Русский язык English language Deutsch Français El idioma español 中文
РЕГИОНЫ УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КОНСУЛЬСТВА & ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НОВОСТИ & АНАЛИТИКА О ПРОЕКТЕ
На главную  / Новости & Аналитика  / Последние новости  / Россиянам вколют прививку энергосбережения
Выбрать: Русский язык English language Deutsch Français

Россиянам вколют прививку энергосбережения

Россиянам вколют прививку энергосбережения

26.01.2010 — Аналитика


С 2011 года на всей импортируемой и производимой в России бытовой технике должен указываться класс энергоэффективности. По мнению корреспондента "РусБизнесНьюс", нововведение едва ли решит заявленную проблему чрезмерного потребления электроэнергии. Однако даст возможность и производителям и продавцам на волне разговоров об энергосбережении набрать очки в борьбе за покупателя и стимулировать продажи. 

Средняя температура воздуха зимой на Урале – минус 20-25 градусов. В конце декабря 2009 – начале января 2010  термометры  штурмовали тридцатиградусную отметку. Пропорционально усилению морозов традиционно возрастает нагрузка на электросети. Как сообщили "РусБизнесНьюс" в ОАО "Екатеринбургская электросетевая компания", электропотребление Екатеринбурга 17 декабря достигло исторического максимума - 980 МВт. Снижение температуры на 12 градусов приводит к росту электропотребления за сутки на 6%. 

 

Рост нагрузки, как отмечают специалисты, происходит, прежде всего, за счет индивидуальных  потребителей. Люди начинают чаще включать электрочайники, отопители, нагреватели воды. Не говоря уже о том, что они  больше времени проводят дома, а значит, дольше работают телевизоры, компьютеры, музыкальные центры. Традиционно в зимний период энергопотребление в 2 раза выше, чем летом.  Среднестатистическая российская семья (2,5 человека), пользуясь всеми благами цивилизации, потребляет каждый месяц от 140 до 400 киловатт-часов и тратит на электроэнергию от 300 рублей из семейного бюджета.

 

Безусловно, отказаться полностью от использования приборов с высоким уровнем энергопотребления сейчас представляется практически невозможным. Однако если раньше каждая семья решала для себя проблему высоких  энергозатрат в индивидуальном порядке, то с недавнего времени этим вопросом озаботились федеральные власти.

 

27 ноября 2009 в России вступил в силу закон "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности". С 1 января 2011 года вся продаваемая в стране бытовая техника, а с 2012 года  компьютеры и прочие "домашние" электроприборы - должны содержать информацию о классе их энергетической эффективности  в технической документации. Кроме того, эта информация  должна быть указана на маркировке и на этикетках продукции. Исключение составляют только "товары, имеющие ограниченную сферу применения, а также малораспространенные товары". Эксперты уже обсуждают, что техника с высокими  энергозатратами  в перспективе может быть вообще запрещена к продаже в России.

 

Последние несколько лет уральцы активно вкладывали наличные средства в бытовую технику: покупали новую, меняли старую. Положительная динамика роста товарооборота в этом сегменте сохранялась примерно с 2006 года. Объем екатеринбургского рынка, по оценкам игроков, в 2008 году составлял 300-350 миллионов долларов, а  челябинского, по данным компании "Техносила", 215 миллионов долларов. Главным образом, спрос стимулировали растущие доходы населения и развитие потребительского кредитования. На волне ажиотажа на Урале активно развивались как региональные и федеральные российские сети, так и международные операторы: в Екатеринбурге открылись магазины Euronics и MediaMarkt.

 

Однако с начала 2009 года рынок бытовой техники и электроники "залихорадило". По оценкам операторов розничной торговли, объемы продаж во "внепраздничные" периоды по сравнению с 2008 годом  сократились на 15-30%. В пресс-службе федеральной сети магазинов МИР, комментируя приостановку работы точек продаж в Екатеринбурге, отмечали "сжатие" рынка в несколько раз. Кроме МИРа, еще несколько региональных операторов столкнулись с финансовыми проблемами.

 

С начала 2009 года почти все игроки рынка для удержания покупателей стали внедрять антикризисные меры. Большинство из них направлены на повышение лояльности клиентов: это и  снижение цен, и развитие сервисных центров, а на волне разговоров об экономии энергии – расширение линейки товаров с низкими энергозатратами.

 
Раскрыть всю правду  


Большая часть продаваемой в России бытовой техники - иностранного производства. По оценкам DISCOVERY Research Group, в 2006 году общий объём её импорта равнялся 3,6 миллиардам долларов (около 63% всего рынка). Из оставшейся трети большая часть –  товары, производимые иностранными компаниями внутри России.

 

Иностранные производители и без директив постоянно работают над совершенствованием энергоэффективности своей продукции. И активно прикрепляют к своим товарам "евронаклейку" с обозначением класса энергосбережения от A до G (соответственно, от минимального потребления энергии и минимального загрязнения окружающей среды до самых энергозатратных). "В основном все импортные производители сейчас имеют продукцию не ниже уровня В. Доля таких товаров, по моим оценкам - 20-30% в дешёвом сегменте, 70-80% в среднем и выше среднего, 100% в дорогом и люксовом", - рассказал "РусБизнесНьюс" представитель одной международной производственной компании.

 

Отечественных производителей мода на публичное информирование об «энергетике»  товаров пока не охватила, хотя российский ГОСТ регламентирует отнесение техники к тому или иному классу энергопотребления. Не исключено, что такая "скромность" вызвана сразу  несколькими причинами. Во-первых, похвастаться нечем. Во-вторых, техника с низким уровнем энергопотребления, как правило, дороже энергозатратного аналога. А пока для российских покупателей цена на первом месте, этот фактор может сыграть не в пользу стимулирования продаж. Поэтому стикер на российской бытовой технике можно встретить на дорогих товарах - морозильных камерах, отопителях, холодильниках.


Очевидно, что обязательное информирование покупателей о классе энергопотребления бытовой техники главным образом скажется на работе российских компаний-производителей. Им нужно будет подвести всю свою продукцию под разработанные стандарты и классы энергопотребления. Безусловно, это потребует определенных организационных и технологических затрат. Но, с другой стороны, стимулирует развитие технологий и повышение конкурентоспособности продукции. Так, в Европе производители бытовой техники давно вошли во вкус гонки энергосбережения. Как сообщили "РусБизнесНьюс" в Indesit Company, модели стиральных машин 2008 - 2009 года потребляют на 44% энергии и 62% воды меньше, чем модели, произведенные в 90-е годы. "Мы посчитали денежное выражение данных по холодильникам: производимые ныне модели за 15-летний срок своей службы потребуют затрат на электроэнергию в размере 375 евро в противовес 1500, которые "потратят" модели, выпущенные в 90-е. Для бережливого и социально ответственного человека данные цифры являются важным фактором при принятии решения о покупке той или иной модели техники", - отмечают в пресс-службе IC. "В конечном итоге - энергоэффективность - один из факторов успеха на рынке и дополнительный стимул для выбора продукта покупателем, поэтому сейчас любой производитель товаров класса А и А+ стремиться донести данную информацию до потребителя. Мы, например, на многих тренингах специально касаемся данного вопроса и рассказываем об этом продавцам. Раньше на данную проблему никто особого внимания не обращал, так как электроэнергия была дешёвой, сейчас об этом задумываются всё большее количество покупателей", - сказал один из торговых экспертов "РусБизнесНьюс".


Опрошенные корреспондентом "РусБизнесНьюс" торговые сети бытовой техники пока не видят для себя негативных сторон от нововведения. При этом на продвижении информации об энергоэффективности представленных товаров они могут сделать очень хороший пиар. Пока тема сбережения средств и ресурсов актуальна, покупатели будут искать энергосберегающую технику по конкурентным ценам. Публичные акции, направленные на то, чтобы наглядно объяснить россиянам, сколько можно сэкономить на той или иной модели, могут дополнительно стимулировать продажи.

 

Однако насколько инициатива Правительства России действительно повлияет на снижение энергопотребления – пока сказать сложно. Например, о замене ламп накаливания люминисцентными светильниками говорят давно. Но пока в массовом сознании не созрело понимание необходимости перехода на энергосберегающие модели, люди не торопятся в магазины за чудо-лампами. Бытовая техника стоит значительно дороже светильников. И  даже информационно-рекламное "подталкивание"  покупателя  к замене энергозатратных приборов на экономичные вряд ли изменит массовое сознание. Не исключено, что вслед за законом Правительству понадобится разрабатывать "ручные" меры по стимулированию перехода на  энергоэкономичные чайники, утюги и обогреватели.


Евгения Еремина 

Регионы Участники проекта Инвестиционные проекты Консульства & представительства Новости & аналитика О проекте
«Сумма Технологий»®
Создание сайта
Продвижение сайта