Русский язык English language Deutsch Français El idioma español 中文
РЕГИОНЫ УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КОНСУЛЬСТВА & ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НОВОСТИ & АНАЛИТИКА О ПРОЕКТЕ
На главную  / Новости & Аналитика  / Последние новости  / Трёхгрошовый щит России
Выбрать: Русский язык English language Deutsch Français El idioma español

Трёхгрошовый щит России

Трёхгрошовый щит России

18.04.2011 — Аналитика


Российское правительство распорядилось забрать часть прибыли, полученной в 2010 году государственными предприятиями, ориентированными на военно-космические силы страны. Это решение сильно удивило экспертов. Обозревателю "РусБизнесНьюс" они заявили, что утверждение новой программы вооружений России до 2020 года, главное место в которой отводится ракетно-ядерной тематике, никак не вяжется с изъятием средств у производителей. Построить надежную систему защиты страны за "три копейки" не удавалось никому в мире.

Федеральное космическое агентство (Роскосмос) обязало екатеринбургское ФГУП "НПО автоматики", занимающееся разработкой систем управления для ракетной техники, перечислять с 2011 года 25% своей чистой прибыли в государственную казну. До сих пор бюджетный "оброк" составлял не более 1% прибыли - порядка 300 тысяч рублей. Изъятие 7,5 миллионов рублей, заработанных в минувшем году, было воспринято менеджментом предприятия очень болезненно. По их словам, научно-производственное объединение ведет большую работу по модернизации производства и подготовке молодых кадров, на что нужны средства. Решение кабинета министров Владимира Путина, по сути, ставит крест на техническом перевооружении НПО автоматики.

Директива Роскосмоса вызвала вопросы не только на предприятиях военно-промышленного комплекса, но и у аналитиков. Эксперт Центра анализа стратегий и технологий Андрей Фролов не понимает, зачем нужно изымать чистую прибыль у казенных предприятий, когда в государственном бюджете начинает появляться профицит. К предположениям о том, что предприятия Роскосмоса таким образом решили наказать за неудачные запуски спутников в последние полгода, эксперт относится скептически: слишком уж это неадекватная реакция.

В Роскосмосе отказались пояснять смысл финансовой удавки для "НПО автоматики". Пресс-секретарь Агентства Александр Воробьев заявил "РусБизнесНьюс" буквально следующее: "Мы слухи не комментируем. Пришлите нам документ об изъятии прибыли - тогда и поговорим".

Однако заместитель генерального директора по экономике и финансам "НПО автоматики" Вячеслав Микотин подтвердил, что это вовсе не слухи. По его словам, соответствующая директива поступила из правительства, а Роскосмос лишь транслировал ее дальше. Предприятие не хочет поднимать шум, но пытается бороться за свои деньги.

В свою очередь директор Института проблем глобализации Михаил Делягин напомнил обозревателю "РусБизнесНьюс", что собственник предприятия (в данном случае государство) вправе распоряжаться чистой прибылью по своему усмотрению. И в некоторых случаях, на его взгляд, её изымать надо: когда, например, она тратится на выплату бонусов топ-менеджерам.

Парадокс в том, что заработанные деньги промышленники порой не могут получить из федерального бюджета. Союз предприятий оборонных отраслей промышленности Свердловской области регулярно пишет письма в правительство России о необходимости погасить задолженность за выполненный государственный заказ. Исполнительный директор Союза Владимир Кукарских сообщил "РусБизнесНьюс", что недавно состоялась встреча руководителей предприятий с заместителем министра обороны РФ Владимиром Поповкиным, который пообещал в ближайшее время разобраться с долгами за прошлый год и с государственным заказом на 2011 год.

До сих пор предметом разногласий промышленников и военных были цены на продукцию. В предыдущие годы Министерство обороны, шокированное прогрессирующим удорожанием вооружения и военной техники, предложило ограничить рентабельность предприятий ВПК на уровне 15-25%, а коэффициент-дефлятор при расчете их затрат установить на уровне 10%. Производители посчитали, что государство таким образом стремится решить проблему снижения стоимости вооружения за счет машиностроителей. Несложные расчеты показывают, что при росте цен на энергоресурсы на 15-19% в год промышленная инфляция не может быть 10%. Она по факту значительно выше: например, для ОАО "НПК "Уралвагонзавод" специалисты предложили установить в 2010 году коэффициент-дефлятор на уровне 25%.

Эксперты называют несколько причин, вынуждающих чиновников настаивать на 10% инфляции. Одна из них - несовершенство закона о государственных закупках, позволяющего выигрывать тендеры на поставку вооружения и военной техники "карманным" компаниям чиновников, которые потом в погоне за своей прибылью выкручивают заводам руки, срезая их расценки и закладывая низкую инфляцию.

Вторая причина, приводящая к искажению ценообразования в России, кроется в особенностях национальной экономики. Основными инвесторами и источниками прибыли являются крупные государственные компании-монополисты. Все они обросли множеством дочерних структур, в которых проанализировать затраты практически невозможно. Непрозрачность и неэффективность монополий приводит к падению их конкурентоспособности на внешних рынках. В частности, ОАО "Газпром" не может сегодня договориться о поставках природного газа в Юго-Восточную Азию - в очень важный с геополитической точки зрения регион. Китай готов покупать топливо не дороже 165 долларов США за 1 тысячу кубометров, а "Газпром" утверждает, что рентабельные продажи начинаются с 220 долларов. Эксперты не исключают, что в итоге компания может пойти на уступки, согласившись продавать газ ниже себестоимости - как в свое время ОАО "Интер РАО ЕЭС" согласилось продавать в Китай электроэнергию. При этом свои потери компания переложила на российских потребителей - так же, скорее всего, поступит и "Газпром", в очередной раз повысив цены на внутреннем рынке.

Для экспертов очевидно, что, не добившись прозрачности монополий и не изменив процедуру государственных закупок, государство никогда не сможет сдержать рост цен на вооружение, а директивное ценообразование будет неизбежно разрушать оборонную промышленность. Менеджеры большинства предприятий ВПК давно говорят, что им катастрофически не хватает средств на научно-исследовательские и конструкторские разработки, что предопределяет отставание России от конкурентов.

Государство же, вместо того чтобы отладить механизм инвестирования перспективных разработок, предпочитает изымать прибыль у тех, кто еще остается на плаву. Остается загадкой, на какие средства российский военно-промышленный комплекс будет разрабатывать и производить новую технику, которую к 2020 году от него ждет армия страны.

Владимир Терлецкий

Регионы Участники проекта Инвестиционные проекты Консульства & представительства Новости & аналитика О проекте
«Сумма Технологий»®
Создание сайта
Продвижение сайта