Русский язык English language Deutsch Français El idioma español 中文
РЕГИОНЫ УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КОНСУЛЬСТВА & ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НОВОСТИ & АНАЛИТИКА О ПРОЕКТЕ
На главную  / Новости & Аналитика  / Последние новости  / Скрипучие колёса российской армии
Выбрать: Русский язык English language El idioma español

Скрипучие колёса российской армии

Скрипучие колёса российской армии

26.10.2009 — Аналитика


Осень 2009 года проходит на Урале под флагом борьбы за  государственный оборонный заказ. Как выяснил обозреватель "РусБизнесНьюс", на многих заводах до сих пор не знают, какой госзаказ будет на следующий год, а на реализацию текущих оборонных контрактов не хватает оборотных ресурсов. 

14 октября 2008 года министр обороны РФ объявил о начале формирования "нового облика" Вооруженных сил страны. Ровно через год  в Уральском регионе это заявление "аукнулось" существенным сокращением финансирования гособоронзаказа на предприятиях ОПК. В период с 2009 по 2011 год оборонное ведомство планирует сократить численность военнослужащих с нынешних 1 миллиона 130 тысяч до 1 миллиона. В сухопутных войсках "новорусской" армии останется 172 части и соединения. То есть пехоту "ужмут" практически в 11 раз. Логично предположить, что и затраты на обеспечение вооруженных сил различной техникой Минобороны планирует урезать. 

В результате осенью 2009 года один из ведущих поставщиков военных большегрузных автомобилей Автозавод "Урал"  попал в стрессовую ситуацию. Министерство обороны РФ уведомило о разрыве трехлетнего контракта (2008 - 2010) и сокращении финансирования на текущий год. Однако усилиями региональных властей интересы "Урала" удалось отстоять.

По словам депутата Государственной Думы РФ, президента объединения "ПРОМАСС" Валерия Панова, по итогам нескольких обращений к министру Анатолию Сердюкову оборонным ведомством было принято решение о сохранении объемов поставки грузовиков "Урал" в Вооруженные силы на 2010 год. Следует отметить, что инициатива Минобороны шла вразрез с заявленным ранее принципом паритетного снабжения Вооруженных сил России автомобилями различных отечественных производителей на конкурентной основе. Лишение Автозавода "Урал" гособоронзаказа, который составляет до 50% объемов производства, могло повлечь социальную катастрофу для  Миасса, где автозавод является градообразующим предприятием и крупнейшим налогоплательщиком. Также под угрозой выживания оказались сотни поставщиков предприятия и несколько десятков производителей спецтехники на базе автомобилей "Урал".

В Минобороны несостоявшееся секвестрование обосновывают опять же "новым военным обликом". В планах ведомства значится ликвидация 9 автодорожных бригад сокращенного состава. На их базе сформируют 20 автомобильных батальонов постоянной боевой готовности для подвоза материальных средств в войска. На каждый военный округ придется лишь по 2 автомобильных батальона постоянной готовности, по одному автобату будет в оперативных командованиях сухопутных войск.

Однако, по мнению некоторых экспертов, реальная причина попытки разрыва госконтракта Минобороны с "Уралом" лежит в активной лоббистской деятельности руководства "КамАЗа". Якобы, именно в их пользу тыловые полковники собирались пересмотреть уже заключенные договоры с уральским заводом.

Вопрос на каких колесах "ураловских" или "камазовских" более эффективно передвигается и воюет российская армия не более чем философский. Как пояснили "РусБизнесНьюс" в Челябинском военном автомобильном институте, как "Уралы", так и "КамАЗы" имеют свои достоинства и недостатки при эксплуатации в Вооруженных силах. "Уралы" более адаптированы для решения боевых задач в войсковом звене, неприхотливы и просты в эксплуатации. А "КамАЗы" более "шоссейны", т.е. оперативны и маневренны в перевозках на дальние расстояния по хорошим дорогам.

Между тем, в войсковых частях неофициально большее предпочтение отдают все же трудяге "Уралу". Как заметил один анонимный источник, если сегодня случится война, ее опять вытащат на тех "Уралах", что стоят на хранении. А "КамАЗы", как в Южной Осетии, будут возить гуманитарную помощь по асфальтовым дорогам.

Больше чем "Уралу" повезло в этом году Ульяновскому автомобильному заводу. Как заявили "РусБизнесНьюс" на предприятии, по заказу Минобороны разрабатывается унитарный автомобиль повышенной проходимости на базе внедорожника UAZ Hunter.

Многоцелевой командирский автомобиль оснащен дизельным двигателем  ОАО "Заволжский моторный завод". Новый двигатель с турбонаддувом и системой промежуточного охлаждения надувочного воздуха имеет объем 2,2 литра при мощности 106 лошадиных сил. Армейский UAZ Hunter будет комплектоваться пятиступенчатой коробкой передач корейской фирмы Dymos, что значительного повысит его внедорожные свойства и надежность. Перед отправкой на службу  внедорожник  оснастят предпусковым подогревателем и дополнительным отопителем салона.

Ульяновский автозавод приступил к выполнению заказа в первой половине сентября. Объемы финансирования этого госзаказа на предприятии не называют.

На другом предприятии - поставщике Вооруженных сил ОАО "Курганмашзавод" также не ожидается снижение гособоронзаказа в 2010 году. В соответствии с госпрограммой вооружений до 2015 года в столице Зауралья выпускаются боевые машины пехоты БМП-3 и ее модификации. Курганцы ведут работы по разработке многоцелевого бронетранспортера десанта БТР-МД и модернизируют боевую машину десанта БМД-4, где оригинальный силовой блок и ходовая часть будут заменены на серийные, применяемые на БМП-3. Это позволит значительно сократить затраты на обслуживание боевых машин десанта в войсках.

Представитель "Курганмашзавода" Михаил Чемеза отмечает, что по отношению к советскому времени сегодняшний гособоронзаказ  несопоставим, но это хоть что-то. На ряде  обороных предприятий  ситуация плачевная.

Например, челябинский завд "Станкомаш", который является единственным разработчиком и производителем армейских минных тралов, в сентябре текущего года был признан банкротом. На предприятии введена процедура внешнего наблюдения сроком на 18 месяцев. Общая кредиторская задолженность  составляет более 2 миллиардов рублей.

Спасения челябинские оборонщики ждут не от Минобороны России, которое практически свернуло гоборонзаказ, а из  Латинской Америки. В октябре бывший региональный министр промышленности и природных ресурсов Евгений Тефтелев озвучил информацию о готовящемся контракте на поставку оборонной продукции "Станкомаша"  в Венесуэлу стоимостью около 300 миллионов рублей. По мнению чиновника, "заказ товарища Чавеса"  обеспечит полную загрузку предприятия на 7 месяцев вперед. В пресс-службе госкорпорации Ростехнологии, куда входит "Станкомаш", и на самом предприятии данную информацию комментировать пока отказываются.

На Златоустовском машиностроительном заводе - ведущем предприятии-изготовителе ракетных комплексов стратегического назначения для военно-морского флота также обеспокоены ситуацией с финасированием гособронзаказа. По словам генерального директора "Златмаш", президента Ассоциации предприятий ОПК Челябинской области Сергея Лемешевского, государственный оборонный заказ должен быть как минимум на 3-6 лет, и доведен до предприятий не менее чем за 6 месяцев до начала планируемого периода.

"Кроме того, министерство обороны до сих пор не разработало типовую форму контракта в таком виде, как необходимо банковской системе. Она даст возможность получать беззалоговые кредиты  для выполнения государственного оборонного заказа", - отмечает С. Лемешевский.

Услышат ли предложения промышленников высокие чины Минобороны покажет 2010 год. На днях в Челябинске  под эгидой секретаря Совета безопасности России Николая Патрушева обсуждались вопросы  повышения эффективности функционирования и развития предприятий и организаций ОПК. Глава Совбеза обещал не оставить без внимания предприятия уральской оборонки.

Михаил Бендяк

Регионы Участники проекта Инвестиционные проекты Консульства & представительства Новости & аналитика О проекте
«Сумма Технологий»®
Создание сайта
Продвижение сайта