребитель в виде сниженных тарифов. В Великобритании, например, благодаря такому стимулированию за 15 лет издержки электросетевых компаний снизились более чем в 2 раза, а тариф на передачу электрической энергии - на 52% в сопоставимых ценах.

Еще один плюс для потребителей - повышение качества услуг сетевиков. Новая методика формирования тарифов предусматривает прямую зависимость доходов компаний от надежности энергоснабжения и уровня обслуживания потребителей. При несоблюдении нормативов качества компанию будут штрафовать. 

В идеале при RAB-регулировании на один рубль, заложенный в тариф, можно привлечь несколько рублей инвестиций. То есть при сравнительно небольшом росте тарифа (или даже его снижении) сетевая компания получает возможность привлечь весьма солидные средства на развитие. Но то в идеале.

Большие надежды больших энергетиков

В уральском регионе RAB-первопроходцем стал филиал "МРСК Урала" - ОАО "Пермэнерго" (законодательно новый механизм был утвержден на федеральном уровне в середине 2008 года). С 2011 года на RAB-регулирование перейдут ОАО "Челябэнерго", "Свердловэнерго", "Тюменьэнерго". На 2010-2012 годы запланирован поэтапный переход на RAB-тарифы магистральных сетевиков. В ближайшие три года доходность для ФСК ЕЭС по расчетам составит 11%, а срок возврата инвестированного капитала - 35 лет. 

На каждый дополнительный рубль инвестиций в тарифе сетевики намерены получить два рубля инвестиций. Что касается уральского региона, то такой сценарий вполне реалистичен, так как инвесторы в числе прочего смотрят на потребность территории в новых мощностях и масштабы инвестпрограмм, с чем у Уральского федерального округа никогда не было проблем.

В региональных госструктурах и регулирующих органах обеими руками поддерживают переход уральских сетевых компаний на новые расчеты. Как рассказала "РусБизнесНьюс" пресс-секретарь министерства энергетики и ЖКХ Свердловской области Елена Ильина, до 2012 года по закону на RAB-регулирование должно перейти все электросетевое хозяйство Среднего Урала и других регионов. 

"Министерство совместно с Региональной энергетической комиссией (РЭК) будет утверждать производственные программы компаний, финансируемые в соответствии с RAB-методикой. Переход на новое тарифообразование даст толчок развитию многих сфер экономики, так как приток инвестиций в энергетику будет означать вливание крупных средств в региональную экономику", - считает Елена Ильина. Потребители, по ее мнению, получат самое главное - надежное электроснабжение и предсказуемые тарифы. 

Большие надежды на новый механизм возлагают и в РЭК Свердловской области. По словам первого заместителя председателя комиссии Надежды Запорожец, для регуляторов еще один плюс новой методики - в ежегодном снижении операционных расходов сетевой компании. "Наличие инвестиционного стимула и одновременно заинтересованность энергетиков в снижении текущих затрат исключают "проедание" инвестиций", - уверена она. 

Уравнение с несколькими неизвестными  

Увы, но на практике пока не все так просто, как в теории. Внедрение RAB-системы в российских регионах сопряжено с большими трудностями. Расчеты по новой методике включают доходы на инвестиции в размере не более 12% (для ФСК, как уже говорилось, - 11%), в то время как банки сегодня дают кредиты под 15-18% годовых. Брать заемные инвестиции под 18%, имея гарантированную доходность 12%, не будет ни одна здравомыслящая сетевая компания. Метод RAB-регулирования эффективен при банковской ставке ниже 9%, потому что с учетом налога на прибыль инвестор вместо 12% получит всего 10% чистой прибыли от своих вложений в энергетику. 

Во-вторых, новая система рассчитана на серьезный рост промышленного производства и, следовательно, энергопотребления, однако из-за экономического кризиса уральские предприятия вынуждены были затянуть пояса. 15% "недоотпуск" электроэнергии обернулся для "Пермэнерго" потерей 1,5 миллиардов рублей собственных средств при плановой выручке 20 миллиардов рублей. А ведь недополученные средства можно было бы обратить в инвестиции. Кстати, именно поэтому МРСК в 2009 году притормозила переход филиалов на RAB-регулирование. 

Энергетики считают эти трудности временными. В сетевых компаниях говорят, что как только в России изменится экономическая ситуация, кредиты подешевеют, а производство начнет расти, закрутятся все шестеренки нового механизма. А через некоторое время преимущества европейской методики смогут оценить потребители.

Однако ряд экспертов не уверен, что даже в более выгодных экономических условиях сетевикам удастся соблюсти баланс своих интересов и интересов потребителей. После запуска нового механизма тарифы на передачу электроэнергии для предприятий не только не снизятся, а, наоборот, увеличатся. По оценкам аналитиков, в первый год увеличение составит 25-30%. 

Впрочем, представители "МРСК Урала" утверждают, что новые тарифы не сильно ударят по кошельку потребителей, так как на сети в конечном платеже приходится всего 20%, львиную долю в нем занимает генерация. Кроме того, на начальном этапе RAB-регулирования государство будет сдерживать рост тарифов, "раскладывая" выручку энергетиков на несколько лет в течение одного долгосрочного периода (так называемый механизм "сглаживания"). А с 2011 года инвестиционная составляющая будет исключена из платы за подключение к сетям, что позволит уральским предприятиям экономить на техприсоединении. 

Кстати, о том, что через три-пять лет регулирования потребители получат выгодные тарифы, тоже стоит говорить с большой осторожностью. Как ни парадоксально, по той же причине, что и об их росте. В условиях нехватки мощностей в ближайшие годы уральский рынок не застрахован от дефицита электроэнергии, а значит, цена генерации будет расти. Поэтому в снижении стоимости сетевой составляющей не будет почти никакого смысла. 

Зато сетевики наконец-то получат железный аргумент в ставшем притчей во языцех конфликте с бизнесом на почве растущих год от года тарифов. Если сейчас им каждый год приходится с большим трудом отвоевывать каждую копейку, то RAB-регулирование значительно облегчит энергетикам жизнь. Легче ли станет жизнь потребителей - однозначно пока сложно сказать. Так же, как и о перспективах уральской энергетики, которые, на первый взгляд, многообещающие. Хотя, если следовать законам математики, инвестиционный плюс, умноженный на тарифный минус, вряд ли когда-нибудь даст плюс...  

Марина Сирина

Регионы Участники проекта Инвестиционные проекты Консульства & представительства Новости & аналитика О проекте
«Сумма Технологий»®
Создание сайта
Продвижение сайта