Русский язык English language Deutsch Français El idioma español 中文
РЕГИОНЫ УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КОНСУЛЬСТВА & ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НОВОСТИ & АНАЛИТИКА О ПРОЕКТЕ
Выбрать: Русский язык

Коляда Plays classic

Коляда Plays classic

11.06.2009 — Аналитика


В начале 2010 года уникальный уральский "Коляда-Театр" отправится на гастроли во Францию. На суд европейского зрителя будут представлены "Король Лир", "Гамлет" и "Ревизор". Художественный руководитель театра Николай Коляда, которого критики обозначают "человек-театр", повезет свою труппу в 19 французских городов. О фестивале "Коляда-Plays", новом театральном языке и чиновниках-дураках драматург-режиссер рассказал в интервью "РусБизнесНьюс".

 

- Николай Владимирович, намеченный на 20-25 июня 2009 года "Коляда-Plays" позиционируется как фестиваль современного театра. Почему Вы противопоставляете современный театр классическому?

- Мы не противопоставляем ни в коем случае. Это - фестиваль современной драматургии. В нем принимают участие зарубежные и российские театры, которые ставят именно уральскую драматургию, пьесы моих учеников и мои. И мне кажется, очень важно, что фестиваль проходит именно на Урале, в Екатеринбурге, потому что он не может проходить в другом городе. Сейчас есть миллион фестивалей, которые поддерживаются государством - в Вологде, Омске, Самаре, Магнитогорске. Мы сами ездили в эти города. Фестивали под названиями "Золотой конек", "Театр и классика", "Голоса истории" могут проходить в любом другом городе. Но фестиваль "Коляда-Plays" только в Екатеринбурге. Это наше уникальное событие, наша выдумка.

Никакого противопоставления нет. Это - современная драматургия. Фестиваль был создан для того, чтобы у театров была мотивация в будущем ставить пьесы уральских драматургов. Не потому, что я плохо отношусь к москвичам или московской драматургии. Я, как старая театральная крыса, знаю, что пьесы, написанные моими учениками, Сашей Архиповым, Васей Сигаревым, Олегом Богаевым, Аней Богачевой, Ярославой Пулинович, Игорем Колосовым, Володей Зуевым и многими другими, достойны того, чтобы украшать репертуар любого театра - и провинциального, и московского. Но, к сожалению, так сложилось, что ленивые нелюбопытные директора и режиссеры всех театров, как московских, так и провинциальных их не ставят.

В обществе сложилось мнение, что современная драматургия, это обязательно мат, наркотики, геи, лесбиянки, грязь, чернуха, порнуха. Так ведь ничего подобного. Мне хочется, чтобы театры, которые к нам приезжают, потом рассказали другим театрам - "А знаете, там пьесы замечательные и атмосфера человеческая. Давайте поставим что-нибудь, хоть на маленькой сцене, хоть на большой, и на будущий год опять съездим, потому что у них там здорово, они там живые, настоящие, хорошие люди". Поэтому мы и делаем все, чтобы наш фестиваль был не засушенный, здесь была добрая атмосфера. Например, в этом году мы будем организовывать несколько спектаклей на свежем воздухе. В парке на улице Вайнера, во дворе УрГПУ и УрГУ. Это будут презентации, но почти спектакли, которые мы сейчас готовим. Будет несколько спектаклей студентов театрального института. В целом огромное количество мероприятий - и спектакли, и видеопросмотры, и актерский клуб, и день французской драматургии - 24 июня.

Однако есть и проблемы. Самая серьезная - финансовая. Денег на поддержку фестиваля дают мизерное количество. 350 тысяч рублей выделило министерство культуры Свердловской области, 250 тысяч - Министерство культуры РФ, 200 тысяч обещает, но все еще не выделило управление культуры Екатеринбурга. 65 тысяч направил Achan. Вот и все деньги, а надо еще 2,5-3 миллиона рублей. Все остальное - это мои личные деньги и средства, заработанные театром. Достаточно сложно, но тем не менее. В прошлом году фестиваль стоил 6 миллионов рублей и выкрутились. Тогда тоже помощи почти не было. Я думаю, что еще год, два, три и фестиваль займет свое достойное место среди фестивалей России, будет престижным и очень важным. Сейчас мы делаем презентации фестиваля. Пусть это пока в минус по финансам, в будущем - будет в плюс.

 

- Вы обращаетесь к классическим произведениям - не боитесь, что "старая сказка на новый лад" шокирует зрителя?

- У меня идет много пьес классических авторов - "Ревизор", "Женитьба", "Гамлет", "Король Лир", и можно сказать, что почти классика - "Безымянная звезда", "Трамвай "Желание". Великий русский режиссер Товстоногов сказал: "Классическая пьеса на сцене должна вызывать такие же ощущения в зрительном зале, как будто ты читаешь сегодняшнюю утреннюю газету". Все должно быть невероятно актуальным. Это вовсе не значит, что нужно одеть героев в современные костюмы или поместить действие на какую-нибудь кухню. Это не должна быть картина про людей, которые жили 100-200 лет назад. Это должно быть про сегодняшний день, про сегодняшнего человека.

Поэтому я пытаюсь делать спектакли так, чтобы они будоражили зрителя, выводили его из привычного состояния, а то, что кому-то нравится, кому-то - нет, это дело другое. Я - не червонец, чтобы всем нравится, это, во-первых. Во-вторых, я пытаюсь найти новый театральный язык. Я хочу уйти от бутафории, старого, засушенного театра. И это самое главное. А то, что нравится или не нравится ... Я сужу только по кассе. Билеты по 400 рублей, достаточно дорого для нашего провинциального театра, почти 10 евро, как за границей, и билеты все распроданы, на все спектакли за 2 недели вперед. Это - показатель, а все остальное меня не волнует. Если кто-то считает, что плохо, - это их проблемы. Я-то лучше знаю, что хорошо, что плохо. Я в театре работаю очень много лет.

 

- "Коляда-театр" многие называют театром абсурда, не думаете ли Вы, что именно это стало причиной неприятия властями Екатеринбурга вашего театра?

- Мы работаем абсолютно в русле великого русского реалистического театра, никакого абсурда здесь нет. А то, что они не поддерживают, это их проблемы. Помру я, начнут песни петь и хороводы водить вокруг гроба, памятники делать и фестивали устраивать. Это я знаю, на моей памяти много раз такое было. Но это их проблемы, я - то честен перед собой. Как говорится, делай, что должно и будь, что будет.

Недавно мы были во Франции. После наших гастролей в газете Le Monde вышла статья, где написаны такие слова о моем театре, что не дай Бог, а Le Monde - самая большая газета Европы и если они пишут такие слова, то, наверное, недаром. "В день открытия фестиваля Коляда показал "Ревизора" Гоголя. Затем в программе две пьесы Шекспира ... Счастливы те, кто сможет это увидеть! Они познакомятся с театром, каких сейчас не бывает нигде, кроме как в русской глубинке: полунищий, но полный образов, китча и абсолютно подчиненный мастеру. В его труппе, в единении своём подобной пальцам руки её руководителя, 51-летнего Николая Коляды, лидирует Олег Ягодин - актер, которого Лукино Висконти, будь эти двое современниками, не раздумывая, выкрал бы - чтобы снять в "Гибели Богов". В январе и феврале 2010 года французский зритель снова встретится с ними в Дижоне, Шербуре, Валенсе... Актеры уже предвкушают эту встречу. И мы вместе с ними ..."

Мы не политический театр, мы не против власти, мы абсолютно русский реалистический театр, который пытается найти новый современный театральный язык. Пытается и иногда находит. В начале 2010 года мы снова поедем во Францию - с 12 января до конца февраля будем выступать в 19 городах Франции. Наверное, просто так не зовут на гастроли во Францию провинциальный театр, который нищий даже по оформлению. Но при этом душа живая актерская. И это самое главное в театре.

Вот умру я и посмотрите. Я сказал своим артистам, вот этого, этого и этого чиновника к гробу не подпускать и отталкивать, если речи говорить соберутся. На моей памяти был такой замечательный писатель Николай Никонов, классик уральской прозы. Когда его гнобили, он приходил ко мне в кабинет и плакал. Только он умер, начались пляски вокруг гроба. Улицу его именем назвали, собрание сочинений издали, на его могилу памятник водрузили, и все давай вспоминать, как они с ним дружили. Те люди, которые его в гроб вогнали. Эти люди вдруг стали его огромными друзьями. Эти чиновники, которые выталкивали его из кабинета, он мне рассказывал сам лично, эти люди вдруг стали говорить все совсем наоборот - как мы его любим, уважаем. Вот что мерзко и отвратительно. Ему-то все равно, нет его на белом свете, но так у нас обычно получается в России.

 

- Свежее прочтение мировой классики позволило Вам подняться на театральный Олимп. Не опасаетесь, что скоро эта необычность приестся зрителю?

- Не знаю. У меня очень хорошо развита интуиция. Как только я чувствую, что билеты стали продаваться хуже, я тут же ищу выход из положения. Либо придумываю новый проект, либо начинаю что-то новое репетировать, либо придумываю PR-акцию, а я пиарщик еще тот, тут же мгновенно ориентируюсь. Мы не бюджетный театр, который может сидеть спокойно и ждать. Им зарплату платят и наплевать им сколько зрителей в зале, а я-то должен все время думать о кассе. О том, чтобы зал был полный, чтобы заполняемость была 99,9%. Для этого я все время ориентируюсь: когда составляю репертуар на месяц или год, я сразу вижу, что здесь надо что-то поменять, тут надо поставить театр в бойлерной, тут сделать театр в фойе. Я начинаю что-то думать, выдумывать. И меня все поддерживают в этом.

 

- Успех на последнем фестивале во Франции обеспечил театр гастролями на начало будущего года. Есть ли планы гастролей в других странах?

- У них все планируется задолго. Эта поездка подготавливалась с апреля прошлого года. 14 месяцев мы и французы готовились к ней. Поэтому если что-то и возникает сейчас - переговоры с Загребом, Италией, Испанией, то все это только на июнь-август 2010 года. Конкретно я могу сказать, что у меня пока подписан только договор на поездку в 19 городов Франции. Этим могу похвастаться. Про остальное могу сказать, что переговоры ведутся.

 

- Почему Вы решили показать искушенной публике именно "Короля Лира", "Гамлета" и "Ревизора"?

- Я ничего не решал. Приехали в прошлом году директор фестиваля господин Тарджман и знаменитый театральный критик Тибода, посмотрели у меня 8 спектаклей. И "Женитьбу", и "Букет" смотрели. Я как раз тогда готовил "Короля Лира", премьеры еще не было, посмотрели одно действие, пришли в полный восторг. И сказали, мы это берем, и берем "Ревизора" и "Гамлета". Это был их выбор, я то с радостью повез бы весь репертуар, но что они выбрали, то мы и показывали. По каким причинам - я не знаю. Может потому что спектакли неплохие.

 

- На Ваш взгляд, сегодняшняя экономическая реальность повлияла на театральные подмостки?

- Да. В прошлом году министерство культуры Свердловской области давало на наш фестиваль 1,1 миллиона рублей, в этом году - 364 тысячи. Тяжело и сложно. Но у меня в театре другая ситуация, у меня частный театр, не государственный, не бюджетный. Сколько в кассе денег, столько и зарплата артистов. Пока грех жаловаться. Спасибо зрителям, потому что они нас поддерживают.

Говорят, чем сложнее жизненная ситуация, тем больше люди идут в театр, чтобы отдохнуть или подумать о душе. Не про деньги, а про что-то другое. Так оно и есть на самом деле. Говорят же, в войну битком все театры были забиты. Как рассказывал мне один артист, нечего было есть, нечего было носить, но людям хотелось узнать про жизнь, про себя, поэтому театры были заполнены. Так и сейчас. В общем, мне грех жаловаться. У нас все в порядке. А что не дают денег и ладно, никогда они не давали. И что теперь фестиваль отменить и сидеть ждать, когда придут лучшие времена? Никогда они не придут. Жизнь одна, другой не будет.

 

- Смогут ли частные театры, а "Коляда-Театр" является одним из первых представителей этой "касты" в Екатеринбурге, пережить кризис без поддержки государства?

- Смогут, мы непотопляемы. Все смогут, если есть желание, есть компания, а у меня компания в театре замечательная, значит переживем. Затянем пояса потуже и выживем.

 

- Можно ли сегодня заработать на сцене?

- Едва хватает концы с концами свести. Естественно, что тяжело и зарплата маленькая - артисты и обслуживающий персонал получают в месяц 5-6 тысяч рублей. Никогда театр не был прибыльным ни в какие времена, и не может он быть прибыльным. Он приносит другую пользу обществу. К сожалению, это никто не понимает. Конечно, есть антрепризные спектакли, на которых люди зарабатывают большие деньги, но к нашему театру это не относится.

 

- Не помешает ли кризис реализации ваших творческих планов?

- Нет. Плевать мне на этот кризис - что он есть, что его нет. Мне ничего не помешает. Сейчас мой главный проект - это фестиваль "Коляда-Plays". В августе я буду ставить детскую сказку "Мойдодыр". На ее постановку Союз театральных деятелей РФ мне дает 360 тысяч рублей - я выиграл грант. Первый раз в жизни такие огромные деньги. Я смогу заплатить и композитору, и художнику, и сшить хорошие костюмы. Никто мне никогда не давал таких денег. После этого поедем в Норильск на гастроли, потом в Москву на фестиваль "Гаврош", потом будем участвовать в фестивале "Реальный театр". Затем я выпущу "Вишневый сад" - уже начал репетировать его. Потом делаю новогоднюю сказку "Царевна лягушка", потом поедем во Францию, по возвращении я буду ставить свою пьесу-комедию "Мы едем, едем, едем", а потом посмотрим.

Интервью подготовила Анна ХОРЬКОВА

Регионы Участники проекта Инвестиционные проекты Консульства & представительства Новости & аналитика О проекте
«Сумма Технологий»®
Создание сайта
Продвижение сайта