Русский язык English language Deutsch Français El idioma español 中文
РЕГИОНЫ УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КОНСУЛЬСТВА & ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НОВОСТИ & АНАЛИТИКА О ПРОЕКТЕ
На главную  / Новости & Аналитика  / Последние новости  / Антикризисный рецепт Ковпака - надо жить на свои "кровные"
Выбрать: Русский язык

Антикризисный рецепт Ковпака - надо жить на свои "кровные"

Антикризисный рецепт Ковпака - надо жить на свои "кровные"

24.06.2009 — Аналитика


Мировой кризис таит в себе как мощные угрозы, так и заманчивые возможности для дальнейшего развития ритейлерских компаний. С одной стороны, на 15% снизились обороты магазинов. Но в то же время резко упали цены на недвижимость, что делает выгодным открытие новых точек именно в это сложное время. О тонкостях бизнеса в условиях падающей экономики обозревателю "РусБизнесньюс" рассказал  президент группы компаний "Кировский" (одна из крупнейших торговых сетей Екатеринбурга) Игорь Ковпак.

 

- Игорь Иванович, были ли готовы уральские ритейлеры к наступлению кризиса или он стал для них неожиданностью?

- Думаю, что столь глубокого падения не ожидал никто. Осень 2008 года ритейлеры встретили в чрезмерно оптимистичном настроении. Полным ходом шли продажи, развивались компании в продуктовом и многих других секторах. Строились планы, реализовывались новые проекты. Однако мировые тенденции все же не обошли Урал стороной. Зародившийся на Западе кризис ударил по всем - и по покупателям, и по продавцам.

К сожалению, все мы находимся в одной лодке. Когда людям урезали зарплаты или перестали выплачивать деньги вовсе, они стали реже ходить в магазин, были вынуждены перейти на более дешевые продукты. Как следствие, значительно снизилась и продолжает падать средняя цена чека. "Просели" показатели всех, даже наиболее успешных торговых предприятий, и к былым докризисным уровням в ближайшие годы мы не вернемся. К такой новой, непростой ситуации необходимо относится спокойно. Нужно понимать, что нынешний кризис дал отсчет новой эпохе в экономике России и всего мира в целом.

 

- Насколько уменьшились обороты сети супермаркетов "Кировский"?

- В номинальных суммах оборот группы компаний даже вырос, примерно на 5%. Однако эта цифра некорректна. Чтобы увидеть правдивую картину, из нее нужно вычесть инфляцию. Тогда получится, что реальный оборот упал на 15%, а рентабельность - на 1-2%. Максимальные потери, как и следовало ожидать, понес премиум-сегмент. Деликатесы и разносолы в прежние богатые времена были нормой жизни для менеджеров старшего звена. Лишившись работы, они по-новому взглянули на свои траты, стали более рачительно и экономно относится к личным деньгам. Стали скромнее питаться и проще смотреть на жизнь.

 

- Кто более эффективно противостоит кризисным явлениям - торговые сети или отдельные небольшие магазины?

- Это не важно - большой у тебя магазин или маленькой, владеешь ты сетью или отдельно стоящей булочной. Имеет значение другое - считал ли ты в предыдущие годы свою годовую прибыль, обоснованы ли были твои расходы на развитие. Сегодня крепко стоит на ногах тот, кто не слепо хватал щедро раздаваемые банками кредиты, а трижды думал перед тем, как занять. Кризис стал болезненным "щелчком по носу" для всей кредитоориентированной экономики, он наглядно показал, что нужно трезво оценивать свои финансовые силы как предприятиям, так и физическим лицам.

 

- Насколько зависим от кредитов "Кировский"? Отражаются ли на нем проблемы в банковской сфере?

-  У "Кировского" кредитов нет. Мы развиваемся аккуратно, консервативно и стараемся тратить ровно столько, сколько можем себе позволить, не попадая в зависимость от банков. "Кировский" жил, живет и будет жить на свои "кровные".

 

- Как возглавляемая Вами сеть магазинов изменила финансовую политику в условиях кризиса? От чего пришлось отказаться?

- Мы урезали большую часть капитальных расходов. В том числе, отказались почти от всех новых строек. Исключением стал лишь магазин площадью 4 тысячи квадратных метров на улице Билимбаевской в Екатеринбурге, возведение которого началось в мае.

Затем мы будем внимательно следить за рынком недвижимости. Сейчас становится выгоднее приобретать существующие коммерческие помещения, чем строить новые. Цена квадратного метра резко упала. По прежним расценкам недвижимость никто не покупает и покупать больше не будет, какую бы упорную и навязчивую рекламу не вели девелоперы. Тратясь на промоушн, они лишь выбрасывают деньги на ветер. Мы уже приобрели готовый объект в Каменске-Уральском. Присматриваемся к объектам, выставленным на продажу в Екатеринбурге и других городах Свердловской области.

 

- Сокращает ли "Кировский" персонал?

 - Напротив, мы продолжаем развиваться. Создали 150 новых рабочих мест в Асбесте. Через пару недель откроем магазин в Каменске-Уральском. Это еще 120 рабочих мест. Зарплаты не сокращали ни у кого. Мы действительно "затянули пояса". Пытаемся экономить на бумаге, транспорте, но не на людях.

 

- Как изменились отношения "Кировского" с поставщиками?

- Поставщики стали более внимательно относиться к срокам оплаты за свои товары, следить за выполнением договоров. Это нормальная рабочая ситуация. Ведь у них во многих случаях есть кредиты, по которым нужно своевременно вносить платежи. "Кировский" всегда с готовностью идет навстречу поставщикам, на сегодня между нами нет никаких разногласий - мы четко платили и собираемся платить в дальнейшем.

 

- Во время кризиса массовое распространение получили уличные ярмарки, на которых производители реализуют свои товары без посредников. Как Вы относитесь к этой форме торговли?

- Идею проведения ярмарок я поддерживаю, но не нужно ее извращать. Ведь не секрет, что на таких ярмарках все смешивается в кучу. Рядом с неприхотливыми в хранении медом, фруктами и овощами лежат мясо и молоко, которые реализуются из отключенных холодильников, а иногда и прямо с лотков при 20-30 градусах тепла. Нужно продавать скоропортящиеся продукты так, как это положено делать. Не экономить на здоровье покупателей, а приобретать холодильники.

В магазины инспекторы СЭС ходят чуть ли не каждый день и проверяют температурный режим в холодильниках, условия продажи скоропортящихся товаров. Хотелось бы, чтобы с таким же энтузиазмом они защищали здоровье населения и от недобросовестных уличных торговцев.

 

- В последнее время производители часто обвиняют ритейлеров в желании нажиться за счет завышения торговых надбавок. Ряд руководителей агрохозяйств и фермеры утверждают, что на их долю приходится лишь 30-40% от розничной стоимости продуктов питания. Насколько обоснованны подобные претензии?

- Эти мифические цифры - чистейшее вранье. Я и сам им удивляюсь, когда слышу по телевизору. Называющие их люди не знают, о чем говорят. Давайте взглянем на конкретные примеры. У нас на социально-значимые продукты питания наценка 10%. Пакет молока производства Екатеринбургского гормолзавода в любом "Кировском" стоит 19 рублей 49 копеек. А при предъявлении дисконтной карты он дешевле еще на рубль. Хлеб "Крестьянский" - 11 рублей 99 копеек. "Чусовской" круглый черный - 14 рублей 99 копеек. И таких примеров великое множество. В том числе, мы поддерживаем на низком уровне цены на колбасу, масло, сахар. Это не коньяк и икра - эти продукты всегда были и будут нужны населению.

 

- В последнее время на рынок Свердловской области все активнее вторгаются федеральные торговые сети, устанавливающие на ряд продуктов демпинговые цены. Насколько эффективна проводимая ими политика?

- Мне трудно об этом судить. Знаю лишь, что "Кировский" стоит на учете и платит налоги в Свердловской области, а они - в Москве. Поэтому больше пользы областной казне и жителям региона приносят местные сети.Кроме того, у федеральных сетей чаще всего собственные поставщики, которых они "приводят" из других регионов. На местных производителей большинство из них плевать хотело. И это естественно. А мы с уральскими поставщиками вместе росли, развивались, поддерживали друг друга.

Если местные ритейлеры по каким-то причинам исчезнут, то местные товары никогда не найдут себе места на чужом прилавке. В результате потеряются сотни и тысячи рабочих мест, сократятся поступления в местные бюджеты. И как и кто будет контролировать ритейлеров, стоящих на налоговом учете в других регионах? А мы всегда под рукой.

 

- Когда, на Ваш взгляд, начнет выправляться экономика России в целом и положение дел в ритейле в частности?

- Я считаю, что благодаря оперативным действиям правительства российская экономика достигла дна и больше падать не будет. Вскоре мы начнем медленное многолетнее движение вверх. Но когда мы достигнем прежнего уровня, сегодня не может сказать никто.

Интервью подготовил Константин Джултаев

Регионы Участники проекта Инвестиционные проекты Консульства & представительства Новости & аналитика О проекте
«Сумма Технологий»®
Создание сайта
Продвижение сайта