Русский язык English language Deutsch Français El idioma español 中文
РЕГИОНЫ УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КОНСУЛЬСТВА & ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НОВОСТИ & АНАЛИТИКА О ПРОЕКТЕ
На главную  / Новости & Аналитика  / Последние новости  / Итальянских банкиров приглашают в Россию укладывать шпалы
Выбрать: Русский язык English language Deutsch Français El idioma español

Итальянских банкиров приглашают в Россию укладывать шпалы

Итальянских банкиров приглашают в Россию укладывать шпалы

10.10.2011 — Аналитика


Итальянский капитал ищет применения в России. Председатель совета директоров ЗАО "Банк Интеза" Антонио Фаллико заявил, что в ближайшие несколько лет экономические потрясения России не грозят, а это делает ее более привлекательной для инвесторов. Банкир хотел бы поучаствовать в финансировании ряда крупных проектов на Урале. Одним из них может стать скоростная железная дорога Екатеринбург - Москва. Эксперты, однако, не верят, что итальянцы всерьез готовы участвовать в проекте: инвестиционного обоснования магистрали еще нет в природе, да и решение о ее строительстве не принято. Как выяснил обозреватель "РусБизнесНьюс", группа "Интеза Санпаоло" не занимается проектным финансированием на территории России, но промышленность уже заметила ее присутствие на рынке, поскольку итальянцы составляют реальную конкуренцию российским банкам.

Скоростную магистраль Екатеринбург - Москва протяженностью 1 600 километров и стоимостью 1,5 триллиона рублей предложил построить губернатор Свердловской области Александр Мишарин. Проект разбит на два этапа: на первом к чемпионату мира по футболу 2018 года планируется открыть сообщение между Екатеринбургом и Казанью, на втором - продлить ветку до Москвы, чтобы участники выставки "ЭКСПО-2020" (если она пройдет в Екатеринбурге) могли добраться из российской столицы на Урал. Как ожидается, тендер на строительство будет объявлен в конце 2012 года. Но произойдет это лишь после решения правительства РФ, которого до сих пор нет. Поэтому менеджмент ОАО "Скоростные магистрали" сейчас занимается продвижением проекта и подготовкой нужного политического решения.

Руководитель экспертной группы Совета Федерации РФ Олег Дунаев утверждает, что перед властями Свердловской области стоит непростая задача: нужно согласовать интересы элитных группировок, заручиться поддержкой первых лиц страны и найти нестандартное решение при реализации проекта. Предлагаемый сегодня механизм финансирования не реалистичен: регион рассчитывает на федеральные деньги, которых нет. Безосновательны надежды и на ОАО "Российские железные дороги", у которого много других проблем.

Приезд итальянских банкиров на Урал пришелся весьма кстати. Антонио Фаллико заявил, что, помимо кредитования малого и среднего бизнеса, он хотел бы поучаствовать и в проектах крупных компаний. Несмотря на отсутствие у "Интезы Санпаоло" опыта проектного финансирования в России, банкир пообещал рассмотреть возможность инвестирования скоростной дороги от Екатеринбурга до Москвы. Он напомнил, что является участником совместного с ОАО "РЖД" проекта по развитию скоростного железнодорожного движения в России.

Между тем слова А.Фаллико не вызвали энтузиазма у российских экспертов. По словам заместителя председателя Уральского банковского союза Евгения Болотина, банкир сказал традиционную для подобных случаев фразу: "Да, мы готовы рассмотреть проект". Но это не то же самое, что сказать: "Мы рассмотрели ваше предложение и готовы вложить 1,5 миллиарда евро". До подписания договора с российской стороной может пройти огромное время, а его-то у инициаторов возведения скоростной магистрали и нет.

Начальник отдела департамента инвестиционной деятельности ОАО "Российские железные дороги" Павел Курчанов вообще считает преждевременным комментировать слова А.Фаллико: "Я не в курсе, участвует ли "Интеза" в строительстве скоростных дорог. Более того, проект скоростной дороги Екатеринбург - Москва еще не имеет инвестиционного обоснования, а потому говорить пока не о чем".

Председатель совета директоров ОАО "Уралтрансбанк" Владимир Семенов убежден, что итальянцы пришли на Урал лишь для того, чтобы "оттянуть" отсюда деньги. По его словам, "Интеза"предлагает те же продукты, что и российские банки. Промышленности же нужны не только дешевые кредиты, но и технологии. Итальянцы, отмечает В.Семенов, в числе инвесторов новой российской индустриализации замечены не были.

Заместитель генерального директора ОАО "Лорри" Александр Трахтенберг с российскими банкирами не согласен. По его мнению, "Интеза Санпаоло" не только "оттягивает" деньги из России, но и участвует в модернизации экономики Липецкой области: развивает инфраструктуру, финансирует строительство промышленных предприятий.

Кроме того, зарубежные кредиторы работают совсем иначе, чем их российские коллеги. Например, банк BSGV ответил на письмо "Лорри" через час, "Райффайзен" - через день, а Сбербанк - через две недели. Российские банки не созрели еще до клиентоориентированности - не говоря уже про партнерство с промышленными предприятиями. Поэтому и в кризис 2008 года они вели себя совсем не так, как иностранные. Последние звонили производственникам и интересовались, почему они не приходят за ресурсами. Российские кредитные учреждения сидели на мешках с деньгами и боялись с ними расстаться. Для промышленников важно, что зарубежные кредиты предоставляются на восемь лет и по меньшей ставке, что позволяет экономить миллионы долларов. Единственно, в чем не находят понимания представители реального сектора с иностранными кредиторами, - это в оценке страновых рисков. Зарубежные аналитики, утверждает А.Трахтенберг, несколько преувеличивают риски кредитования российских предприятий, поскольку еще пребывают в плену прошлых стереотипов.

Недоверие к России может вынудить итальянцев отказаться от финансирования скоростной дороги Екатеринбург-Москва. А без иностранного капитала проект вряд ли состоится. Евгений Болотин полагает, что в России найти инвестиционные ресурсы будет сложно: "Мы не умеем создавать дешевые и востребованные финансовые капиталы. На мой взгляд, это главная проблема, из которой вытекают уже все остальные: отсутствие в стране длинных денег, недоверие граждан к банковской системе, плохое законодательство и т.д."

Олег Дунаев также считает, что без иностранного участия скоростную магистраль построить не удастся: "Это должен быть международный проект, поскольку затраты очень большие. Очевидно, что все усилия региону необходимо сконцентрировать на решении именно этой задачи. Но я недавно был в Екатеринбурге и понял, что есть программы, есть разговоры, а реального движения нет".

Владимир Терлецкий

Регионы Участники проекта Инвестиционные проекты Консульства & представительства Новости & аналитика О проекте
«Сумма Технологий»®
Создание сайта
Продвижение сайта