Русский язык English language Deutsch Français El idioma español 中文
РЕГИОНЫ УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КОНСУЛЬСТВА & ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НОВОСТИ & АНАЛИТИКА О ПРОЕКТЕ
На главную  / Новости & Аналитика  / Последние новости  / Российская модернизация – без цели и без денег
Выбрать: Русский язык English language Deutsch Français El idioma español

Российская модернизация – без цели и без денег

Российская модернизация – без цели и без денег

24.12.2012 — Аналитика


В Екатеринбурге прошла презентация технологий и оборудования из Саксонии. Представители немецких станкостроительных и инжиниринговых компаний предложили коллегам воспользоваться инновационными решениями для оптимизации производства. Предложение повисло в воздухе: у российских машиностроителей нет не только денег на модернизацию, но и представления о путях развития бизнеса. Они надеются, что немцы помогут им встроиться в мировые производственные цепочки. Но, как выяснил обозреватель "РусБизнесНьюс", иностранные инвесторы к партнерству не готовы: современная экономика порождает огромные риски, связанные с вымыванием ликвидности из реального сектора.

В Саксонии "расквартированы" известные мировые бренды: Siemens, Bombardier, Volkswagen и др. Но основной вклад в валовой продукт земли, утверждает представитель саксонской экономики в России Манфред Либль, вносят малые и средние компании. В регионе насчитывается более 1 200 фирм, занимающихся точным машиностроением, фундаментальными исследованиями и инновационным инжинирингом. Свои наработки в области повышения эффективности производства саксонцы готовы тиражировать по всему миру.

Россияне больше других заинтересованы в немецких технологиях: моральный и физический износ оборудования на машиностроительных предприятиях страны превышает 70%. Чтобы остаться на плаву после вступления во Всемирную торговую организацию, предпринимателям в очень короткие сроки необходимо перестроить свои производства. Рынок предлагает множество инновационных решений, но воспользоваться ими отечественные машиностроители, как правило, не могут.

По словам директора представительства Ассоциации производственных технологий Великобритании в РФ Игоря Баженова, ставка на закупку нового оборудования не даст импульсного развития, поскольку требует кардинальной смены технологий, что не под силу большинству компаний. Классический пример – принципиально новый метод сварки трением, используемый при изготовлении скоростных поездов. В Свердловской области он не применяется, и даже не было попыток приобрести соответствующее оборудование. Во всей стране эксперту известны лишь три контракта, один из которых закончился неудачно. Технология, запатентованная еще в 1991 году, в России не приживается, хотя она и эффективней традиционного метода сварки на 30%.

Морально устаревшее оборудование большинство компаний в мире пытается обновить за счет его кардинальной модернизации, которая позволяет сэкономить до 50% средств. Опрошенные менеджеры машиностроительных предприятий Свердловской области заявили, что в ближайшие пять лет они запланировали модернизировать 413 станков, то есть примерно по 80 единиц в год. Но и эти скромные планы, как утверждает И.Баженов, остаются во многом на бумаге, что подтверждают и сами производственники.

Вице-президент Уральской торгово-промышленной палаты Александр Макаров говорит, что машиностроителям не хватает средств, а модернизироваться за счет кредитных ресурсов невозможно (из-за отсутствия залогового имущества), да и нецелесообразно. И дело не только в банках: российским заводчикам не хватает кругозора, и они не понимают, как позиционировать себя на рынке, что выпускать, куда двигаться, с кем вступать в альянсы. Нанять консультантов для разработки укрупненного бизнес-плана опять же не могут, поскольку нет "лишних" 10-20 тысяч евро. Соответственно, морально устаревшие предприятия не могут привлечь средства институтов развития и получить поддержку государства.

А.Макаров намекнул немецким фирмам, заинтересованным в продвижении своего оборудования - возьмите на себя разработку стратегий для машиностроительных предприятий России. Это обойдется примерно в 1% от общих затрат на модернизационный проект, но на это надо пойти, поскольку без помощи европейских консультантов российские машиностроители не смогут встроиться в мировые производственные цепочки, а стало быть, им не понадобится и современное оборудование.

Вице-президент Уральской ТПП, по сути, предложил немцам взять на себя часть рисков, став партнерами в бизнесе, нацеленном на реализацию готовой продукции на мировом рынке. При согласии инвесторов на такое сотрудничество торгово-промышленная палата готова подыскать предприятия, нуждающиеся в модернизации, и оказать помощь в получении государственной поддержки.

Представитель компании "iXmind GmbH&Co.KG" Патрик Корн публично согласился рассмотреть предложение уральцев, но во время переговоров недвусмысленно дал понять, что не собирается рисковать своими деньгами и тем более кому-то что-то дарить. Возражения, что в таком случае ему не удастся получить заказы на Урале, должного впечатления на П.Корна не произвели. А.Макарову лишь удалось уговорить немца провести презентацию своих возможностей в деле оптимизации производства для конкретных предприятий.

Начальник отдела ООО "Пумори - инжиниринг инвест" Татьяна Юрчук убеждена, что немцы на создание совместных предприятий не пойдут и бесплатно ничего делать не будут. И касается это не только немцев, но и японцев, которые попытались в 90-е годы прошлого века организовать производство в Екатеринбурге, но потом от затеи отказались. Сегодня они работают исключительно по предоплате и не готовы предоставлять кредит buy back, предусматривающий его погашение за счет продукции и выкуп оборудования обратно. Японские станкостроители не очень верят в благоприятную экономическую конъюнктуру.

По данным Т.Юрчук, продажи у всех производителей оборудования падают. Особенно явственно кризис ощущается в Европе, которая никак не может восстановиться после 2008 года. Поэтому о создании совместных производств с россиянами зарубежные предприниматели больше говорят, чем делают что-то реально. Ей очевидно, что в ближайшие полтора года инвесторы не будут рисковать, вкладываясь в новые проекты. Соответственно, пока экономика не восстановится, рассчитывать российским машиностроителям придется только на себя. Денег же у последних нет – при том, что огромные капиталы из России утекают.

Эксперты в связи с этим замечают, что реальный сектор испытывает дефицит ликвидности по вине фондовых спекулянтов, создающих гигантские диспропорции в экономике. Собственно, кризисные явления - это реакция на раковую опухоль, сформировавшуюся в виртуальном экономическом пространстве. Поэтому все большее число политиков приходит к выводу о необходимости пересмотра нынешнего миропорядка, основанного на перекачивании денег из промышленности в финансовые структуры. Прервать череду кризисов может только регулирование мирового рынка финансов. А там, глядишь, и на российские заводы деньги найдутся.

Владимир Терлецкий


 


Регионы Участники проекта Инвестиционные проекты Консульства & представительства Новости & аналитика О проекте
«Сумма Технологий»®
Создание сайта
Продвижение сайта