Русский язык English language Deutsch Français El idioma español 中文
РЕГИОНЫ УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КОНСУЛЬСТВА & ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НОВОСТИ & АНАЛИТИКА О ПРОЕКТЕ
На главную  / Новости & Аналитика  / Последние новости  / Экономическая политика России оборачивается кластером
Выбрать: Русский язык English language Deutsch Français El idioma español

Экономическая политика России оборачивается кластером

Экономическая политика России оборачивается кластером

22.04.2011 — Аналитика


Металлургическая Свердловская область хочет диверсифицировать свою экономику. Правительство региона намерено создать электротехнический, химический, аэрокосмический, лесной и другие кластеры. Эксперты сомневаются в реальности планов: предприятия, на основе которых формируются кластеры, не производят конкурентоспособную продукцию, а технопарки не генерируют новые идеи. Как выяснил обозреватель "РусБизнесНьюс", перспективу в России имеет лишь тот бизнес, в котором прослеживаются интересы конкретных чиновников.

Власти Свердловской области объявили, что к 2015 году объемы промышленной продукции в регионе вырастут в два раза, а инвестиции в производство - в три раза. Ставку чиновники сделали на выпуск высокотехнологичной продукции: стратегией развития региона предусмотрено создание кластеров, выставочных площадок международного масштаба и крупнейших учебных и научно-исследовательских центров.

Планы среднеуральских чиновников укладываются в общероссийский тренд по созданию в стране инновационной инфраструктуры, необходимой для модернизации экономики. В России уже несколько лет действуют технологические парки, в 2010 году к ним добавились фонды посевных инвестиций, центры кластерного развития и технологические платформы. Все эти институты нацелены на поддержку предпринимателей, объединившихся в кластеры, на привлечение частных инвестиций и на формирование государству заказа со стороны бизнеса на научные и исследовательские работы.

Рассуждения о разобщенности российской науки и производства стали общим местом. То, что предлагают ученые, обычно не интересует бизнес, поскольку не может быть реализовано, а то, что заказывают предприниматели, кажется второстепенным для исследователей. В итоге в России сформировалась "кривая" инновационная система: по официальным данным, 70% инвестиций в новые технологии делает государство и только 30% - частный бизнес. Исполнительный директор центра "Открытая экономика" Константин Киселев говорит, что в действительности пропорции еще более впечатляющие.

Государство же, утверждает директор Высшей школы экономики и менеджмента Уральского федерального университета Сергей Кадочников, очень часто выбрасывает деньги на ветер. Поэтому и была сделана ставка на те институты, в рамках которых решение об инвестировании принимают, прежде всего, предприниматели. Чиновники обещают, что они будут вкладывать деньги в те проекты, которые уже доказали свою эффективность. По словам министра промышленности и науки Свердловской области Александра Петрова, на перспективные разработки и их внедрение из регионального бюджета в течение пяти лет будет выделено 400 миллионов рублей.

Руководитель Уральского центра трансфера технологий Ильяс Падерин полагает, что власти пытаются воссоздать то, что успешно развалили в 90-е годы 20-го века. Объединение усилий исследовательских, проектных и производственных организаций во времена СССР осуществлялось в рамках министерств, которые выступали заказчиками инновационной продукции. Сформировавшиеся тогда условные кластеры работали в основном на военно-промышленный комплекс, на авиакосмическую и атомную отрасли. Работали, по оценке И. Падерина, не так уж и плохо - минусы той системы были лишь в излишней централизации и оторванности от гражданского сектора промышленности.

Создать заново систему, продуцирующую инновации, будет непросто: отраслевые институты либо умерли, либо вошли в корпорации и работают по более узким направлениям, промышленные предприятия частично разорены, частично проданы и пытаются найти свою нишу на рынке. Получается это у них плохо: российская промышленность не модернизировалась более 20 лет, упал уровень инжиниринга, нет квалифицированных рабочих.

Экспертам очевидно, что в первую очередь необходимо сформировать спрос на инновации со стороны крупного бизнеса, чтобы в рамках создаваемых кластеров была создана конкурентоспособная продукция. На Западе, откуда россияне заимствовали технопарки, потребителями инновационной продукции выступают крупные корпорации, которые заказывают малым предприятиям научно-исследовательские и конструкторские работы. В России же ведущие компании отваживаются лишь на инвестиции в производства с низкими переделами, довольствуясь проверенными технологиями. По словам президента Союза малого и среднего бизнеса Свердловской области Анатолия Филиппенкова, из-за отсутствия денег он не может довести до ума технологию плавления металла за счет внутренней энергии. В металлургической Свердловской области она никого не заинтересовала, и предприниматель обратился к немецким инвесторам.

Российский бизнес осторожничает неспроста. Муниципальные и региональные чиновники очень ревниво относятся к появлению на их территории неподконтрольного бизнеса. Набившие оскомину волокита и поборы с инвесторов объясняются, как правило, нежеланием открывать у себя то или иное производство.

Первопричины подобного отношения надо искать в тесной связи чиновников с местными предпринимателями. Подобная же картина наблюдается и на федеральном уровне. Премьер-министр РФ Владимир Путин недавно поручил своему кабинету вплотную заняться созданием кластеров в угледобыче, развивая параллельно разрезы и транспортную инфраструктуру, предприятия по переработке сырья и производству современной горной техники. Эксперты считают, что распоряжение главы правительства продиктовано лоббистскими усилиями известного в стране нефтетрейдера, который не так давно купил угольные разрезы и морской порт.

За красивыми словами о модернизации бизнес прекрасно видит банальную корысть конкретных чиновников. Поэтому, поддерживая на словах политику правящей партии и правительства, он превращает в абсурд любое экономическое начинание властей. Уже дискредитированы и технопарки, с помощью которых власти собираются развивать высокие технологии. Если в мире этот институт служит для улучшения логистики и создания среды, в которой идеи переходят в плоскость реализации, то в России бизнес строит технопарки, превращая их затем в обычные офисные центры и зарабатывая на аренде.

Развивать высокие технологии не на словах, а на деле чиновники явно не хотят, о чем свидетельствует резкое повышение в 2011 году отчислений в социальные фонды, что ударило, прежде всего, по инновационным предприятиям. Плоды подобной политики отчетливо проявляются в Свердловской области. На последнем Евро-Азиатском машиностроительном форуме на круглый стол по модернизации промышленности пришло десять человек - зато кулинарный салон вызвал ажиотаж и ознаменовался заключением 80 деловых соглашений.

"Проголосовав ногами", бизнес фактически поставил крест на инновациях: по словам президента Российского Союза промышленников и предпринимателей Александра Шохина, заявленные свердловскими властями амбициозные планы можно осуществить лишь при наличии выверенных бизнес-планов и поддержки со стороны реального сектора экономики.

Владимир Терлецкий

Регионы Участники проекта Инвестиционные проекты Консульства & представительства Новости & аналитика О проекте
«Сумма Технологий»®
Создание сайта
Продвижение сайта