Русский язык English language Deutsch Français El idioma español 中文
РЕГИОНЫ УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КОНСУЛЬСТВА & ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НОВОСТИ & АНАЛИТИКА О ПРОЕКТЕ
На главную  / Новости & Аналитика  / Последние новости  / Россия у информационного корыта
Выбрать: Русский язык English language Deutsch Français El idioma español

Россия у информационного корыта

Россия у информационного корыта

08.10.2012 — Аналитика


Наводнение в Крымске заставило задуматься об оповещении населения в чрезвычайных ситуациях. Власти Екатеринбурга по команде из Москвы ринулись проверять работоспособность тревожных сирен, уцелевших с советских времен. Эксперты говорят, что восстанавливать их – пустая трата денег: поможет лишь современная система оповещения на базе мультисервисной сети. Работа над цифровой связью в Свердловской области ведется, но, как выяснил обозреватель "РусБизнесНьюс", вкладывать деньги в информатизацию пока бессмысленно. 

Свердловская область подготовила программу реконструкции системы оповещения населения в экстренных случаях стоимостью 170,5 миллионов рублей. Впрочем, полагает начальник отдела связи и оповещения ГКУ "Территориальный центр мониторинга и реагирования на чрезвычайные ситуации в Свердловской области" Альберт Асубаев,  денег может понадобиться и больше: связью охватили только муниципальные центры, оставив "за бортом" села и деревни. К тому же модернизация доставшейся со времен СССР аналоговой системы связи весьма затратна: после реконструкции она  должна включать цифровое и эфирное телевидение, радио, световые табло в зданиях аэропортов, вокзалов и крупных торговых центров, а также быть совместимой с межрегиональной и федеральной системами оповещения МЧС.

Директор ООО "Дельта-сервис ЕК" Вячеслав Потапенко, выигравший тендер в Екатеринбурге, говорит, что на модернизацию денег надо в сотни раз больше, чем на восстановление старых каналов связи. Миллионный город к этому не готов и пока даже не имеет концепции построения современной системы оповещения. Поэтому какое-то время она будет в прежнем виде: релейные линии и сирены. Система с 2008 года не обслуживалась, часть оборудования вышла из строя, часть вообще утрачена. Сейчас проводится ревизия сети и определяется ее работоспособность. Муниципальные власти выделили на эти цели 2 миллиона рублей.

Начальник отдела гражданской защиты администрации Екатеринбурга Федор Курамшин утверждает, что система разрушена и восстанавливать ее смысла нет, поскольку она устарела.  Да и содержать ее муниципалитет не сможет: аренда помещений у ОАО "Ростелеком", в которых размещается аппаратура, не по карману даже такому крупному городу. Он полагает, что нужна совершенно новая система, которая должна разрабатываться и содержаться федеральными структурами. Сейчас же эти полномочия в руках регионов, что создает серьезную проблему: в России отсутствует централизованная система безопасности.

По словам директора ЗАО "Сенсор" Сергея Каменева, опыт Ярославской области показал, что нужна единая информационно-телекоммуникационная инфраструктура, без которой создать оперативно-диспетчерские службы – в том числе и системы оповещения – невозможно. При построении такой сети можно задействовать каналы, создаваемые в рамках целевых программ, например "Электронное правительство", то есть взять за основу глобальные системы,  использующие мультимедиа и сервисы для передачи информации. Интегрирование подсистемы оповещения в мультисервисную сеть органов государственной власти  позволит в 8-15 раз снизить затраты.

Однако эксперты сомневаются, что разумное предложение будет реализовано, поскольку никто не заинтересован в экономии бюджетных средств. Именно поэтому, утверждает руководитель компании ACS Сергей Вахонин, программа "Электронное правительство" откровенно буксует. Задумка поначалу была замечательной: построить систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), которая позволяла бы гражданину получать в одном «окне» услуги разных государственных организаций. Реализация традиционно подкачала: вместо общей сети получилось лоскутное одеяло. Регионы и даже отдельные ведомства принялись создавать свой сегмент СМЭВ: каждый из них арендует каналы связи, ставит аппаратуру, заказывает свои программы, тратя на это бюджетные средства.

Самое интересное, что между собой сервисы не связаны никак, отчего, например, сотрудники ГИБДД Курганской области не могут войти в базу данных коллег из Свердловской области. Нет и одного "окна", а благодарить за это  следует министерство связи и массовых коммуникаций РФ, которое не настояло на создании единой сервисной шины для всех государственных организаций, и ОАО "Ростелеком",  которому выгоднее делать СМЭВ в каждом регионе страны.

Эксперты говорят, что реализация программы "Электронное правительство" сильно похожа на освоение бюджетных средств. Началось это еще при министре связи РФ Леониде Реймане, который умудрился потратить на "Электронную Россию" миллиарды рублей, не выдав на гора нужного результата. Программу свернули при министре Игоре Щеголеве, который затеял свою "стройку" в виде СМЭВ. Его с удовольствием поддержали региональные власти, подтянув к бюджетному пирогу нужные компании и протолкнув свои решения. Причем в IT-сфере так же трудно проверить, куда ушли деньги, как и в капитальном строительстве: можно написать, что над решением трудилось 25 тысяч человек, хотя в реальности их было на порядок меньше.

Но главное даже не в этом. Многие IT-специалисты отмечают, что информатизация позволяет улучшить то, что работает и так. Если же автоматизировать бардак, то будет автоматизированный бардак. Сама по себе информатизация не решает ни одну проблему. Поэтому в странах, продвинувшихся дальше других в цифровых технологиях, инвестиции в IT напрямую связывают с появлением дополнительных услуг, открывающих новые возможности бизнесу, с упрощением экспортно-импортных операций, ростом денежных поступлений и т.д.

В России, утверждает С.Вахонин, в принципе так не рассуждают. Поэтому можно смело прогнозировать, что после прекращения финансирования программы "Электронное правительство" она благополучно прекратит свое существование, и граждане, как и раньше, будут собирать бумажки в чиновничьих кабинетах. Соответственно, не будет и единой информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, без которой не построить современную систему  оповещения об опасности.

Очевидно, что Россия останется у разбитого корыта: будет потрачена куча денег, появится множество не связанных между собой систем, отчего в критической ситуации придется заводить вручную древнюю сирену. И рецидива крымской трагедии не избежать.

Владимир Терлецкий

Регионы Участники проекта Инвестиционные проекты Консульства & представительства Новости & аналитика О проекте
«Сумма Технологий»®
Создание сайта
Продвижение сайта