Русский язык English language Deutsch Français El idioma español 中文
РЕГИОНЫ УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КОНСУЛЬСТВА & ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НОВОСТИ & АНАЛИТИКА О ПРОЕКТЕ
На главную  / Новости & Аналитика  / Последние новости  / Уральский мегапроект определит сырьевые перспективы России на 100 лет
Выбрать: Русский язык English language Deutsch Français El idioma español

Уральский мегапроект определит сырьевые перспективы России на 100 лет

Уральский мегапроект определит сырьевые перспективы России на 100 лет

14.04.2009 — Аналитика


Задолго до кризиса российские власти начали поиск национальных экономических идей, которые дадут стране импульс развития. Первыми стали национальные проекты, реализация которых не превратилась в рядовой "тест-драйв", как предполагали скептики, а наглядно выявила серьезные системные проблемы, решать которые предстоит несколько лет.

Вслед за нацпроектами последовали инвестиционные проекты, претендующие на средства федерального Инвестиционного фонда. Грянувший кризис занес над ними "финансовый топор". Критики в один голос заявляют, что не время тратить деньги на перспективу – надо затыкать сиюминутные бреши в национальном бюджете.

Генеральный директор корпорации "Урал промышленный – Урал Полярный" Олег Демченко уверен, что даже в кризис идея долговременного освоения Полярного Урала остается актуальной и принесет прибыль. В беседе с обозревателем "РусБизнесНьюс" Владимиром Соколовым он привел цифры и факты в поддержку своей позиции. 

 

- Олег Васильевич, сторонники проекта утверждают, что он поможет российским металлургам избавиться от сырьевой зависимости зарубежных поставщиков. А их оппоненты заявляют, что наши промышленники не спешат входить в число участников из-за долгого освоения месторождений. Кто из сторон ближе к истине?

- Проект "Урал Промышленный - Урал Полярный" предполагает создание индустриально-инфраструктурного комплекса, обеспечивающего прорывное развитие, модернизацию и использование имеющегося потенциала Уральского федерального округа. Базой служит освоение природно-сырьевых ресурсов Уральской горнорудной провинции и строительство ключевых элементов опорной транспортной и энергетической инфраструктуры. Реализация проекта позволит сформировать новый масштабный источник полезных ископаемых в условиях нарастающего в мире дефицита сырья.

Осваиваемая территория содержит более 100 видов полезных ископаемых. Суммарная стоимость разведанных и прогнозных ископаемых Полярного и Приполярного Урала оценивается более чем в 10 триллионов рублей или в 400 миллиардов долларов США. В настоящее время охват территории геологоразведочными работами составляет лишь 10-12%. По многим экспертным оценкам, широкомасштабная, углубленная геологоразведка может привести к новым серьезным открытиям минерального сырья на Полярном и Приполярном Урале. Однако даже разведанные ресурсы по значительному перечню показателей существенно превосходят потребности промышленности не только Уральского федерального округа, но и России в целом.

Действительно, освоение данной сырьевой базы способно покончить с зависимостью промышленности от импорта железных и марганцевых руд, меди, угля, хромитов, ряда других ископаемых. Сегодня из-за рубежа на Урал завозится 100% потребляемого марганца, 90% угля, 70% хромитов, 80% медного концентрата, 40% железорудного сырья. В то время как масштабы природно-ресурсного потенциала Полярного и Приполярного Урала способны обеспечить потребности России в полезных ископаемых, исходя из уже поставленных на учет ресурсов, по хрому - на 120 лет, по фосфоритам – на 90 лет, марганцу – на 80 лет, по углю – на 80 лет, по железу - на 80 лет.

Исходя из поручений Президента РФ, рабочая группа проекта разработала обоснование инвестиций в создание транспортного коридора "Урал промышленный – Урал Полярный". Строительство новой транспортной магистрали вдоль восточного склона Уральских гор позволит приступить к освоению природных ресурсов севера Урала, а также полуострова Ямал. Прямой экономический эффект от сокращения путей доставки сырья в промышленные центры Южного Урала может составить порядка 4 триллионов рублей, еще около 4,5 триллиона может принести переход с потребления импортного сырья на отечественное.

В 2006 году была сформирована управляющая структура проекта - ОАО "Корпорация Урал промышленный – Урал Полярный". Её акционерами сегодня являются Тюменская и Челябинская области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Скоро к ним прибавится Курганская область.

 

- Проект претендует на поддержку Инвестиционного фонда Российской Федерации. Чем он может выделиться среди прочих заявок на государственное финансирование?

- Проект представляет собой комплекс взаимоувязанных мероприятий по созданию трех основных блоков: транспортного, энергетического и освоения природных ресурсов на площади свыше 390 тысяч квадратных километров. Ядром транспортной инфраструктуры, как я уже говорил, является железнодорожная магистраль по восточному склону уральских гор Полуночное – Обская (849 километров), которая в совокупности со строящимися линиями Обская – Бованенково (554 километров), Обская – Салехард – Надым (406 километров) и автомобильной дорогой Тюмень – Урай – Агириш – Салехард (795 километров) по кратчайшему пути свяжет промышленный Урал с месторождениями полезных ископаемых Полярного Урала, зоной нефтегазодобычи, обеспечит выход к Северному морскому пути и Норильску.

Энергетический блок планирует строительство пяти газовых электростанций - ГТЭС в поселке Игрим (20 МВт), ПГЭС в Ноябрьске (124 МВт), ГРЭС на Полярном Урале (500МВт), Тарко-Салинской ГРЭС (1200 МВт), ГТЭС в поселке Харп. К ним прибавляется первая очередь угольной Северо-Сосьвинской ГРЭС (1200 МВт) на местном сырье. Также необходимо провести сети: воздушные линии "Обская – Богословский алюминиевый завод" (1094 километра) и "Салехард – Надым". Они позволят обеспечить надежное электроснабжение существующих и вновь вводимых потребителей на обозначенной территории. 

Очень внушительны масштабы блока освоения природных ресурсов. До 2019 года запланировано создать 18 горнодобывающих (на основе лицензионных железорудных, хромитовых, медно-цинковых, марганцевых участков недр), обогатительных и лесоперерабатывающих предприятий. При полной реализации проекта их число может достичь 60! Ресурсная база для них подтверждена заключениями отраслевых институтов. Часть этого блока составляет строительство предприятий лесоперерабатывающего комплекса.

 

- Какие перспективы для развития северных территорий и экономики России в целом несут эти составляющие проекта?

- Созданные в рамках проекта железные и автомобильные дороги послужат совершенствованию транспортной инфраструктуры Российской Федерации, обеспечат доступность новой минерально-сырьевой базы, сформируют новые эффективные схемы перемещения грузов. Железнодорожная сеть создаст принципиально новую транспортную схему на российском Севере. Новый транспортный коридор способен обеспечить перевозку с полуострова более чем 20 миллионов тонн сжиженных углеводородов в год. Кроме того, это облегчит разработку арктического шельфа, обеспечит выход к Северному морскому пути, к Норильску и в перспективе к незамерзающей бухте Индига, будет способствовать развитию портовой инфраструктуры.

После дополнения существующих широтных транспортных коридоров меридиональным открываются дополнительные возможности транзитных перевозок. Кратно увеличивается эффект от строительства планируемой железнодорожной линии Томск-Сургут-Надым за счет продолжения движения грузов через Надым-Салехард и далее на Мурманск. Появление нового транспортного коридора "Север-Юг" открывает возможности нового направления грузопотоков на Республику Казахстан, в страны Средней Азии.

Существенно будет усовершенствована и энергетическая инфраструктура. По сути, исчезнет угроза энергодефицита для всего Уральского федерального округа, будут сняты существующие ограничения на параметры развития территории, снизятся энерготарифы, которые в районах Приполярного и Полярного Урала сегодня достигают 20 рублей за киловатт.

И, наконец, произойдет вовлечение в эксплуатацию практически неограниченных возобновляемых ресурсов, в частности, леса. Уральский федеральный округ обладает запасами древесины на корню в 8 миллиардов кубических метров (10% от общероссийских запасов), а заготавливается сейчас только 20% возможного годового объема. Мегапроект позволит вовлечь в оборот леса в районе Приполярного Урала.

 

- Каков объем инвестиций в "Урал промышленный – Урал Полярный"? Какие траты на себя возьмёт государство, а что ляжет на плечи инвесторов?

- Механизмом реализации проекта избрано государственно-частное партнерство. Требуемый общий объем капитальных вложений для создания комплекса добывающих и перерабатывающих предприятий (включая объекты транспортной инфраструктуры) составляет 543,7 миллиарда рублей в ценах 2007 года. Предполагается, что Инвестиционный фонд Российской Федерации вложит 105 миллиардов рублей, субъекты Российской Федерации, входящие в Уральский федеральный округ, – 79,1 миллиарда рублей. При этом две трети средств (359,7 миллиарда рублей) – затраты частных инвесторов. Хочу подчеркнуть, что проект характеризуется высокой бюджетной эффективностью. Инвестиции в государственную казну вернутся через 6 лет. А в целом налоговые поступления за 12 лет составят 412 миллиардов рублей.

 

- Какие самые привлекательные объекты и сферы для частных инвесторов в рамках проекта "Урал промышленный -Урал Полярный"?

- Совместно с Федеральным агентством по недропользованию и Всероссийским институтом минерального сырья подготовлено 22 участка недр для лицензирования, которые стали основой расчетов будущих грузопотоков железнодорожной линии Полуночное-Обская-Салехард. ОАО "Корпорация Урал Промышленный – Урал Полярный" на текущий момент получила 9 лицензий.

Мы применяем следующий вариант привлечения инвесторов для геологического изучения и разработки недр - создаются дочерние компании, в которые передаются полученные лицензии. Доля в дочерней компании продается стратегическому инвестору. Корпорация привлекает инвестиции в проекты, требующие проведения геологических изысканий и разведки недр Полярного и Приполярного Урала, в проекты, реализуемые на основании лицензионных соглашений.

Для реализации отдельных инвестиционных проектов создаются дочерние общества, которым в качестве взноса в уставный капитал передаются имущественные права по соответствующим лицензионным соглашениям. Кроме того, Корпорация привлекает портфельных инвесторов в строительство железнодорожной линии Салехард-Надым, для реализации отдельных инвестиционных проектов энергетического блока, в проекты строительства объектов генерации. 

 

- Какие работы в рамках проекта ведутся сейчас? Внес ли финансовый кризис коррективы в реализацию проекта? 

- Сейчас идет проектирование новых железнодорожных линий Полуночное – Обская – Салехард – Надым. Первая часть проектной документации по новым железнодорожным линиям была представлена на экспертизу в декабре прошлого года. В начале апреля в "Главгосэкспертизу России" проектная документация будет представлена в полном объеме. Начато освоение Северо-Сосьвинского медно-цинкового месторождения, куда привлечено более 7 миллиардов рублей частных инвестиций.

Получено 9 лицензий на геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых, разработана проектно-сметная документация на производство геологоразведочных работ на лицензионных участках, организуется производство этих работ. Подготовлены проекты отработки месторождения и производства, закуплено горное и дробильно-сортировочное оборудование, начаты строительно-монтажные работы.

Завершается строительство Ноябрьской парогазовой станции, в которую частные инвесторы вложили более 3 миллиардов рублей. Одновременно стартовало строительство линии электропередачи в широтном направлении Надым – Полярный (более 400 километров), а также линий, соединяющих в одну энергосистему локальные системы городов Салехард, Лабытнанги, объекты Харпского горнопромышленного района. Мы планируем завершить эту работу в 2011 году.

 

- В связи с кризисом появились предложения заморозить проект, чтобы в такое трудное время не тратить бюджетные средства на мегапроекты. Что Вы ответите на это?

- А зачем отвечать? Критики пусть задают вопросы Академии наук, Минэкономразвития, Минприроды, Минтрансу, Минрегиону, Минпромторгу России, а не наемным менеджерам Корпорации. 

 

- Как обстоят дела с геологоразведкой? Каковы на сегодняшний день подтвержденные запасы железных и иных руд, угля? "Уралнедра" заявили, что месторождения Полярного Урала в основном мелкие и могут не оправдать инвестиций, а потому необходимо пересматривать параметра проекта.

- Минприроды России приняло решение о новом "Комплексном плане по развитию минерально-сырьевой базы Урал промышленный – Урал Полярный" на 2010-2015 годы с увеличением финансирования на геологоразведку до 11 миллиардов рублей. Федеральным агентством по недропользованию и Всероссийским институтом минерального сырья подготовлено пока только 22 участка недр для лицензирования, которые стали основой расчетов будущих грузопотоков железнодорожной линии Полуночное-Обская-Салехард, а это минимум 15-17 миллионов тонн ежегодных перевозок. Отмечу, что в нашей стране экономическая целесообразность строительства железной дороги основывается на минимуме в 10 миллионов тонн.

 

- Какова необходимость строительства железной дороги именно по данному маршруту: Полуночное – Обское? Почему освоение ресурсов Полярного Урала нельзя вести на основе существующей железной дороги до Воркуты, вдоль западной части Уральского хребта?

- Потому что рудопроявления основных ресурсов и запасов находятся на восточном склоне Уральских гор, и железная дорога строится для того, чтобы создавать новую горнорудную базу.

Регионы Участники проекта Инвестиционные проекты Консульства & представительства Новости & аналитика О проекте
«Сумма Технологий»®
Создание сайта
Продвижение сайта