Русский язык English language Deutsch Français El idioma español 中文
РЕГИОНЫ УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КОНСУЛЬСТВА & ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НОВОСТИ & АНАЛИТИКА О ПРОЕКТЕ
На главную  / Новости & Аналитика  / Последние новости  / Готова ли Россия к операции "Утилизация"?
Выбрать: Русский язык English language

Готова ли Россия к операции "Утилизация"?

Готова ли Россия к операции "Утилизация"?

25.12.2009 — Аналитика


В октябре 2009 года глава Минпромторга РФ Виктор Христенко объявил о том, что в  будущем году будет дан старт российскому пилотному проекту по утилизации автомобилей старше 10 лет. Этим шагом федеральные власти намерены поддержать отечественный  автопром, подтолкнув россиян избавиться  от  развалюх. Но, как выяснил корреспондент "РусБизнесНьюс", на улицах и во дворах страны ржавеющих авто меньше не станет. 

Суть эксперимента сводится к тому, что, начиная с 2010 года, помимо вырученных денег от коммерческой структуры, занимающейся утилизацией, владелец дышащей на ладан машины получит сертификат от государства на сумму 50 тысяч рублей. Он может быть использован исключительно на приобретение нового автомобиля отечественного производства. Причем приниматься  в утиль будут только старые машины, зарегистрированные на последнем владельце не менее года.

По словам президента одного из крупнейших в России заготовителей лома черных металлов - группы МАИР  Виктора Макушина, в настоящее время для автовладельца выгоднее выбросить старый автомобиль, чем утилизировать. Даже до кризиса  старые автомобили были неинтересны с точки зрения лома. Обычный автомобиль весит 1-2 тонны, цена  тонны лома черного металла составляет сегодня около 250 долларов, а ведь старую машину еще нужно довезти до места утилизации. По  расчетам эксперта, расходы на транспортировку машины до места утилизации съедят все или большую часть потенциальных доходов компании. 

Как считает депутат Госдумы РФ Ростислав Гольдштейн, ржавеющие автомобили собранные в СССР вообще не приспособлены для утилизации - их элементы трудно разделить, а некоторые компоненты просто опасно утилизировать с экологической точки зрения. В России отсутствуют специальные производства по утилизации, которые тоже должны соответствовать множеству требований, в первую очередь, экологических.

Идея господдержки утилизации не нова. В Канаде уже около 10 лет действует программа Car Heaven, запущенная фондом Clean Air Foundation при содействии правительства Канады и корпорации General Motors (GM). В рамках программы осуществляется сбор автомобилей, выпущенных до 1995 года. Речь идет исключительно о добровольных пожертвованиях граждан, машины напрямую не выкупаются. Любой канадец, расставшийся со старым автомобилем, может получить купон на 1 тысячу долларов для покупки любого нового автомобиля GM, либо купон на 300 долларов для покупки велосипеда, или же единый проездной билет на все виды транспорта сроком на полгода.

В Германии федеральное ведомство по экономике и экспортному контролю (Bafa) курирует программу, по которой тем, кто сдал в утиль свое авто, выпущенное не менее 9 лет назад, предоставляется экопремия в размере 2,5 тысячи евро. По словам руководителя Центра автомобильных исследований (CAR) Фердинанда Дуденхеффера, в 2009 году из 3,8 миллионов проданных в ФРГ авто примерно 2 миллиона приобретено с использованием этой государственной дотации.

Правительство США в текущем году выделило около 2 миллиардов долларов на программу стимулирования утилизации автомобилей. Её участникам  предоставляется бонус в размере от  3,5 до 4,5 тысячи долларов на приобретение новой машины. Казенные средства были израсходованы в течение одной недели! Чиновники не ожидали такого ажиотажа и задумались о дополнительном финансировании проекта.

В 2009 году подобная программа была внедрена и в Китае в рамках государственной антикризисной политики. По мнению главного экономиста отдела экономического прогнозирования Государственного информационного центра КНР Ци Цзинмэя, проект по обмену старых авто на новые и ряд других механизмов господдержки позволяют существенно укрепить благосостояние и поднять статус страны путем увеличения количества рабочих мест.

В России эксперимент еще не начался, однако  оброс массой слухов, домыслов и толкований. Как сообщили "РусБизнесНьюс" в отделе коммуникативных технологий Минпромторга РФ, в некоторых СМИ уже появилась информация о введении дополнительных поборов с граждан, решивших простится со старым автомобилем. На самом же деле сегодня компании, принимающие  отслужившие автомобили, взимают плату лишь за утилизацию агрегатов, содержащих опасные для окружающей среды вещества. Размер платежа за эту услугу устанавливают региональные власти, но по закону сумма не должна превышать 3 000 рублей. Эта практика сохранится и в будущем, но к пилотному проекту она никакого отношения не имеет. 

В 2010 году из федерального бюджета на него планируется затратить около 10 миллиардов рублей, таким образом, экспериментом будет охвачено почти 200 тысяч российских автовладельцев. По словам директора департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Минпромторга РФ Алексея Рахманова, сегодня около половины отечественного автопарка - это машины старше 10 лет. По данным Минприроды России, в настоящее время территория страны захламлена около 400 000 брошенных или разукомплектованных автомобилей.

Проект охватит 19 субъектов Федерации, включая Свердловскую и Челябинскую области. Ключевыми критериями отбора регионов стали размер  местного автомобильного парка  (не менее 2% от общероссийского парка) и высокая концентрация автобизнеса на территории.

По данным пресс-службы вице-мэра Екатеринбурга Виктора Контеева, сегодня из 400-тысячного автопарка уральского мегаполиса 42% составляют машины старше 7 лет. Как сообщил "РусБизнесНьюс" пресс-секретарь среднеуральского премьера Евгений Харламов, в рамках эксперимента в регионе определено около 10 потенциальных площадок, где планируется производить прием, разборку и утилизацию отработавших свой ресурс машин. Среди них -  ломоперерабатывающие структуры УГМК и Группы ЧТПЗ.

По словам директора по связям с общественностью Группы ЧТПЗ Эвелины Григорьевой, для участия в этой программе региональный филиал компании по заготовке и переработке металлолома ООО "Мета" в Екатеринбурге (входит в Группу ЧТПЗ) оформил документы и получил  лицензию на заготовку, переработку и реализацию цветного лома. Подробности механизма реализации проекта беспокоят и отечественных автодилеров.

Как сообщили "РусБизнесНьюс" в компании Favorit Motors, пока не ясен механизм обналичивания сертификатов. По оценкам экспертов, подготовка всех документов для получения субсидии из госбюджета, а также сам перевод средств, будут занимать 1-1,5 месяца. Если предположить, что в месяц с сертификатом на скидку в автосалон может придти от 200 до 1000 человек, то автодилер для расплаты с ними будет вынужден обратиться за кредитом в банки на сумму от 350 тысяч до 1,6 миллиона долларов США.

Исполнительный директор розничного подразделения группы компаний "Рольф" Вардан Даштоян предлагает увязать субсидии на утилизацию с программой льготного автокредитования. Тогда дотационные  50 тысяч рублей, можно было использовать в качестве первого взноса при получении льготного кредита на покупку нового автомобиля.Подобных неразрешенных нюансов в проекте еще немало. Видимо поэтому, по последним данным Минпромторга РФ, эксперимент,  начнется не раньше февраля. Перенос сроков с 1 января 2010 года связан с неподготовленностью конкретных механизмов реализации программы.

Михаил Бендяк

Регионы Участники проекта Инвестиционные проекты Консульства & представительства Новости & аналитика О проекте
«Сумма Технологий»®
Создание сайта
Продвижение сайта