Русский язык English language Deutsch Français El idioma español 中文
РЕГИОНЫ УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КОНСУЛЬСТВА & ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НОВОСТИ & АНАЛИТИКА О ПРОЕКТЕ
На главную  / Новости & Аналитика  / Последние новости  / Стареющие Airbus и Boeing слетаются на Урал
Выбрать: Русский язык English language

Стареющие Airbus и Boeing слетаются на Урал

Стареющие Airbus и Boeing слетаются на Урал

29.09.2009 — Аналитика


Число взятых в лизинг уральскими авиакомпаниями западных самолетов уже перевалило за полсотни. Как выяснил обозреватель "РусБизнесНьюс", под видом модернизации авиапарка приобретается старье. Неконтролируемый государством процесс может участить задержки рейсов по техническим причинам и подорвать финансовую основу самих авиакомпаний.

Авиакомпании, базирующиеся на территории Уральского федерального округа, в 2009 году резко ускорили процесс модернизации своего авиапарка. Из строя выводятся старые советские самолеты, преимущественно Ту-134 и Ту-154. Им на смену в лизинг приобретаются воздушные суда исключительно западного производства.

Доставшийся в наследство советский авиапарк российские авиакомпании усиленно эксплуатировали вплоть до начала XXI века. Начать его замену заставили два главных обстоятельства. Во-первых, ужесточились международные правила по эксплуатации воздушных судов. В частности, из-за повышенного уровня шумности в аэропорты Европы и Америки теперь не могут летать Ил-62, Ил-76, Ил-86, Ту-134, Як-40, немодифицированные Ту-154.

Второе обстоятельство не менее важное. В российском небе ужесточилась конкуренция, из-за чего на одном направлении (в особенности - московском) стали работать сразу несколько перевозчиков. В этих условиях авиакомпании активно занялись снижением себестоимости пассажирских перевозок - главным образом за счет экономии топлива. Практически во всех советских самолётах расходы на авиакеросин составляют до половины себестоимости перелета. На современных западных воздушных судах этот показатель ниже почти в два раза.

В настоящее время четыре авиакомпании, базирующиеся на территории Уральского федерального округа ("ЮТэйр", "Уральские авиалинии", "Ямал" и "Колавиа") эксплуатируют  51 западный самолет. Пионером на этом поприще выступила "ЮТэйр", взявшая в 2005 году в лизинг ближнемагистральный ATR-42. Далее ATR, Airbus и Boeing на Урал полетели целыми стаями.

Удивительно, но вопреки глобальному экономическому кризису и спаду в России объемов пассажирских авиаперевозок, приобретение в лизинг самолетов на Урале только растет. Еще не закончившийся 2009 год уже стал рекордным. С января по сентябрь авиакомпании УрФО взяли 18 воздушных судов: "ЮТэйр" - 7 Boeing-737, "Уральские авиалинии" - 6 А-320 и 2 А-321, "Колавиа" - 2 А-320 и 1 CRJ-200.

"Поставки "ЮТэйр" Boeing 737-500 в текущем году будут продолжены: на сентябрь-октябрь запланирован ввод в коммерческую эксплуатацию еще трех самолетов, - сообщили "РусБизнесНьюс" в пресс-службе авиакомпании. - Совершенствование структуры парка среднемагистральных самолетов позволяет "ЮТэйр" успешно конкурировать на рынке пассажирских перевозок, увеличивая объемы перевозок и расширяя географию полетов".

В пресс-службе "Уральских авиалиний" "РусБизнесНьюс" заявили, что по плану на 2010 год планируется приобрести еще 4 А-320.

Однако активное приобретение западных самолетов таит в себе ряд опасностей. Преимущественно в лизинг берутся машины, имеющие возраст 15 лет и старше, успевшие сменить 3-4 авиакомпании. Например, из эксплуатирующихся "ЮТэйр" 13 Boeing-737 семь машин совершили свой первый полет в 1994 году, из 13 ATR-42 четыре машины начали летать аж в 1987 году, остальные моложе всего на 1-3 года. Среди имеющихся в парке "Уральских авиалиний" 14 Airbus четыре самолета эксплуатируются с 1991 года (летали в том числе и на внутренних африканских линиях). В итоге - случающиеся задержки рейсов из-за "технической неготовности воздушного судна", а прибытие резервного самолета пассажирам приходится ожидать по 5 и более часов.

Еще одна опасность связана с финансовым состоянием авиакомпаний. Приобретение в лизинг очередной партии дорогих воздушных судов утяжеляет долги перевозчика. По оценке экспертов, чтобы вовремя и сполна осуществлять лизинговые платежи, авиакомпания должна эксплуатировать Airbus или Boeing 15-17 часов в сутки, причем, с наполняемостью пассажирских кресел не менее чем 70%. Это требует создание развитой логистической службы. В противном случае перевозчику грозит разорение, как это уже произошло в феврале 2008 года с екатеринбургской авиакомпанией "Авиапрад", неумело (с коммерческой точки зрения) эксплуатировавшей несколько взятых в лизинг Boeing 737.

Таким образом, приобретение авиакомпаниями УрФО дорогостоящих западных самолетов должно сопровождаться активным развитием логистики, расширением маршрутной сети и частоты рейсов. На первый взгляд, здесь дела обстоят неплохо. Так, "Уральские авиалинии" в 2009 году открыли регулярные рейсы из Екатеринбурга в Пекин и Гянджу, из Самары - в Москву, Дубай, Ереван, Баку. Авиакомпания "ЮТэйр" начала летать из Москвы в Минеральные Воды и Новосибирск, из Самары - в Анапу и Сочи. Между тем, по данным Росавиации, за январь-июль авиакомпания "ЮТэйр" снизила объем перевозки пассажиров на 3,6% в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года, "Уральские авиалинии" - на 9,4%.

Приобретение в лизинг западной авиатехники - палка о двух концах. Российские власти могли бы регулировать этот процесс не только установлением повышенных таможенных сборов и проведением протекционистской политики в поддержку отечественного авиапрома, но и введением прямого запрета на покупку самолетов старше 15 лет.

Павел Кобер

Регионы Участники проекта Инвестиционные проекты Консульства & представительства Новости & аналитика О проекте
«Сумма Технологий»®
Создание сайта
Продвижение сайта