Русский язык English language Deutsch Français El idioma español 中文
РЕГИОНЫ УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КОНСУЛЬСТВА & ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НОВОСТИ & АНАЛИТИКА О ПРОЕКТЕ
На главную  / Новости & Аналитика  / Последние новости  / Северный морской коридор упирается в грузовой тупик
Выбрать: Русский язык English language Deutsch Français El idioma español

Северный морской коридор упирается в грузовой тупик

Северный морской коридор упирается в грузовой тупик

24.02.2011 — Аналитика


В марте 2011 года правительству России представят обновленную концепцию железнодорожной магистрали Белое море - Коми - Урал ("Белкомур"). Проект, позволяющий существенно ускорить доставку грузов из Азии в северные порты России, разработали еще в 20-м веке, но реализовать не сумели из-за отсутствия инвестиций. Чиновники утверждают, что деньги и желание построить дорогу сегодня есть - нужна лишь поддержка государства. Как выяснил обозреватель "РусБизнесНьюс", от властей ждут налоговых либо тарифных послаблений, которые помогут окупить инвестиции. Эксперты, однако, настроены менее оптимистично: по их словам, отгрузка сыпучих материалов сокращается и для новой дороги может не хватить грузов.

Железнодорожная магистраль "Белкомур", предусмотренная Стратегией развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года, должна стать частью Северного транспортного коридора, обеспечивающего кратчайший путь в Европу из Средней Азии и Дальнего Востока. Реализация проекта стоимостью примерно 330 миллиардов рублей позволит сократить пробег вагонов из Сибири до Белого моря на сотни километров. Концепция также предусматривает перенаправление части грузопотоков из Санкт-Петербурга в Архангельск, где задумана серьезная реконструкция местного порта. Предполагается, что грузооборот обновленного порта составит 28 миллионов тонн в год. Для его загрузки комплексной программой промышленного и инфраструктурного развития Республики Коми, Пермского края и Архангельской области предусмотрено увеличение поставок сыпучих грузов из Соликамского узла.

Прокладка нового транспортного коридора не вызвала восторга у части предпринимателей и чиновников, отчего проект долгое время не получал поддержки в федеральных министерствах. В СМИ много говорилось о невысокой экономической активности в северных широтах, о тяжелой ледовой обстановке в Белом море, требующей дополнительных затрат, о сокращении отгрузки угля и т.д. Строительство новой ветки, утверждал тогдашний заместитель министра транспорта России Александр Мишарин, приведет к перераспределению грузопотоков, отчего свои доходы потеряют железнодорожники и стивидоры (грузчики) Мурманского морского порта. Профильные ведомства все же одобрили проект и даже придали ему статус приоритетного инвестиционного, но денег из федерального Инвестиционного фонда он так и не получил, что лишний раз говорит о том, какая непростая судьба ему уготована.

Начальник отдела водного транспорта и связи администрации Архангельской области Михаил Осин соглашается, что часть потоков с Балтийского направления уйдет в Архангельск, но это не ущемит ничьи интересы: Санкт-Петербургский порт забит под завязку, и бизнес был бы только рад его разгрузке. Довод о том, что Белое море замерзает, чиновник не считает серьезным: Финский залив тоже покрыт льдом с декабря по апрель. В нынешнем феврале лед достиг такой толщины, что буксировать приходится каждое судно по отдельности, отчего в Большом порту Санкт-Петербурга скопилось до 80 кораблей. Белое же море, утверждает М.Осин, замерзает только вдоль берега - в дельте Северной Двины, поэтому четыре ледокола прекрасно справляются с проводкой судов.

Представитель администрации Архангельской области считает, что не останется без грузов и Мурманский порт. Сегодня его развитие сдерживает пропускная способность Октябрьской железной дороги, а не конкуренция со стороны Архангельска. По словам Михаила Осина, мурманчане также поддерживают прокладку Северного морского коридора.

Противником, помимо питерцев, выступает часть стран Евросоюза: в частности, Финляндия хотела бы транспортировать грузы из Европы в Азию и наоборот через свои морские порты. Отсюда вокруг "Белкомура" и возник негативный фон. Но с Суоми удалось договориться: финны нашли свою нишу в проекте, согласившись строить для транспортных компаний суда арктического класса. М.Осин утверждает, что сейчас просчитываются грузопотоки и корректируется проект, разработанный еще в прошлом веке. Желание построить "Белкомур" у всех большое: предложений поступает много, деньги есть.

Официальный представитель ОАО "Белкомур" Марина Федоренко говорит, что финансировать строительство дороги будут, скорее всего, крупные финансовые корпорации - и не обязательно российские. После того, как стало известно, что деньги из Инвестиционного фонда получить не удастся, было решено искать частного инвестора. Но без участия федерального правительства, полагает М.Федоренко, такой проект не поднять. От государства ожидают налоговых либо тарифных льгот.

Управляющий партнер Vegas Lex Альберт Еганян сообщил "РусБизнесНьюс", что в настоящее время его компании разрабатывает конкурсную документацию, под которую региональные власти отберут несколько консорциумов и проведут среди них тендер. Победитель последнего профинансирует строительство железной дороги и затем передаст ее на баланс государства, но эксплуатировать будет сам, пока не окупит вложенные средства. А.Еганян нисколько не сомневается в успешности проекта: "Мы бы не стали ввязываться в это дело на условиях гонорара успеха (то есть нашу работу оплатит тот, кто будет эксплуатировать дорогу и получать выгоду), если бы не были уверены в его финансовой перспективности".

Между тем генеральному директору агентства Infra News Алексею Безбородову будущее "Белкомура" видится не столь радужным: эксперт сомневается, что Пермский край сможет существенно увеличить грузопотоки в направлении северных портов. Рынок калийных удобрений будет расти, но одному Соликамску загрузить новую дорогу вряд ли по силам.

Начальник пресс-службы ОАО "Сильвинит" Антон Субботин рассказал "РусБизнесНьюс", что создающаяся сейчас совместно с ОАО "Уралкалий" объединенная компания будет производить около 10,6 миллиона тонн удобрений в год, а в перспективе - 13 миллионов тонн. Предприятие намерено вложить солидные инвестиции в разработку новых месторождений, в Соликамске также будет построена крупная перегрузочная станция. Реализация этих проектов позволит нарастить объемы перевозки грузов по железной дороге, но конкретные цифры А.Субботин затруднился назвать, сославшись на незаконченный процесс объединения "Уралкалия" и "Сильвинита".

Алексей Безбородов, однако, в ответ привел следующие данные: Архангельский порт загружен лишь на 45% от своей мощности, а выручка Мурманского порта в 2010 году снизилась на 20%. Подпортил показатели мурманским стивидорам крупнейший экспортер угля - ОАО "СУЭК", снизивший экспортные поставки. "Мне жалко авторов "Белкомура": проект нужен, но сегодня для этого нет ни условий, ни грузопотоков, ни денег", - резюмировал эксперт.

Владимир Терлецкий

Регионы Участники проекта Инвестиционные проекты Консульства & представительства Новости & аналитика О проекте
«Сумма Технологий»®
Создание сайта
Продвижение сайта