Русский язык English language Deutsch Français El idioma español 中文
РЕГИОНЫ УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КОНСУЛЬСТВА & ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НОВОСТИ & АНАЛИТИКА О ПРОЕКТЕ
На главную  / Новости & Аналитика  / Последние новости  / Золотой российский бензин
Выбрать: Русский язык English language Deutsch Français El idioma español

Золотой российский бензин

Золотой российский бензин

30.06.2011 — Аналитика


Бензин в России никогда не будет дешевым. В этом уверены эксперты, подчеркивая, что его стоимость слишком крепко привязана к мировой цене на нефть - каждое колебание российские автомобилисты чувствуют на своем кошельке. В погоне за сверхприбылями в ценовой "костер" льют топливо и нефтяные компании. Боясь, как бы он не воспламенил недовольство россиян до стихийного пожара, правительство время от времени "вручную" регулирует стоимость горючего. Ненадолго бензин дешевеет, но вскоре цены совершают стремительный прыжок. Корреспондент "РусБизнесНьюс" убедился: их не остановить, но обуздать дикие скачки и подстраховать внутренний рынок от дефицита бензина вполне реально. Однако для этого властям придется перерезать "нефтяную пуповину".

Как испарился бензин

Нефтяники пугают россиян дефицитом топлива не первый год. В конце апреля 2011 года угрозы вновь воплотились в жизнь - бензин начал исчезать либо сильно дорожать более чем в десяти регионах страны. Наиболее сложная ситуация сложилась в Алтайском крае, Белгородской, Воронежской, Кемеровской, Томской областях, Туве, Владивостоке. По данным Российского топливного союза, перебои с топливом были и в Санкт-Петербурге, Новосибирске, на Сахалине.

Некоторые заправки в этих регионах отпускали не более 20 литров в одни руки, а, например, в Туве цена литра самого популярного Аи92 выросла до 50 рублей. Независимые автозаправочные сети, сетуя на то, что оптовики отказываются отпускать им топливо, начали "заворачивать шланги". В итоге заправки крупных нефтяных компаний автомобилисты осаждали, как крепости - их предложение не было рассчитано на такой спрос.

Топливный кризис замешан из нескольких ингредиентов. Ключевой причиной повышения цен на бензин эксперты называют растущую на мировых рынках цену на нефть. С октября 2010 года по май 2011 стоимость барреля нефти увеличилась на 50%. На фоне этого в феврале текущего года по требованию премьер-министра Владимира Путина российские производители топлива несколько снизили цены. Параллельно акцизы на бензин и дизтопливо с января выросли в полтора-два раза.

Нефтяным компаниям в принципе выгодней продавать сырье в Европу, где оно превратится в качественный и дорогой бензин, чем производить такой для России. Пользуясь ситуацией, в первом квартале 2011 года они почти на 50% увеличили объемы экспортируемого сырья (на 600 тысяч тонн к аналогичному периоду прошлого года). Этому также способствовал вступивший в силу с января 2011 года запрет на производство и продажу бензина стандарта "Евро 2". По данным института ВНИПИ-нефть, высококачественных бензинов в России производится не более 40% от всего объема, а мазута - порядка 30% (в два раза больше, чем в США и Европе). Многие компании не успели модернизировать свои нефтеперерабатывающие заводы на выпуск топлива стандартов "Евро 3" и "Евро 4". Руководитель энергетического департамента Института энергетики и финансов Мария Белова не исключает, что нефтяники могли намеренно увеличить долю производства низкооктанового топлива.

При этом в России ощутимо вырос спрос на бензин, как за счет сезонных факторов, так и по причине увеличения количества автомобилей. Эксперты отмечают, что на сегодняшний день российский автопарк по своему объему занимает второе место среди европейских стран.

Однако, по мнению директора по развитию ИАЦ "Кортес" Павла Строкова, объективных предпосылок к дефициту не было. Он обращает внимание на то, что перебои возникли в регионах, где много независимых заправщиков. Свои заправки нефтяные гиганты снабжали исправно, и в тех субъектах России, где они правят бал, дефицита не было.

Рецепт борьбы с дороговизной

Аналитики отмечают, что Россия - единственная страна с богатыми нефтяными месторождениями, которая испытывает "бензиновые" проблемы. К примеру, в Кувейте и Катаре бензин стоит около 20 центов США, Саудовской Аравии - порядка 10, а в Венесуэле и Туркменистане в переводе на рубли за литр бензина автомобилисты платят не более 80 копеек. Но бензин не может стоить так дешево - низкие цены обеспечиваются за счет правительственных дотаций нефтепроизводителям. Власти этих стран тратят на нефтяные субсидии миллиарды, чтобы обеспечить безопасность политического режима.

В России все по-своему. Львиную долю российского экспорта составляют природные богатства, в том числе нефтепродукты, поэтому правительство стремится "накормить" бюджет большим налогово-акцизным куском нефтяного пирога.

По данным Института энергетики и финансов, половину цены бензина составляют налоги. На производство, включая добычу нефти, приходится не более 30% стоимости, остальное - прибыль компании. В итоге нефтяные гиганты имеют хорошую рентабельность, а потребителям приходится раскошеливаться на дорогой бензин.

Такое положение вещей вполне устраивает российских нефтяников. Руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев считает, что топливный кризис в 2011 году спровоцировали они, шантажируя правительство в ответ на попытки обуздать рост цен. Проведя проверку деятельности "дочек" нефтяных монополистов в регионах, в апреле-мае ФАС РФ возбудила 52 дела.

Власти решили побороть дефицит, запретив нефтяникам экспортировать топливо. С мая 2011 года экспортная пошлина на бензин по сравнению с предыдущим месяцем была увеличена на 44% - до 408,3 долларов США за тонну. С 1 июня она выросла до 415,8 долларов за тонну, но с июля опустится до 400,5 долларов. Кроме того, власти намерены разрешить дальнейшее производство и продажу бензина стандарта "Евро 2".

По мнению старшего аналитика ИФК "Метрополь" Сергея Вахрамеева, правительственные меры заставят нефтяные компании увеличить долю поставок бензина на внутренний рынок, но не остановят рост цен, привязанных к мировым нефтяным котировкам. По его прогнозам, по итогам 2011 года бензин в России подорожает в среднем на 8-10%.

Помимо экстренных мер, ФАС ратует за демонополизацию отрасли. Служба предлагает законодательно запретить вертикально-интегрированным компаниям развивать свои сети заправок, если их доля на рынке региона превышает 35-50%. Кроме того, антимонопольщики хотят заставить нефтяных гигантов отдать порядка 15% мощностей своих нефтеперерабатывающих заводов в пользование независимым производителям нефти. В Министерстве энергетики РФ не против даже выделить им отдельный завод.

Но эксперты считают, что это бесполезно. Павел Строков отмечает, что нефтяные компании - собственники заводов ни за что не отдадут даже часть своих мощностей. Они будут устанавливать любые условия, чтобы не пустить незваных "гостей". А если независимым компаниям отдадут целый завод, им просто нечем будет его загрузить. По данным Ассоциации малых и средних нефтегазодобывающих организаций России, в общем объеме добытой в стране нефти на "малышей" приходится не более 4%.

Ограничение доли розничного рынка также не имеет смысла, так как независимые трейдеры все равно покупают топливо у нефтяных гигантов. Если те не продадут им бензин, его просто не будет на бензоколонках.

Единственный выход - заставить компании отдавать часть своей нефти в реализацию частным операторам. Но никто на это не решится. По оценке министра энергетики РФ Сергея Шматко, в 2010 году компании нефтяной отрасли обеспечили 52% доходов бюджета страны.

С нефтяными империями власть связана слишком крепко. Но дальнейших топливных кризисов и скачков цен можно избежать только кардинальными мерами. Симптоматическое лечение российской "бензиновой болезни" неэффективно. Эксперты отмечают, что страна не может дотировать нефтепроизводство, но в силах правительства установить правила игры, которые с одной стороны, защитили бы внутренний рынок от скачков мировых цен на нефть, с другой - обеспечили бы нефтепроизводителям работу в условиях здоровой конкуренции.

"Потребители не должны расплачиваться за ситуацию на мировых рынках. Этого нет в других странах. В такие моменты наши налоги должны оказать поддержку. ФАС выступала с инициативой снижать акцизы в момент повышения мировых цен на нефть, чтобы у нас они сильно не росли. Это правильно", - отмечает Павел Строков. По его словам, в системе налогообложения в первую очередь нужно отвязать налог на добычу полезных ископаемых от мировых цен на нефть.

В выборный сезон 2011-2012 года Кремль, скорее всего, "кнутом" придержит нефтяников, но после избрания Президента России будущей весной те будут требовать "пряник". Запастись бензином впрок россияне не смогут. Увеличить свои доходы им также вряд ли удастся. Перспектива борьбы с ценами вырисовывается только одна - меньше ездить на личном автомобиле, но как раз к этому они и не готовы. Бензиновая петля неизбежна для России.

Ирина Русакова

Регионы Участники проекта Инвестиционные проекты Консульства & представительства Новости & аналитика О проекте
«Сумма Технологий»®
Создание сайта
Продвижение сайта