Русский язык English language Deutsch Français El idioma español 中文
РЕГИОНЫ УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КОНСУЛЬСТВА & ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НОВОСТИ & АНАЛИТИКА О ПРОЕКТЕ
На главную  / Новости & Аналитика  / Последние новости  / Налоговая крышка России
Выбрать: Русский язык English language Deutsch Français El idioma español

Налоговая крышка России

Налоговая крышка России

14.06.2012 — Аналитика


Власти Свердловской области ужесточают налоговую политику. Чиновники пригрозили предпринимателям изгнанием из региона, если они не увеличат отчисления в бюджет. Бизнес претензии в свой адрес отвергает и советует властям бороться с криминалом, а не выжимать последние соки из предприятий. Налоговые органы также не видят оснований для ужесточения фискальной политики: плановые показатели в области выполняются. Обозреватель "РусБизнесНьюс", попытавшийся выяснить, почему бюджету не хватает денег, пришел к выводу, что власти перекладывают вину с больной головы на здоровую.

Бюджету Свердловской области не хватает средств для выполнения принятых на себя социальных обязательств. Губернатор региона Евгений Куйвашев потребовал от подчиненных родить идеи по увеличению доходов. Чиновники предложили пойти проверенным путем: ужесточить наказание за уклонение от уплаты налогов. По их мнению, отчисления крупных плательщиков неадекватно низкие, что дает повод для разбирательства с их прибылями и убытками, с вычетами по налогу на добавленную стоимость (НДС) и с многочисленными аффилированными лицами.

Начать "разбор полетов" власти решили с пищевой отрасли, предприятия которой имеют внушительные обороты, поскольку выпускаемая продукция отличается высоким качеством и пользуется спросом не только в Свердловской области. Исполняющий обязанности заместителя председателя регионального правительства Илья Бондарев призвал кондитерские и колбасные фабрики быть "социально ответственными", то есть увеличить отчисления в бюджет. По его данным, выручка предприятий растет, а налог на прибыль падает. К примеру, ОАО "Жировой комбинат" снизило платежи в полтора раза, а ЗАО "Хороший вкус" - в пять раз. Некоторые пищевые предприятия и вовсе показали за 2011 год убытки. Власти сочли, что бизнес составляет отчетность, не соответствующую масштабам хозяйственной деятельности.

Генеральный директор ЗАО "Комбинат пищевой "Хороший вкус" Михаил Смоляков сообщил "РусБизнесНьюс", что все налоги и сборы предприятие выплачивает в установленные сроки и в полном объеме в соответствии с действующим законодательством: "Снижение отчислений на прибыль связано со снижением самой прибыли". По его словам, в 2011 году увеличились цены на сырье и материалы, возросли затраты на реконструкцию и ремонт существующего производства, установку новых опций и оборудования, необходимых для соответствия нормативным требованиям ХАССП.

В управлении Федеральной налоговой службы России по Свердловской области также не склонны связывать бюджетные проблемы с уклонением предпринимателей от уплаты налогов: "Какие-то доходы бизнес от нас, конечно, утаивает, но все плановые показатели мы выполняем. Если правительству не хватает денег, то, может, причину надо искать в чем-то другом?" - порекомендовал руководитель одного из отделов Управления.

Обозреватель "РусБизнесНьюс" попытался выяснить, почему российским властям хронически не хватает денег на выполнение взятых на себя обязательств. Причин, как всегда, набралось несколько. Первая и, возможно, самая главная: в стране очень низкая деловая активность. Про улучшение инвестиционного климата в России не говорил только ленивый, но реально почти ничего не изменилось. Не так давно общественная организация "Деловая Россия" напомнило правительству РФ, что в развитых странах снижают ставки налога на прибыль и доходы физических лиц, что напрямую способствует привлечению туда труда и капитала. Российские власти поступили прямо противоположно: совокупные страховые взносы, взимающиеся с зарплаты, в 2011 году увеличились с 26 до 34%.

Предложения бизнеса осуществить налоговый маневр, переложив нагрузку на богатых граждан, успехом не увенчались: идея ввести налог на роскошь непостижимым образом трансформировалась в увеличение налога на имущество абсолютно всех россиян. О снижении налогов с бизнеса речи вообще не идет (власти лишь отважились на снижение страховых взносов с 34 до 30%), хотя, как утверждает председатель "Деловой России" Борис Титов, налоговая нагрузка в Казахстане - ближайшем конкуренте за привлечение внешних инвестиций, вдвое ниже, чем в РФ.

Существующая в России структура налогов откровенно выталкивает малый бизнес в тень, а средний - на обочину. По словам руководителя финансового отдела администрации небольшого свердловского города Ирбит Любови Тарасовой, крупных налогоплательщиков в муниципалитете нет - они закрылись в последние 20 лет, а малый бизнес работает по серым схемам, скрывая фонд оплаты труда. Это приводит к тому, что треть поступлений в городской бюджет составляет налог на доходы врачей, учителей, чиновников, получающих заработную плату из того же бюджета.

Заместитель министра экономики и регионального развития Свердловской области Анатолий Оглоблин утверждает, что бюджет на одну треть заполняется бюджетниками в 35 муниципалитетах региона. Еще в десяти территориях эта категория плательщиков формирует бюджет наполовину. На фоне этого "проедания" бюджета ни одной стратегии по увеличению налоговой базы от муниципальных властей в правительство не поступило. Очевидно, что виноваты в этом не только местные чиновники.

Построенная Президентом РФ Владимиром Путиным еще несколько лет назад вертикаль власти опирается на чрезмерную централизацию финансовых ресурсов. Концентрируя налоги и сборы преимущественно в федеральном бюджете, власти потом регулируют уровень жизни в регионах с помощью дотаций, субвенций и прочих перечислений. Причем, как подсчитала директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич, более 3/4 трансфертов выделяются по непрозрачным критериям. Например, Москве, имеющей бюджет в 1,32 триллиона рублей, после закулисных договоренностей в 2011 году безвозмездно перечислили 76 миллиардов рублей, что равняется доходам бюджета нефтедобывающей Оренбургской области. Неудивительно, что подобная политика "помогай богатым", как и в случае с провалившимся налогом на роскошь, приводит к росту долгов бедных муниципалитетов и регионов.

Еще более подрывает деловую активность банальное воровство бюджетных средств. По данным Генеральной прокуратуры РФ, крадут все: муниципальные, региональные и федеральные чиновники. Не отстают от них сотрудники правоохранительных органов. Владелец "Национального резервного банка" Александр Лебедев утверждает, что с 2006 года были преднамеренно обанкрочены 150 банков, в которых хранились деньги федерального бюджета. Под неусыпным контролем Центробанка, ФСБ и МВД было украдено около 250 миллиардов долларов США.

Доктор экономических наук А.Лебедев полагает, что некоторые налоги в России существуют только для того, чтобы их разворовывали. Например, большая часть важного в фискальной системе налога на добавленную стоимость возвращается налогоплательщикам. Примерно пятая часть - по поддельным документам.

Схема может быть банальной: коррумпированный судья выносит решение о возврате налога "липовой" фирмочке, которая якобы не сумела распродать товар. Мировой общественности хорошо известна разновидность этой схемы на примере "дела Магнитского", когда из бюджета России было похищено 5,4 миллиарда рублей. Официальные лица США заявили, что руку к этому приложили правоохранительные и налоговые органы, и пригрозили ввести против коррумпированных чиновников санкции. Российские власти в ответ пообещали ответить адекватно, после чего стало понятно, почему правительство не хочет отказаться от проблемного НДС.

Очевидно, у российской властной "крыши" снесло крышу от безнаказанности, и ее не особенно волнует обрушение бюджетов на местах. Вероятно, госслужащие искренне полагают, что разворованные средства можно восполнить с помощью усиления налогового бремени на бизнес. Эксперты понимают, что построенная властями финансовая пирамида, именуемая консолидированным федеральным бюджетом, начала разрушаться. В провинции это хорошо видно уже сегодня. До Москвы, централизовавшей все финансовые потоки, это дойдет завтра, когда сократится выручка от продажи российских углеводородов.

Владимир Терлецкий

Регионы Участники проекта Инвестиционные проекты Консульства & представительства Новости & аналитика О проекте
«Сумма Технологий»®
Создание сайта
Продвижение сайта