Русский язык English language Deutsch Français El idioma español 中文
РЕГИОНЫ УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КОНСУЛЬСТВА & ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НОВОСТИ & АНАЛИТИКА О ПРОЕКТЕ
На главную  / Новости & Аналитика  / Последние новости  / Страховщики России: кто переживет финансовый кризис
Выбрать: Русский язык English language

Страховщики России: кто переживет финансовый кризис

Страховщики России: кто переживет финансовый кризис

15.02.2010 — Аналитика


Страховой рынок России ждет новый удар экономического кризиса. В отличие от промышленных предприятий и банков, которые начинают постепенно восстанавливаться после "финансовой турбулентности", положение многих страховщиков в 2010 году может существенно ухудшиться. По прогнозам экспертов, рынок покинут порядка 100 организаций. Какие компании могут оказаться в "зоне риска" и что делать клиентам "банкротов", выясняла корреспондент "РусБизнесНьюс".

Школа выживания

Минувший год был тяжелым для российских страховщиков. Рынок показал существенное падение - снижение сборов началось еще в конце 2008 года и набирало обороты на протяжении всего 2009. По данным Федеральной службы страхового надзора, в январе-марте страховщики собрали 139,1 миллиарда рублей (без учета обязательного медицинского страхования), во втором квартале - 132,7 миллиарда, в третьем еще меньше - 121,3 миллиарда рублей. Итоги последних трех месяцев ФССН пока не обнародовала, однако эксперты не ожидают улучшения показателей - проблемы с недостатком ликвидности по-прежнему актуальны для большинства игроков страхового рынка.

Сокрушительный удар кризис нанес и по Уральскому федеральному округу. Если в среднем по России падение сборов составило 9% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года, то на Урале за 9 месяцев 2009 года сборы снизились на 23%. Кроме того, шесть страховщиков УрФО не смогли выжить в сложившихся экономических условиях. С рынка ушли "Уралрос", "Белая башня" (позже переименованная в компанию "Юбилейная"), "Кольцо Урала", "Нефтегаз-Страхование" и "Урал-АИЛ-Жизнь". Всего же в минувшем году ФССН отозвала лицензии у 101 страховой компании России, в том числе 25 организаций прекратили деятельность по собственной инициативе.

По словам главы ФССН Александра Коваля, в 2010 году страховой рынок страны также покинут не менее 100 компаний. Уже с января практически еженедельно лицензии лишаются 1-2 компании, и эта тенденция продолжится. В "зоне риска" - все страховщики, продемонстрировавшие в ушедшем году снижение сборов. На конец 2009 года в России было зарегистрировано 722 страховые организации и 60% из них показали уменьшение доходов. 

Большинство из них - небольшие региональные компании. В кризис юридические лица стали меньше прибегать к их услугам - бюджеты на страхование в большинстве организаций были сокращены. Отказаться от страховки были вынуждены и многие попавшие под сокращение или потерявшие в зарплате россияне. В сложившейся ситуации получать прибыль удавалось, в основном, только крупным игрокам, работающим на федеральном уровне, все остальные если и держались на плаву, то терпели колоссальные убытки.

Кто виноват и что делать?

Жертвами банкротства страховщиков могут стать сотни тысяч россиян. "Ситуация вызывает тревогу. Наш рынок непрозрачен: многие компании несут сильные убытки и при этом создают видимость успешной деятельности. Однако, проблемы, как беременность, долго скрывать не будешь - рано или поздно о них все равно станет известно и временем таких печальных открытий, вероятно, станет 2010 год", - считает среднеуральский биржевой аналитик Константин Селянин.

С каждым месяцем все больше клиентов жалуются на неисполнение страховщиками своих обязательств. За первые 9 месяцев 2009 года в Инспекцию страхового надзора по УрФО с жалобами обратились 1 700 уральцев, тогда как за аналогичный период 2008 года поступило около 800 обращений. В основном клиенты недовольны тем, что организации задерживают выплаты компенсаций. 80% таких жалоб признаны обоснованными.

В самой сложной ситуации оказываются клиенты обанкротившихся компаний. "По закону все страховщики обязаны формировать определенный резерв, чтобы в любом случае выполнить обязательства перед клиентами, однако в условиях непрозрачного рынка рассчитать, достаточно ли у компании активов, крайне сложно. В результате при банкротстве многих из них выясняется, что рассчитывать людям попросту не на что - собственно имущества у организаций нет, а сумма активов фактически ничтожна", - поясняет К. Селянин.

Пока на страховые выплаты с уверенностью могут рассчитывать владельцы полисов ОСАГО. В случае банкротства компании ее клиенту-автолюбителю, попавшему в ДТП, компенсацию выплачивает Российский союз автостраховщиков. По итогам 2009 года РСА выплатил клиентам обанкротившихся страховщиков 3,2 миллиарда рублей. Однако эксперты опасаются, что средства Союза могут быть исчерпаны уже к середине 2010 года.

"Деньги выплачиваются очень большие. Только клиентам обанкротившейся компании "Уралрос" на сегодняшний день мы выплатили порядка 52 миллионов рублей. Деньги получили около 2000 пострадавших автовладельцев. Но на этом процесс не заканчивается - к нам продолжат обращаться клиенты этой компании", - рассказал "РусБизнесНьюс"  руководитель РСА по УрФО Олег Цыпулин

Для того чтобы не допустить полного исчерпания средств, в РСА пошли на крайние меры. Ранее в Союзе действовало два фонда - один для выплат по ОСАГО на случай банкротства или отзыва лицензии у страховой компании, второй - для выдачи компенсаций пострадавшим в случаях, если виновник ДТП неизвестен. Общий объем фондов составляет 10 миллиардов рублей, из них лишь 3,3 миллиарда предусмотрены на случай ухода игроков с рынка. Поскольку в 2009 году из первого фонда было выплачено 3,2 миллиарда, средств в нем практически не осталось. В связи с этим было принято решение до 2011 года объединить оба фонда. 

"Я думаю, что, благодаря этим поправкам, в 2010 году нам удастся возместить убытки всем клиентам ушедших с рынка компаний. Вопрос нехватки денег пока снят, однако все будет зависеть от той ситуации, которая сложится на страховом рынке", - отмечает О. Цыпулин.

А вот россиянам, застраховавшим в обанкротившихся компаниях имущество или здоровье, рассчитывать практически не на что. "С большой долей вероятности получить возмещение по страховому случаю или вернуть хотя бы часть внесенной страховой премии при расторжении договора не получится: активов у банкротов нет или недостаточно для выполнения своих обязательств", - считает директор екатеринбургского филиала компании "АльфаСтрахование" Илья Захаров.

Единственный шанс получить хоть что-то - обратиться в суд. Но и служители Фемиды не всегда могут помочь в таких случаях. "Как правило, иски физических лиц удовлетворяются в последнюю очередь, поэтому шансы на полное получение выплаты невысоки", - отмечает начальник управления автострахования СГ "Межрегионгарант" Алексей Мишин.

По его словам, защититься от невыплаты можно только правильным выбором страховой компании. "Сейчас очень сложное время для страховой отрасли и поэтому многие инструменты оценки, которые раньше являлись объективными, зачастую не работают. К примеру, место компании в рейтингах по сборам - сегодня это, пожалуй, мало о чем говорит и уж точно не поможет выбрать ту страховую компанию, которая полностью отвечает по своим обязательствам. Точно также прежде можно было опираться на опыт знакомых - если компания платила, то можно было смело страховаться в ней. Этот инструмент опять-таки не работает - сейчас многие страховщики очень сильно ужесточили выплатную политику, и если какое-то время назад компания платила исправно по своим обязательствам, предсказать, как она поступит в нынешней ситуации, довольно сложно", - отмечает А. Мишин.

По мнению экспертов, единственный универсальный критерий, который позволит с высокой долей вероятности выбрать компанию, способную пережить кризис - это вхождение страховщика в крупный холдинг. Диверсифицированный бизнес материнской компании является надежной гарантией того, что страховщику можно доверять в условиях кризиса.

Мария Трускова

Регионы Участники проекта Инвестиционные проекты Консульства & представительства Новости & аналитика О проекте
«Сумма Технологий»®
Создание сайта
Продвижение сайта