Русский язык English language Deutsch Français El idioma español 中文
РЕГИОНЫ УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КОНСУЛЬСТВА & ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НОВОСТИ & АНАЛИТИКА О ПРОЕКТЕ
На главную  / Новости & Аналитика  / Последние новости  / Россия обозначает законодательный фарватер освоения Арктики
Выбрать: Русский язык English language Deutsch Français El idioma español

Россия обозначает законодательный фарватер освоения Арктики

Россия обозначает законодательный фарватер освоения Арктики

10.11.2011 — Аналитика


В Салехарде прошел Международный арктический правовой форум. Политики, ученые, предприниматели и иностранные специалисты собрались за Полярным кругом, чтобы выработать подходы к безопасному освоению природных ресурсов Арктики. В выступлениях экспертов, с которыми познакомился обозреватель "РусБизнесНьюс", сквозной нитью проходила мысль, что российское законодательство необходимо приводить в соответствие с международными нормами. Отсутствие механизмов возмещения наносимого вреда природе и страхования экологических рисков может не только разрушить традиционную среду обитания народов Севера, но и привести к непоправимым климатическим изменениям на планете.

На круглых столах и секциях форума, в которых приняли участие известные российские, шведские и норвежские эксперты, обсуждались проблемы коренных народов Севера, модернизация законодательства в сфере недропользования и другие вопросы, связанные с международным сотрудничеством в арктическом регионе. Наибольшее внимание было уделено сохранению хрупкой экосистемы Арктики, утилизации попутного нефтяного газа и обеспечению прав и социальных гарантий людей, живущих в условиях вечной мерзлоты.

Все эти проблемы вытекают из масштаба предстоящих работ за Полярным кругом. По словам губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрия Кобылкина, разведанные запасы углеводородов на северном шельфе позволят добывать по 800 миллиардов кубометров газа в год (сейчас в России извлекается около 500 миллиардов) в течение 80 лет. Масштаб задач по освоению шельфа требует и соответствующего подхода к развитию северных территорий.

Заместитель министра регионального развития Российской Федерации Александр Викторов сообщил участникам форума, что уже готова стратегия развития Арктической зоны. В ее рамках будет разработан ряд законов, направленных на создание в регионе комфортных условий для жизни людей и специалистов, обеспечивающих сохранность экосистемы региона. В этом вопросе, как отмечают эксперты, Россия находится в самом начале пути.

Управляющий директор компании "Карбон Лимитс" Торляйф Хогланд заявил, что сжигание попутного нефтяного газа (ПНГ) в арктических условиях представляет особую опасность, поскольку несгоревшие углеродные частички, смешавшись с углекислым газом и метаном, послужат катализатором изменения климата на планете. Утилизация этого газа часто затруднена из-за огромных расстояний между местами производства и потребления, нерентабельности его переработки и т.д. Директивные усилия государства, нацеленные на сокращение сжигания ПНГ в факелах, часто результата не дают. По словам Т.Хогланда, законодательство может жестко прописать процедуры сокращения вредных выбросов, но вопрос в том, как проконтролировать его исполнение. Крупные штрафы почти не влияют на увеличение инвестиций в сокращение сжигания нефтяного газа. Поэтому в ряде стран горение разрешили, но при этом разработали методику, которая позволяет определить, при каких вариантах утилизация ПНГ становится экономически выгодной. Если игра стоит свеч, добытчика обяжут вложиться в сокращение выбросов.

Эксперт утверждает, что каждая страна при регулировании сжигания нефтяного газа исходит прежде всего из практических соображений и политических возможностей. Никакого единого рецепта для эффективного регулирования в мире нет. Одни правительства в этом вопросе придерживаются политики кнута и пряника, другие предпочитают договариваться с нефтяниками на почве экономической целесообразности. Но в перспективе, убежден Торляйф Хогланд, на уменьшение количества факелов может повлиять нарастающий газовый дефицит.

Пока же Россия обращает мало внимания на социально-экономическую составляющую проектов по освоению участков недр. Заместитель директора Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Российской академии наук Валерий Крюков сообщил, что профессиональный и полный учет выгод и издержек не проводится даже на сухопутных месторождениях. Тем не менее, Россия стремительно движется к освоению шельфа и арктического пространства. Эксперт убежден, что нужно срочно менять существующий политический подход на перспективный экономический, чтобы не нанести вред бизнесу, а также проживающему на арктических территориях населению и даже соседним государствам.

На слабость природоохранной деятельности в Арктике обратила внимание доцент кафедры экологического и земельного права юридического факультета Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова Инна Игнатьева. По её словам, в России нет законов, защищающих уникальную экологическую систему, а также нормативных актов, направленных на возмещение вреда, нанесенного почвам и природе в целом. Не определено пока и понятие экологического бедствия в зоне Арктики, не предусмотрено страхование рисков ведения деятельности в особо охраняемых зонах. Отсутствие законодательных норм, принятых в других странах почти двадцать лет назад, довольно наглядно характеризуют состояние природоохранной деятельности в российской Арктике.

Президент "Союза оленеводов России" Дмитрий Хороля опасается, что промышленное освоение Арктики приведет к потере пастбищ и путей миграции оленей. Директор Баренцева института (Университет Тромсо) Аилеен Эспириту подтверждает, что интенсивное промышленное развитие может привести к конфликту с коренным населением. Чтобы не допустить этого, законодательство Канады и Норвегии обязывает при прокладке коммуникаций консультироваться с местными сообществами. Другой вопрос - как далеко нужно уступать кочующему населению, чьи требования порой невыполнимы.

Губернатор Ямала Дмитрий Кобылкин убеждён, что только закон и его неукоснительное соблюдение позволят сделать жизнь людей комфортной и безопасной, а природу защитит от варварского уничтожения. "Для Ямала социальные вопросы очень важны - прежде всего, защита материнства и детства, гарантии прав коренных северян, охраны окружающей среды. В пределах своих полномочий мы ведем активную законодательную работу в этих направлениях", - заявил он.

Но часть важных вопросов не может быть решена на региональном уровне. К числу таковых Д.Кобылкин относит регистрацию по месту жительства граждан, ведущих кочевой образ жизни, определение правового статуса вахтовых поселков газодобытчиков, законодательное регулирование работы кочевых детских садов и школ, и ряд других вопросов.

Большинство предложений региональных властей было включено в резолюцию Международного арктического форума. Его участники считают необходимым привести законодательство Российской Федерации в соответствие с международными договорами по Арктике и создать морские зоны с особым режимом хозяйственного использования, чтобы сохранить биологическое многообразие в этом регионе. Осуществлять социальный мониторинг на территориях Арктики предлагается с помощью Интегральной арктической социально-ориентированной системы наблюдений (ИАСОС), создание которой должно стать российским национальным проектом в ближайшие годы.

Владимир Петров

Регионы Участники проекта Инвестиционные проекты Консульства & представительства Новости & аналитика О проекте
«Сумма Технологий»®
Создание сайта
Продвижение сайта