Русский язык English language Deutsch Français El idioma español 中文
РЕГИОНЫ УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КОНСУЛЬСТВА & ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НОВОСТИ & АНАЛИТИКА О ПРОЕКТЕ
Выбрать: Русский язык English language Deutsch

Урал давит на газ

Урал давит на газ

11.01.2010 — Аналитика


Свердловская область стремится к увеличению газовой составляющей в своем топливно-энергетическом балансе. Это стремление не остановит ни противодействие Москвы, ни разрабатываемые альтернативные проекты. Обозреватель "РусБизнесНьюс" выяснил объективные экономические предпосылки перевода энергогенерации Среднего Урала на газ.

Между федеральным центром и руководством Свердловской области выявились серьезные противоречия по вопросу обеспечения энергобезопасности региона. По словам начальника отдела энергетики Министерства энергетики и ЖКХ Свердловской области Алексея Соколова, в настоящее время энергетическая отрасль региона использует уголь (в основном из казахстанского Экибастуза) и природный газ примерно в равных долях.

"Мы разработали схему газификации области и хотели добавить к 20 миллиардам кубометров ежегодно потребляемого  газа еще 10 миллиардов. Но встретили жесточайшее сопротивление на уровне "Газпрома" и Министерства экономики России: Москвой весь газ просчитан на многие годы вперед", - подчеркнул Алексей Соколов.

Взамен уральским прожектам федеральный центр утвердил схему размещения в России генерирующих мощностей. Согласно этой схеме, доля угольных электростанций в Свердловской области должна возрасти до 80%.

Однако при этом регион может столкнуться с рядом экономических и технологических трудностей, связанных в первую очередь с ограниченными возможностями транспортной логистики. "Если число угольных электростанций будет расти, то на чем они будут работать, когда возникнут сложности с доставкой угля?" - обозначил проблему Алексей Соколов.

В качестве альтернативы газа уральскими чиновниками, энергетиками, экологами, экономистами рассматривается возможность вовлечения в хозяйственный оборот возобновляемых источников: отходов деревопереработки и других промышленных отходов, торфа, энергии солнца и ветра

Но никто из уральских экспертов не питает иллюзий по поводу того, что широкое использование возобновляемых источников энергии существенным образом изменит сложившийся топливно-энергетический баланс в регионе. Энергетическая альтернатива может использоваться как резервный источник питания для промышленных, социальных и жилых объектов в случае выхода из строя крупных генерирующих объектов (вспомним аварию на Саяно-Шушенской ГЭС). Это позволяет временно и на минимальном уровне поддерживать производство и жизнедеятельность.

Возобновляемые источники энергии иногда оказываются просто незаменимыми в отдаленных населенных пунктах, которых в Свердловской области великое множество. В малонаселенные деревни и поселки крайне невыгодно тянуть газопровод длиной в десятки километров либо ставить угольную котельную, топливо для которой приходится везти несколько часов по разбитой дороге. В этих условиях логичнее использовать ресурсы, буквально находящиеся под ногами - тот же торф.

По информации директора института местных видов топлива "Уралгипроторф" Аркадия Шампарова, наиболее богатая торфом территория находится на севере Свердловской области - торфяной пояс пересекает регион в границах от Нижнего Тагила до Ивделя. "Торф является одним из ключевых ресурсов, который может поднять экономику этих территорий и благосостояние местного населения, - утверждает А.Шампаров. - Запасы данного торфяного пояса составляют 1,5 миллиарда тонн. При выработке 1,5 гигаватта электрической мощности (25% от сложившегося энергетического баланса Свердловской области) этих запасов нам хватит на 200 лет. Особенно если учесть, что торф - возобновляемый источник энергии, он постоянно образуется вновь".

Но эти благие мечты должны соотноситься с глубокими экономическими расчетами. "В начале 90-х годов была предпринята попытка создания производства по брикетированию торфа, - отмечает бывший первый заместитель министра природных ресурсов Свердловской области Галина Пахальчак. - К сожалению, проект закончился крахом, предприятие было обанкрочено. Более того, с трудом удалось доказать, что у нас не было нецелевого расходования средств. Сейчас необходимо развивать эту отрасль, но нужно более глубоко прорабатывать вопросы экономики. Плюс к этому должна быть политическая воля для решения этих вопросов и законодательство, в котором предусматриваются стимулирующие механизмы".

Те муниципалитеты и предприятия, которые решили развивать у себя альтернативную энергетику, сталкиваются с серьезными финансовыми трудностями. "Иностранцы готовы предоставлять дешевые кредиты на закупку зарубежных энергогенерирующих установок, - подчеркивает заместитель директора Фонда поддержки инвестиций Свердловской области Алексей Родин. - Но строймонтаж, НДС, таможенные сборы, подключение к сетям и т.д. приходится оплачивать из своего кармана. Поэтому те проекты по малой энергетике, с которыми мы сталкивались, как правило, вставали в ступор на стадии организации процесса. Например, итальянцы готовы были масштабно инвестировать в Свердловской области, но ничего не получилось из-за нашей неспособности найти деньги на строймонтаж и прочие расходы с нашей стороны. Что же касается источников финансирования отечественных разработок в сфере малой энергетики, то они нам неизвестны".

Преодолевая финансовые трудности, ряд уральских предприятий и организаций все-таки производят на свой страх и риск оборудование для альтернативной энергетики. Стоит отметить выпуск екатеринбургской компанией "Термакс" тепловых котлов, работающих на древесных отходах, производство Каменск-Уральским металлургическим заводом солнечных коллекторов, а также экспериментальный выпуск на базе Уральского государственного технического университета-УПИ энергетических ветроустановок. Причем, эти ветроустановки приспособлены именно к климатическим особенностям Среднего Урала. По данным заведующего кафедрой "Атомные энергетические станции" УГТУ-УПИ Сергея Щеклеина, несмотря на наличие в регионе резко-континентального климата, среднегодовая скорость ветра здесь составляет всего 3 метра в секунду. Тогда как энергетический ветер должен иметь скорость как минимум в два раза большую. Между тем ветроустановки УГТУ-УПИ способны работать при скорости ветра от 3 метров в секунду.

Но даже если найдутся необходимые инвестиции, эффективные установки энергогенерации, хорошие специалисты-экономисты и эксплуатационщики, в лучшем случае альтернативные источники смогут занять долю не более 5% в топливно-энергетическом балансе Свердловской области.

"Тепловая электростанция представляет собой котел и паровую турбину, - отмечает заведующий кафедрой промышленной теплоэнергетики Уральского государственного технического университета-УПИ Владимир Мунц. - Когда речь идет о сжигании газа, то больше ничего к этому не надо. А если использовать твердое топливо, то к основному производству добавляются еще несколько цехов по подготовке топлива (разгрузка и измельчение), по улавливанию и утилизации золы. Это очень большие капитальные и эксплуатационные затраты".

Эксперты отмечают, что по чисто экономическим причинам доля газа в энергетике Свердловской области будет увеличиваться. Сегодня голубое топливо поставляется в регион как по утвержденным государством лимитам, так и по рыночной цене. В нынешний кризис между этими двумя ценами разница не очень большая - около 20%. Следовательно, энергетики Среднего Урала могут не ограничивать себя в стремлении к "газификации". Даже в случае значительного повышения мировой цены на газ его использование в энергогенерации будет все равно выгоднее в сравнении с другими видами топлива.

"В переводе на условное топливо местные угли (торф, дрова, сланцы) дороже газа. Как только появляется транспортное плечо, использование этих источников энергии становится невыгодным, поскольку они низкокалорийные, - подчеркивает Владимир Мунц. - С экономикой спорить бесполезно. Можно принимать массу государственных программ, но если они не подкрепляются экономической целесообразностью, идеи по альтернативным источникам энергии будут мертворожденными".

На сегодняшний день можно назвать лишь один готовящийся проект в большой энергетике Свердловской области, где предполагается использование угля. Это планы Уральской горно-металлургической компании по строительству в поселке Староуткинск угольной электростанции на 300 мегаватт. Но из-за наступившего кризиса данный инвестпроект отложен до лучших времен.

Зато газовые перспективы выглядят блестяще. Так, в начале декабря 2009 года на Среднеуральскую ГРЭС была доставлена первая в России газотурбинная установка четвертого поколения General Electric. В конце 2010 года здесь планируют запустить парогазовую установку на 410 мегаватт стоимостью 350 миллионов евро.

Использование парогазовых установок повышает электрический КПД на газовых теплоэлектростанциях с обычных 35-37% до 57-59%. После завершения срока окупаемости дорогостоящего оборудования энергия, вырабатываемая на современных газовых ГРЭС, становится самой дешевой.

В конце концов, отмечают эксперты, Свердловская область должна с выгодой для себя использовать то обстоятельство, что по ее территории проходят 11 магистральных газопроводов.

Павел Кобер

Регионы Участники проекта Инвестиционные проекты Консульства & представительства Новости & аналитика О проекте
«Сумма Технологий»®
Создание сайта
Продвижение сайта