Русский язык English language Deutsch Français El idioma español 中文
РЕГИОНЫ УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КОНСУЛЬСТВА & ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НОВОСТИ & АНАЛИТИКА О ПРОЕКТЕ
На главную  / Новости & Аналитика  / Последние новости  / Арктическая проводка "НОВАТЭК"
Выбрать: Русский язык English language Deutsch Français El idioma español

Арктическая проводка "НОВАТЭК"

Арктическая проводка "НОВАТЭК"

26.09.2011 — Аналитика


Правительство России выделило ОАО "НОВАТЭК" четыре новых месторождения неподалеку от полуострова Ямал, где компания собирается строить завод по сжижению природного газа. Стремительное наращивание ресурсной базы, а также мощная поддержка "НОВАТЭК" государством призваны привлечь в "Ямал СПГ" иностранных инвесторов, с которыми россияне хотели бы разделить риски. Однако, как поведали обозревателю "РусБизнесНьюс" эксперты, есть большие сомнения в рентабельности проекта. Пока вся суета вокруг добычи и транспортировки газа с Ямала в Азию выглядит как раздувание капитализации компании перед продажей акций стороннему инвестору.

Решением правительства России ОАО "НОВАТЭК" получило право на исследование и разработку Геофизического, Салмановского, Северо-Обского и Восточно-Тамбейского месторождений с общими запасами газа 3 триллиона кубических метров. Все четыре участка находятся неподалеку от Южно-Тамбейского месторождения, которое, как предполагается, станет основным источником углеводородов для проекта "Ямал СПГ".

Инвестиционное решение еще не готово, но речь, по мнению экспертов, идет о десятках миллиардах долларов США, поскольку проект предусматривает не только строительство завода по сжижению газа, но и отработку маршрута доставки СПГ в Азиатский регион. Уже принято решение, что трубопроводных поставок газа не будет. Ставку "НОВАТЭК" намерен сделать на Северный морской путь, которым в советское время уже доставлялись грузы из Мурманска в Певек, от которого до Японии - рукой подать. Минувшим летом ледокол "Россия" осуществил разведочную проводку первого танкера с газоконденсатом, принадлежащим "НОВАТЭК". Существенное сокращение сроков и стоимости доставки углеводородов в Китай позволило председателю правления компании Леониду Михельсону заявить о перспективности данного маршрута.

Между тем сроки реализации проекта пока остаются туманными. Первоначально было объявлено, что завод заработает через пять лет после утверждения инвестиционного решения, то есть где-то в 2015-2016 году. Однако разведочная проводка танкера по Северному морскому пути, видимо, вызвала новые вопросы, отчего сроки принятия инвестиционного решения сдвинулись. Л.Михельсон сообщил, что переговоры с иностранными инвесторами о продаже им 49% акций "Ямал СПГ" сворачиваются, пока не наступит ясность с экономикой проекта. При этом он пообещал, что завод будет построен в срок - в чем эксперты сильно сомневаются.

Руководитель экспертно-аналитического управления по топливно-энергетическому комплексу ГУ "Институт энергетической стратегии" Алексей Белогорьев отмечает, что экономика практически всех начинаний "НОВАТЭК" вызывает вопросы. Эксперты ставят под вопрос и рентабельность проекта "Ямал СПГ". Никаких серьезных расчетов компания пока не приводит, но уже и сейчас понятно, что проблемы с освоением возникнут: нет соответствующей инфраструктуры, не решены вопросы доставки газа до потребителей - да и со спросом на сжиженные углеводороды не все благополучно. Очевидно, значительные инвестиционные риски и вынуждают "НОВАТЭК" разделить их с зарубежными компаниями.

Заманивают последних с помощью налогового пряника: компании, работающие на Ямале, освобождены от налога на добычу полезных ископаемых, а впереди ожидаются новые льготы - освобождение от уплаты пошлин, налога на имущество и прибыль. Рассчитывают акционеры "НОВАТЭК" и на участие государства в строительстве необходимой инфраструктуры. Это сильный аргумент в разговоре с инвесторами. От иностранцев ждут технологий, которых нет у "Газпрома" (не говоря уже про "НОВАТЭК"), денег и серьезных маркетинговых исследований, способных пролить свет на будущие прибыли.

С прибылями как раз не все понятно. Аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков полагает, что проект "Ямал СПГ" труднореализуем. В его уникальности никто не сомневается, но для доставки сжиженного газа кратчайшим путем в Азию необходимо восстановить Северный морской путь. Реанимация предполагает грандиозное строительство ледокольного и танкерного флота. Государство готово в этом вопросе помочь: ОАО "Совкомфлот" намерено обзавестись газовозами ледового класса, способными крошить лед толщиной полтора метра, то есть не нуждающимися в ледокольной проводке летом. Зимой же понадобятся ледоколы, которых пока нет и построить по ряду причин будет непросто. А поскольку летний период в Арктике длится всего четыре месяца, возникает проблема с доставкой сжиженного газа потребителям две трети года.

Специалистам очевидно, что августовская проводка танкера с газоконденсатом - самая обычная пиар-акция, призванная показать миру, что Россия возвращается в число арктических держав. Попахивает рекламой и от решения российского правительства о предоставлении "НОВАТЭК" новых лицензионных участков в Обской губе, обязанных якобы стать ресурсной базой для проекта "Ямал СПГ". На самом деле, утверждают эксперты, сжижаться будет газ, добытый в основном на Южно-Тамбейском месторождении, а с Геофизического и Салмановского месторождений его еще надо будет доставить на завод. То есть новые лицензионные участки являются весьма символическим ресурсом, которым можно будет воспользоваться в весьма отдаленном будущем. Так может иностранцев пытаются провести?

На сегодняшний день "НОВАТЭК" удалось убедить инвесторов лишь в том, что компания связана с российскими политиками и пользуется их поддержкой. ООО "НГК "Итера", пытавшаяся соперничать с компанией за газовые ресурсы на Ямале, явно не имеет таких лоббистских ресурсов и будет, скорее всего, куплена "Газпромом" или тем же "НОВАТЭК". Но одной поддержки властей для иностранных инвесторов мало. "Ямал СПГ" интересует их исключительно как долгосрочный проект, а потому они принесут деньги лишь тогда, когда увидят прямую экономическую выгоду. Пока же они видят, что капитализацию "НОВАТЭК" усиленно надувают, чтобы продать подороже долю в проекте.

Иностранцы - люди тертые, а потому давно уже не вкладывают средства в проекты, где не являются генеральным подрядчиком, то есть не контролируют проектно-сметную документацию. Поэтому наиболее реальными инвесторами на арктическом побережье в ближайшие годы будут, скорее всего, российские налогоплательщики, которым, благодаря чрезмерным лоббистским ресурсам "НОВАТЭК", могут урезать социальные программы.

Владимир Терлецкий

Регионы Участники проекта Инвестиционные проекты Консульства & представительства Новости & аналитика О проекте
«Сумма Технологий»®
Создание сайта
Продвижение сайта