Русский язык English language Deutsch Français El idioma español 中文
РЕГИОНЫ УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КОНСУЛЬСТВА & ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НОВОСТИ & АНАЛИТИКА О ПРОЕКТЕ
На главную  / Новости & Аналитика  / Последние новости  / Уральский поставщик Boeing завис между небом и землей
Выбрать: Русский язык English language Deutsch Français El idioma español

Уральский поставщик Boeing завис между небом и землей

Уральский поставщик Boeing завис между небом и землей

28.10.2009 — Аналитика


Российский производитель алюминиевых полуфабрикатов ОАО "Каменск-Уральский металлургический завод" (УК "Алюминиевые продукты") договорился о поставках пробных партий продукции для Bombardier и Boeing. Но, как выяснил обозреватель "РусБизнесНьюс", выход на мировой рынок вместо прибыли может обернуться миллионными убытками, поскольку завод не может обеспечить нужное качество.  

Выйти на зарубежный рынок уральское предприятие вынудило обвальное падение внутреннего рынка. По словам коммерческого директора КУМЗ Андрея Курганского, двадцать лет назад пять ведущих заводов СССР выпускали около 1,5 миллиона тонн алюминиевых полуфабрикатов в год. На долю Каменск-Уральского завода приходилось 200-250 тысяч тонн. Затем рынок сжался, и даже во времена строительного бума в 2007-2008 годах отечественное машиностроение потребляло не более 215 тысяч тонн полуфабрикатов, из которых 34 тысячи тонн импортировалось.

Между тем, ведущие авиастроительные корпорации мира нуждаются в алюминиевых плитах толщиной от 24 до 152 миллиметров. Несколько лет назад Boeing предложил ОАО "Каменск-Уральский металлургический завод" войти в число поставщиков.

Открывшееся окно возможностей потребовало модернизации производства. В 2006 году КУМЗ закупил в США современные установки для литья слитков, через год построил завод "Чкаловский", на котором прокатанные плиты подвергались термообработке, правке, растяжке. Но плиты по-прежнему изготавливают на старом стане, который не отвечает необходимым параметрам. Немецкие фирмы предложили его реконструировать, но предпочтение было отдано украинской компании. В итоге, потратив около 13 миллионов долларов, Каменск-Уральский металлургический завод задачу не решил: модернизированный прокатный стан не дал нужного качества. Завод "Чкаловский", в который было вложено около 100 миллионов долларов, фактически простаивает.

Собственники предприятия приняли решение построить новый прокатный комплекс мощностью 166 тысяч тонн алюминиевого проката в год. Проект стоимостью 300 миллионов долларов получил одобрение в Министерстве промышленности и торговли РФ и Министерстве экономического развития РФ. Кредитные ресурсы для его реализации согласился выделить Китай: деньги, по словам  управляющего директора КУМЗ Алексея Филиппова, уже поступили во Внешэкономбанк, который на предварительном заседании кредитного комитета одобрил проект.

Время для получения кредита оказалось не самым удачным: Алексей Филиппов высказал предположение, что при кредитной ставке в 16% годовых и рентабельности производства в 6-7% завод может не справиться с долговыми обязательствами. По его мнению, в рамках кредитной линии нужно предусмотреть государственные субсидии, а также освободить предприятие от уплаты таможенных пошлин и НДС на промышленное оборудование, которое будет приобретаться за рубежом. В свою очередь, представители Министерства промышленности Свердловской области высказали сомнение, что при дефицитном бюджете федеральные и региональные власти согласятся предоставить заводу налоговые льготы.

Впрочем, основная проблема КУМЗ заключается даже не в дорогом кредите. Эксперты утверждают, что завод пока не может получить плиты, обладающие определенным комплексом свойств. По словам профессора Уральского государственного технического университета - УПИ Виктора Замятина, технологические режимы не отработаны: периодически не соответствуют нормативам либо конструкционные свойства, либо механические, либо коррозионные. Оставляет желать лучшего качество поверхности и геометрия изделий, маркировка и допуски.

Завод до кризиса пытался разобраться в причинах, привлекая для этого специалистов УГТУ-УПИ, где имеются современные сканирующие и просвечивающие электронные микроскопы. Определенные изменения в химический состав слитка были внесены, но с началом финансового кризиса сотрудничество было остановлено.

В.Замятин полагает, что самостоятельно заводу будет чрезвычайно сложно справиться с задачей, поскольку у него, во-первых, нет необходимого оборудования, а, во-вторых, сегодня предъявляются повышенные требования к прочности металлических конструкций, которые можно удовлетворить лишь в процессе комплексных научных изысканий. Руководство КУМЗ осознает это, но предприятие находится в очень непростой экономической ситуации и с трудом изыскивает деньги даже на заработную плату персоналу.  

Отсутствие проверенных технологий обернется для Каменск-Уральского металлургического завода потерей заказов со стороны авиастроительных корпораций. В этом случае предприятие перестанет существовать: Объединенная авиастроительная корпорация не сможет потреблять производимые на заводе "Чкаловский" плиты. А продолжение сотрудничества с иностранными компаниями при нынешнем уровне технологий вовсе чревато разорением: Boeing с Bombardier уже заявили КУМЗ, что срыв контрактов предусматривает экономические санкции на миллионы долларов.

Некоторый оптимизм менеджерам завода придают сводки с мировых рынков алюминиевых полуфабрикатов. Норвежская корпорация Norsk Hydro сообщила по итогам третьего квартала этого года, что спрос на алюминиевый прокат в Европе начал расти. Металлотрейдер ASMP (он отстаивает интересы КУМЗ за рубежом) ожидает в 2010 году рост продаж в Юго-Восточной Азии на 20%. Вскоре, полагают эксперты, должен оживиться и рынок США.

Но при этом представитель ASMP Фридгельм Шлютер отмечает, что конкуренция среди поставщиков алюминиевых полуфабрикатов для авиации, космоса и судостроения усиливается. Прокат в Европу готовы поставлять до десяти заводов, штампованные изделия - до сотни. Конкуренты КУМЗ ради получения доли на рынке снижают цены на свою продукцию и сокращают сроки поставки. Предприятия стран Евросоюза к тому же освобождены от пошлины при поставках внутри ЕС. И здесь самое время вспомнить, что, к сожалению, не все взлетающие в небо самолёты благополучно приземляются.

Владимир Терлецкий

Регионы Участники проекта Инвестиционные проекты Консульства & представительства Новости & аналитика О проекте
«Сумма Технологий»®
Создание сайта
Продвижение сайта