Русский язык English language Deutsch Français El idioma español 中文
РЕГИОНЫ УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КОНСУЛЬСТВА & ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НОВОСТИ & АНАЛИТИКА О ПРОЕКТЕ
На главную  / Новости & Аналитика  / Последние новости  / Челябинская область вводит режим экономии
Выбрать: Русский язык English language Deutsch

Челябинская область вводит режим экономии

Челябинская область вводит режим экономии

04.10.2013 — Аналитика


И не забывает про "подушку безопасности".

В конце сентября прошел съезд Совета муниципальных образований Челябинской области.  С его делегатами встретился председатель правительства региона Сергей Комяков.

Он сообщил руководителям городов и районов, что 2014 год будет непростым: продолжается стагнация в промышленности, сокращаются инвестиции и прибыль предприятий, а расходы бюджета, наоборот, растут. В сложившейся ситуации, считает премьер, муниципалитеты должны скорректировать свои бюджеты, диверсифицировать экономику и изыскивать новые источники доходов.

В январе-июле 2013 года экономическая ситуация в России оставалась очень сложной: цены на экспортируемое сырье упали, инвестиции в основной капитал сократились, развитие промышленности застопорилось. Картина в регионах складывалась весьма по-разному: где-то отмечался рост, где-то – глубокий провал. Например, промышленность Астраханской области выросла на 40%, а в Москве  "провалилась" на 33%. Челябинскую область кризис тоже не миновал: индекс промышленного производства остался тем же, что и в первые семь месяцев 2012 года, инвестиции сократились почти на 4%.

Эксперты пояснили "РусБизнесНьюс", что связь между экономическим ростом и инвестированием не столь однозначна: например, в депрессивной Курганской области инвестиции в основной капитал сократились за семь месяцев на 25%, а экономика региона приросла на 10%. В Пермском крае обратная ситуация: капитализация промышленности увеличились на 22%, что не помешало ей упасть на 2,5%. Тем не менее финансы сыграли ключевую роль в сохранении стабильности в регионах.  

Директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич объясняет значительный рост в Астраханской и Иркутской областях освоением нефтегазовых месторождений. В Приморском крае рост промышленного производства обеспечили вложения в обрабатывающие отрасли, в Амурской области – в добычу золота. По наблюдениям эксперта, менее всего оказались подвержены влиянию экономического кризиса те российские субъекты, которые почти полностью зависят от трансфертов из федерального бюджета либо получают инвестиции на реализацию грандиозных проектов типа Олимпиады в Сочи. Остальным территориям,  самочувствие которых определяет в основном тяжелая промышленность, в первой половине 2013 года пришлось труднее всего.

Кризис в черной металлургии привел к падению не только инвестиций, но и налоговых поступлений в бюджет. В январе-июне прибыль предприятий Челябинской области "усохла" почти на 30% по сравнению аналогичным периодом прошлого года,  в Свердловской области – на 25%. Сокращение поступлений усугубилось необходимостью возвращать из региональных бюджетов металлургам налоговые суммы, уплаченные ранее (в Челябинской области в 2013 году на это ушло примерно 5 миллиардов рублей), что фактически поставило крест на прибыли как одного из источников пополнения казны. В 2013 году, сообщает статистика, реальные поступления от налога на прибыль имели только Москва, Санкт-Петербург и нефтегазовые регионы Западной Сибири.

Нехватку средств Челябинской области пришлось восполнять с помощью кредитов и доходов будущих периодов. Государственный долг Челябинской области в настоящее время составляет 16 миллиардов рублей, из которых 11 миллиардов приходится на госгарантии по кредитам на реализацию инвестиционных проектов, дефицит  бюджета – 17,1 миллиарда рублей.

Ситуация опять-таки не уникальная для России: сегодня с госдолгом и дефицитом живет большинство регионов страны. Профицит лишь у Москвы, Санкт-Петербурга и Сахалинской области – причем последняя проводит откровенно консервативную финансовую политику, придерживая средства либо не осваивая их при выполнении госконтрактов.

Подобной тактики придерживалась раньше и Челябинская область, выделяя, например, субсидии на ремонт дорог лишь 3-4 муниципальным территориям из 43. Однако ставший губернатором Михаил Юревич резонно рассудил, что в условиях нехватки денег в экономике стимулировать промышленный рост можно  за счет бюджетных расходов, и начал развивать инфраструктуру региона. За три года в сооружение и ремонт дорожной сети Южного Урала было направлено более 20 миллиардов рублей, еще 13 миллиардов ушло на обновление больниц и приобретение медицинского оборудования. Значительные средства власти также потратили на возведение детских дошкольных учреждений.   

Результат не замедлил сказаться: с 2010 года доля строительства в валовом региональном продукте выросла на 1,2%. Отрасль уверенно становится локомотивом для экономики: если в целом по России в строительстве наблюдается спад, то в Челябинской области прирост с начала 2013 года составил 6,6%. Строители по темпам развития опережают соседей из Свердловской, Тюменской, Оренбургской областей и Башкортостана. Более высокими темпами развивается лишь стройкомплекс Пермского края, но в натуральных объемах челябинцы сдают жилья в 1,9 раз больше, чем пермяки.

И все же экономический кризис сказывается на развитии строительной отрасли: по сравнению с январем-июлем 2012 года жилья было сдано меньше почти на 14%. Правительство региона понимает, что в 2014 году оно уже не сможет поддерживать развитие экономики с помощью бюджетного инвестирования. Сегодня речь идет лишь о  выполнении взятых на себя социальных обязательств.

Глава регионального правительства Сергей Комяков предложил главам городов и районов навести порядок в использовании земли, которая пока не дает бюджету должной отдачи, и скорректировать расходы там, где это можно. Кроме того, муниципалитетам настоятельно порекомендовали привлекать инвесторов в те отрасли, которые стабильно развиваются даже в условиях экономического кризиса.

Специалисты министерства экономического развития Челябинской области убеждены, что валовой региональный продукт сможет расти за счет горнодобывающей, пищевой и перерабатывающей промышленности, а также производства стройматериалов. Предполагается, что в ближайшее время эти отрасли будут показывать рост в 2-3% даже в самых неблагоприятных условиях, а экономика горнодобытчиков и производителей оборудования будет прирастать и вовсе на 7-8% в год.

Особые надежды региональные власти возлагают на сельское хозяйство. Несмотря на усиление конкуренции после вступления России в ВТО, производство свинины в Челябинской области выросло с начала года на 26%, а мяса птицы – на 24%. Поголовье мясных коров увеличилось на 2 000, производство мяса крупного рогатого скота – на  7,6%. Сельскохозяйственная отрасль региона развивается в три раза эффективнее, чем в целом по России.

При этом власти Челябинской области продолжают наращивать субсидии производителям молока и  зерноводческим хозяйствам.  Увеличивается и племенное стадо мясных пород скота: в течение трех лет бюджет выделил более 350 миллионов рублей на поддержку мясного животноводства. В области содержится около 40% имеющихся в России герефордов, которые продаются в другие регионы,  в том числе  в страны СНГ. Развитие мясного направления сдерживает лишь отсутствие техрегламента на мясо.

Начальник управления по развитию сельскохозяйственного производства министерства сельского хозяйства Челябинской области Сергей Бургучев полагает, что надо четко разграничить мясо натуральное и произведенное из генетически модифицированных организмов, колбасу из мяса и из мясопродуктов. Нужны и входные протекционистские  барьеры против мяса из Аргентины.  По его мнению, цена на свежее и замороженное мясо должна быть разной. По-разному должно квалифицироваться и мясо, полученное из герефорда либо из забитой дойной коровы – последнее, считает С.Бургучев,  вообще является не натуральным мясом, а "отходами от производства молока".

Отсутствие техрегламентов делает рынок совершено непрозрачным и наносит большой урон добросовестным производителям. Губернатор Михаил Юревич считает, что необходимо разработать цивилизованные правила торговли и наладить жесткий контроль хотя бы за колбасным сектором. Регламентирование мясной продукции наряду с субсидиями, полагает он, позволит существенно оживить отечественное животноводство и увеличить отчисления в казну.  

Введение протекционистских мер, отмечают эксперты, в условиях кризиса обусловлено не столько даже экономически, сколько политически: налоговые поступления от сельского хозяйства, равно как и от других инвестиционно привлекательных секторов экономики, успешно компенсируют выпадающие доходы от металлургии и придают муниципалитетам уверенность, что социальные обязательства перед гражданами будут выполнены.

По данным Минэкономразвития Челябинской области, в январе-августе 2013 года налоговые поступления  от строительной отрасли выросли на 22%, от сельского хозяйства – на 18%, от добычи полезных ископаемых – на 60%.

"Все эти цифры свидетельствуют о главном: у нас есть своя "подушка безопасности". Она сработала в критический момент – и мы рассчитываем, что эффект будет долгосрочным", – говорит Михаил Юревич.

Владимир Степанов


Регионы Участники проекта Инвестиционные проекты Консульства & представительства Новости & аналитика О проекте
«Сумма Технологий»®
Создание сайта
Продвижение сайта