Русский язык English language Deutsch Français El idioma español 中文
РЕГИОНЫ УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КОНСУЛЬСТВА & ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НОВОСТИ & АНАЛИТИКА О ПРОЕКТЕ
На главную  / Новости & Аналитика  / Последние новости  / Россия опаздывает на рынки качественных нефтепродуктов
Выбрать: Русский язык English language

Россия опаздывает на рынки качественных нефтепродуктов

Россия опаздывает на рынки качественных нефтепродуктов

03.09.2009 — Аналитика


Ввод в эксплуатацию второй очереди Антипинского нефтеперерабатывающего завода (Тюменская область) перенесен из-за финансовых трудностей с августа на декабрь 2009 года. Пересматривают свои планы и крупные нефтяные компании, возводящие мощности по глубокой переработке нефти. Опрошенные обозревателем "РусБизнесНьюс" эксперты не исключают, что Россия может проиграть борьбу за мировые рынки качественных нефтепродуктов.

 

Первая очередь Антипинского НПЗ мощностью до 1 миллиона тонн была сдана в 2006 году. К 2012 году предприятие планировало нарастить объемы производства до 6 миллионов тонн с максимальной глубиной переработки, позволяющей выпускать нефтепродукты качества "Евро-5". Вторую технологическую очередь должны были сдать в сентябре 2008 года, но сроки постоянно переносятся. Руководство НПЗ обвинило в этом проектировщиков, которые за годы реформ разучились разрабатывать современные нефтеперерабатывающие комплексы. Департамент недропользования и экологии Тюменской области, однако, в качестве основной причины переноса сроков называет кризис, повлиявший на финансирование проекта.

Экономические трудности сказываются на планах нефтепереработчиков. Строительство и запуск в эксплуатацию третьей очереди Антипинского НПЗ специалисты увязывают с результатами работы второй очереди. В пресс-службе предприятия "РусБизнесНьюс" заявили, что "комментарии относительно третьей очереди проекта давать еще рано. АНПЗ стремится к выходу на высший уровень мирового качества по производству моторных топлив, отвечающих стандарту "Евро-5". С повышением глубины переработки появится возможность не только увеличить объем производства светлых нефтепродуктов, но и расширить ассортимент продукции. Продукция качества "Евро-5" невостребованной не окажется".

Эксперты, между тем, сомневаются, что российские заводы смогут к 2012 году производить нефтепродукты, соответствующие по качеству хотя бы "Евро-4". Осуществляемые в настоящее время проекты по модернизации НПЗ направлены как на повышение глубины переработки нефти (весьма затратная часть, связанная со строительством комплексов каталитического крекинга и гидрокрекинга, а также установок газификации остатков и коксования), так и на повышение качества нефтепродуктов до европейских норм (гидроочистка, изомеризация, извлечение бензола, алкилирование, производство оксигенатов), что также требует крупных инвестиций.

По данным специалиста Информационно-аналитического центра "КОРТЕС" Михаила Турукалова, для производства бензина и дизельного топлива по стандартам "Евро-4" отрасли требуются инвестиции в объеме 35-40 миллиардов долларов. Принимая во внимание недостаток ресурсов у компаний и дорогие кредиты, следует признать, что с проектами строительства комплексов глубокой переработки нефти придется повременить.

Заведующая сектором института ВНИПИнефть Елена Чернышева,  в свою очередь, утверждает, что некоторые компании - например, ТНК - из-за нехватки средств приостановили реконструкцию нефтеперерабатывающих заводов. Реализуется лишь часть заявленных проектов.

ЛУКОЙЛ пока продолжает проекты в Перми, Нижнем Новгороде и Волгограде. Президент компании Вагит Алекперов заявил в 2008 году, что начало работ по созданию комплекса глубокой переработки нефти на Волгоградском и Пермском НПЗ, а также в Болгарии будет отодвинуто лишь при цене 45 долларов за один баррель.

"Сургутнефтегаз" продолжает реализовывать в Киришах проект по возведению комплекса глубокой переработки нефти на базе гидрокрекинга мазута, а также каталитического крекинга. Инвестор рассчитывает, что к 2011 году глубина переработки нефти достигнет 92-95 %.

Около 2,9 миллиарда рублей планировалось освоить на строительстве комплекса нефтепереработки ТАНЕКО в августе и еще 5,8 миллиардов в ближайшие три месяца. Правда, как отмечают в правительстве Татарстана, на паях с компанией "Татнефть" финансирующего стройку, кризис вынуждает экономить средства, что, очевидно, скажется на сроках реализации проекта.

Елена Чернышева прогнозирует, что крупные нефтяные компании еще смогут вытянуть планы по производству бензина и дизтоплива стандарта "Евро-3" и "Евро-4", а вот про "Евро-5" пока не стоит даже и говорить. Проекты эти будут реализованы в отдаленной перспективе либо в очень урезанном виде.

Эксперт предполагает, что если проекты в Нижнем Новгороде и Киришах будут продолжены, то Россия сможет осуществлять глубокую переработку нефти в пределах 80% не раньше 2015-2017 года. Достичь уровня переработки в 90% можно лишь к 2025-2030 году. При этом перед отраслью стоит задача переработать вначале весь вакуумный газойль, а затем - гудрон. Необходимых для этого технологий в России нет и, полагает эксперт, в ближайшее время они не появятся. В России также не производятся современные катализаторы и некоторое сложное оборудование.

Михаил Турукалов подчеркивает, что глубины переработки нефти на уровне 95% (как в настоящее время в США) можно достигнуть к 2025 году, лишь скорректировав налогообложение нефтепереработки (в первую очередь, экспортные пошлины на нефтепродукты). Потребуются также льготные кредиты в объеме десятков миллиардов долларов и прозрачные "правила игры", закрепленные на длительный период времени (на десятилетие как минимум).

В настоящее время существующая в России система совершенно не способствует выпуску более качественного продукта. Глубина переработки нефти на НПЗ России уже в течение 9 лет (2000-2008) находится, по данным ИАЦ "КОРТЕС", на уровне 69,6-71,9%. Выход топочного мазута за это время увеличился с 54,08 до 67,83 миллионов тонн.

Поскольку внутренний российский рынок не хочет потреблять нефтепродукты стандарта "Евро-4" и, тем более, "Евро-5", его и не производят в больших объемах. По данным Российского топливного союза, нефтепродуктов стандарта "Евро-3" в России производится менее 25%, и нефтяные компании под любым предлогом пытаются оттянуть сроки перехода на более высокие стандарты. При текущих объемах переработки нефти производство мазута и дизельного топлива на российских НПЗ существенно превышает их внутреннее потребление.

Нефтепереработка, как известно, выгодна рядом с регионами потребления нефтепродуктов. Поэтому российские нефтяные компании в последнее время усиленно скупали НПЗ за рубежом. Поставлять на экспорт нефтепродукты из России при отсутствии льготных вывозных пошлин можно, по мнению Михаила Турукалова, лишь с заводов, расположенных рядом с морскими терминалами. Например, лучший рынок для "Киришинефтеоргсинтез" - Северозападная Европа, для Туапсинского НПЗ - страны Средиземноморья, для НПЗ, расположенного на Дальнем Востоке, - страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Однако, напоминает эксперт, в мире реализуется множество проектов по глубокой переработке нефти: на Среднем Востоке, в Индии, Китае и т.д. Многие строящиеся НПЗ будут ориентированы на экспорт. России может на найтись места на рынках сбыта качественных нефтепродуктов. Сокращение инвестиционных ресурсов у российских нефтяных компаний делает это процесс еще более реальным.

Владимир Терлецкий

Регионы Участники проекта Инвестиционные проекты Консульства & представительства Новости & аналитика О проекте
«Сумма Технологий»®
Создание сайта
Продвижение сайта