Русский язык English language Deutsch Français El idioma español 中文
РЕГИОНЫ УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КОНСУЛЬСТВА & ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НОВОСТИ & АНАЛИТИКА О ПРОЕКТЕ
На главную  / Новости & Аналитика  / Последние новости  / Северный морской путь. Вакцина от сомалийских пиратов.
Выбрать: Русский язык English language Deutsch Français El idioma español

Северный морской путь. Вакцина от сомалийских пиратов.

Северный морской путь. Вакцина от сомалийских пиратов.

02.10.2009 — Аналитика


Вторую жизнь Северному морскому пути может дать начало активной хозяйственной деятельности на полуострове Ямал. Как выяснили обозреватели  "РусБизнесНьюс", этому способствует, прежде всего, развитие ямальского порта Харасавэй для обслуживания обустраиваемого Бованенковского газового месторождения. Но риски по-прежнему очень велики.

О необходимости возрождения Северного морского пути (СМП) в России говорят уже почти десять лет, но лишь совсем недавно эта перспектива стала обретать зримые экономические очертания. Надежды связываются, прежде всего, с деятельностью "Газпрома" на полуострове Ямал.

Северный морской путь, проходящий вдоль всей арктической границы Российской Федерации, является самым коротким расстоянием из Европы на Дальний Восток: от Санкт-Петербурга до Владивостока по СМП - 14 280  километров, через Суэцкий канал  - 23 200  километров, а вокруг мыса Доброй Надежды в Южной Африке - 29 400 километров. Стоит ли говорить, что это - самый безопасный путь транспортировки по воде. Сомалийские пираты в Заполярье не заплывут.

Теоретически Cеверный морской путь мог бы стать не только одним из основных способов доставки грузов с Северо-Запада России на полярные промышленные объекты и обратно, но и источником пополнения госбюджета за счет осуществления транзита между Европейским Союзом с одной стороны и Японией, Китаем, странами Юго-Восточной Азии и тихоокеанским побережьем США с другой.

Но это  в теории. По информации заведующего сектором размещения и развития производительных сил Института экономики Уральского отделения РАН Владимира Литовского, объем грузов, перевезенных по Северному морскому пути, достиг максимума в 7 миллионов тонн в 1987 году и после этого уменьшился до 1,5 миллиона тонн в конце 1990-х годов. В российской Арктике в процессе рыночных преобразований произошло резкое сокращение хозяйственной деятельности. Обвальное снижение грузопотоков вызвало кризис всей арктической транспортной системы. Кризис коснулся 5 пароходств и 10 портов морского флота, а также 8 пароходств и 6 портов речного флота. Фактически прекращен грузооборот в портах Амдерма, Хатанга и Диксон.

В ближайшие два года российское правительство надеется увеличить ежегодный объем перевозок до 10 миллионов тонн. В значительной степени эти ожидания связаны с началом добычи нефти и газа в Баренцевом море.

Действительно, разработка основных нефтяных и газовых месторождений Российской Федерации все более смещается в сторону прибрежных территорий и арктического шельфа. Достаточно сказать, что уже к 2030 году здесь предполагается добывать не менее 20% углеводородного сырья, что значительно повышает значение морских коммуникаций при его транспортировке. Однако развитие Северного морского пути связано с колоссальными капиталовложениями, а также с рядом рисков.

Независимые эксперты называют следующие риски. Экологические: при транспортировке 1 миллиарда кубометров газа на станциях перекачки теряется до 0,5 миллиона кубометров, что составляет существенную угрозу экологии региона. Навигационные: СМП для дизель-электрических ледоколов доступен только в период с июля по сентябрь. В другие месяцы для проводки судов требуется атомный ледокольный флот. Суточное содержание атомного ледокола оценивается в 45-60 тысяч долларов США (находящиеся в федеральной собственности атомные ледоколы переданы в доверительное управление ОАО «Мурманское морское пароходство»  и ОАО «Дальневосточное морское пароходство», деятельность в Арктике ведут лишь ледоколы мурманчан). Инфраструктурные: сегодня на Севере России находится всего лишь один порт, способный принимать у своих причалов крупнотоннажные суда дедвейтом более 140 тысяч тонн - это Мурманский морской порт. Помимо этого есть вопросы морского страхования и транспортных тарифов в арктическом судоходстве, которые все еще находятся в стадии разработки.

Вместе с тем активизация деятельности "Газпрома" на полуострове Ямал оценивается экспертами как начало возрождения Северного морского пути. Проектными институтами "Газпрома" еще в 1998 году был рассмотрен проект строительства на Ямале завода сжижения природного газа (СПГ). Предполагается, что в состав комплекса войдут завод СПГ и изотермическое хранилище - отгрузочный терминал. Флот танкеров-газовозов будет доставлять потребителям до 32 миллиардов кубометров природного газа в год. В качестве наиболее пригодных точек для строительства портов предложены район мыса Харасавэй (порт Харасавэй) на западном побережье полуострова Ямал, район мыса Круглый на восточном берегу Обской губы (порт Яся) и район мыса Каменный на западном берегу Обской губы (порт Юнто).

Строительство завода СПГ на Ямале пока не началось, но ведется ускоренное строительство морского порта-терминала Харасавэй. Именно через него морским транспортом осуществляется доставка значительного объема грузов в период летней навигации для обустройства Бованенкосвского месторождения, которое "Газпром" рассматривает своим первоочередным объектом освоения на полуострове. Ввод в эксплуатацию первых пусковых комплексов Бованенковского месторождения и магистрального газопровода "Бованенково - Ухта" намечен на III квартал 2012 года. Строительные грузы для "Газпрома" в Харасавэй в настоящее время поставляют из Архангельска Мурманское морское пароходство, из Тюмени - Обь-Иртышское речное пароходство. Объемы этих грузов постоянно растут.

В обеспечении Северного морского пути современными судами ставка также делается на газо- и нефтедобывающие компании, работающие в российской Арктике - "Газпром", "ЛУКОЙЛ", "РИТЭК", а также "Норильский никель". Так, "Газпром" планирует заказать строительство до 2020 года более 60 судов и плавтехсредств различного типа для освоения континентального шельфа на полуострове Ямал, а также до 23 танкеров для перевозки СПГ.

В последнее время интерес к использованию Северного морского пути проявляют и иностранные компании. Недавно немецкая Chandler GmbH перевезла водным путем из США в Югру  генераторы и газовые турбины для строящейся Сургутской ГРЭС. Оборудование General Electric общим весом 7 000 тонн было доставлено Северным морским путем из Антверпена в Обскую губу, где его перегрузили на баржи и довезли непосредственно до Сургута. Это самый крупный груз, перевезённый в Россию по Северному морскому пути за все время его эксплуатации.

Наиболее сложной задачей оказалась перегрузка оборудования на рейде. Поэтому, как сообщил "РусБизнесНьюс" проектный менеджер Chandler GmbH  Александр Эккарт, более мелкие грузы лучше везти кораблями типа "море-река", чтобы можно было довезти непосредственно до места назначения. Chandler имеет опыт доставки паровых турбин из Антверпена до Сургута. Правда, для этого пришлось почистить русло реки и построить причал. Зато появилась возможность направлять грузовые потоки дальше: в Омск, Новосибирск, Кемерово и т.д.

Для доставки грузов через Северный морской путь вглубь территории Уральского региона наиболее перспективны интермодальные перевозки, т.е. использование морского, железнодорожного и автомобильного видов транспорта. Планируется, что в 2016 году начнется строительство железной дороги Бованенково-Харасавэй для обеспечения подходов к новым портовым сооружениям Северного морского пути. Следует отметить, что строительство всех подходов к арктическим портам планируется за пределами 2015 года. Это означает, что перспектива создания полноценных портов СМП является еще не близкой.

Павел Кобер, Владимир Терлецкий

Регионы Участники проекта Инвестиционные проекты Консульства & представительства Новости & аналитика О проекте
«Сумма Технологий»®
Создание сайта
Продвижение сайта