Русский язык English language Deutsch Français El idioma español 中文
РЕГИОНЫ УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КОНСУЛЬСТВА & ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НОВОСТИ & АНАЛИТИКА О ПРОЕКТЕ
На главную  / Новости & Аналитика  / Последние новости  / Вернутся ли русские в избу?
Выбрать: Русский язык

Вернутся ли русские в избу?

Вернутся ли русские в избу?

27.05.2009 — Аналитика


Сотрудники Уральского лесотехнического университета намерены построить под Екатеринбургом экспериментальный поселок из деревянных домов. Тридцать коттеджей, возведенных по шести основным технологиям современного домостроения, возродят легенды о русской избе и разрушат мифы о деревянных бараках. Подробности в материале "РусБизнесНьюс".

 

Негативное восприятие домов из дерева сформировалось у россиян в 60-70-е годы прошлого века. В то время, как грибы, росли вахтовые поселки на нефтяных и рудных месторождениях Сибири, и в глухой тайге, через которую комсомольские отряды прокладывали железную дорогу. Во многих сибирских городах и поселках до сих пор сохранились панельно-щитовые дома, построенные первопроходцами. Они были настолько некачественными, что в народе их прозвали бараками – по аналогии с жилищами в сталинских лагерях.

После развала Советского Союза Россия превратилась в экспортера круглого леса. Индустрия деревянного домостроения в стране практически перестала существовать. А прослойка разбогатевших россиян предпочла строить загородный дом из кирпича.

В период строительного бума, охватившего Средний Урал в середине 2000-х, ряд предприятий обновил оборудование и существенно изменил ассортимент своей продукции, переключившись на изготовление современных каркасных домов. Однако производители не смогли загрузить мощности. Количество изготовленных в заводских условиях деревянных коттеджей исчисляется всего десятками штук. Соответственно, доля деревянного жилья в Свердловской области просто мизерна: в 2008 году она едва превысила 1,5%.

Спрос сдерживают несколько факторов. Больше всего россиян пугает горючесть деревянных конструкций. Огонь в постсоветские годы стал главным аргументом убеждения строптивых граждан. Например, строительные компании, получив землеотвод с находящимися на нем деревянными домами, вместо того, чтобы выкупать строения по приемлемой цене, идут на поджоги, чтобы их обитатели соглашались на любую предложенную жилплощадь. Страшен и "красный петух", разбуженный недоброжелателями. При этом многие не знают, что современные деревянные дома поджечь ничуть не легче, чем кирпичные.

Но главное даже не в этом. Россияне упорно считают, что загородный дом должен строиться на века. Им непонятно, как можно возводить жилище с облегченными стенами, которые не переживут хозяев. Американский постулат, что дети построят себе жилище сами, ориентируясь на современные технологии, русских не устраивает. Психология страны, несколько веков державшейся на крестьянской общине, предполагает передачу родового гнезда от отца сыну и внуку. Соответственно, "гнездо" должно быть большим и вечным. Потому любой крупный город России облеплен поселками из кирпичных хоромин, большинство из которых владельцы так и не смогли достроить.

Как полагают эксперты, массовая психология во многом виновата в том, что в России не сформировалась индустрия по возведению небольших и дешевых каркасных домов для среднего класса. Строительная отрасль предпочла тиражировать монолитные многоэтажки в городе, которые из-за чрезвычайной дороговизны наполовину пустуют. С началом мирового финансового кризиса в недостроях оказались заморожены колоссальные средства, которые с лихвой могли бы поработать на общенациональную жилищную задачу. Иностранные экономисты давно уже поняли, что тиражирование технологий деревянного домостроения позволяет существенно снизить издержки и нарастить объемы сдаваемых квадратных метров. Но в России серьезные строительные фирмы даже в кризис не понимают, для чего переключаться на возведение загородных деревянных поселений.

Профессор Уральского государственного лесотехнического университета Андрей Добрачев считает, что можно изменить психологию, начав строить деревянное жилье в промышленных масштабах. К подобному решению подталкивает ситуация в российской экономике. Во-первых, без работы осталось весьма значительное число профессиональных строителей; во-вторых, цены на жилье стремительно катятся вниз; в-третьих, лесопромышленная отрасль завалена сырьем. Экспорт круглого леса из Свердловской области составляет сегодня всего 150 тысяч кубометров в год. А ведь еще недавно в регионе производилось около 1 миллиона кубометров пиломатериалов, 60 % из которых экспортировалось.

Сегодня европейскому рынку российские материалы не нужны. К тому же тарифы на перевозку леса таковы, что выгоднее его оставить у себя. Как утверждает начальник отдела лесопромышленного комплекса министерства промышленности Свердловской области Андрей Мехренцев, регион может ежегодно заготовлять около 20 миллионов кубометров древесины. Фактически вырубается 8-9 миллионов. Лесоповалы вынуждены останавливаться: падение производства составляет, по данным А.Мехренцева, около 40%. Лес стареет на корню и теряет свои товарные качества.

Профессор Добрачев убежден, что существующие в регионе деревообрабатывающие комбинаты без проблем могут нарастить мощности, доведя долю деревянного малоэтажного домостроения до 40%. Но чтобы возведение деревянных коттеджей стало действительно массовым, необходимо упростить доступ граждан к земле. Земельный участок сегодня стоит примерно столько же, сколько и сам деревянный дом. К тому же локальные технологии тепло- и водоснабжения, а также очистки стоков обходятся в России гораздо дороже, чем в США и Европе из-за низких температур.

Заинтересовать строительные компании, по мнению Андрея Добрачева, можно крупными заказами на возведение социального жилья для бюджетников и других категорий населения, которые сами не могут построить себе дом. Лесотехнический университет готов обеспечить подрядчиков технологической документацией. Свои новые разработки утепления фасадов сотрудники УГЛТУ готовы продемонстрировать при сооружении домов в экспериментальном поселке. Они намерены доказать, что современный деревянный дом – это не барак 60-х годов прошлого столетия и не русская изба, которая практически в неизменном виде тиражируется со средних веков.

Андрей Добрачев не видит нерешаемых задач на пути реализации проекта. Стоимость пиломатериалов упала с 6,5 до 3 тысяч рублей за кубометр. Недоверие граждан к каркасному жилью сойдет на нет, как только они оценят его экономичность и экологичность. Россияне вернутся в деревянные дома, как это делает сегодня вся Европа: в Финляндии строится около 70% деревянных домов, в Швейцарии – не менее 50%, во Франции – до 25%.

Владимир Терлецкий

Регионы Участники проекта Инвестиционные проекты Консульства & представительства Новости & аналитика О проекте
«Сумма Технологий»®
Создание сайта
Продвижение сайта