Русский язык English language Deutsch Français El idioma español 中文
РЕГИОНЫ УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КОНСУЛЬСТВА & ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НОВОСТИ & АНАЛИТИКА О ПРОЕКТЕ
На главную  / Новости & Аналитика  / Последние новости  / Борьба за бочку авиакеросина в Екатеринбурге: ТНК-ВР vs ЛУКОЙЛ
Выбрать: Русский язык English language Deutsch Français El idioma español

Борьба за бочку авиакеросина в Екатеринбурге: ТНК-ВР vs ЛУКОЙЛ

Борьба за бочку авиакеросина в Екатеринбурге: ТНК-ВР vs ЛУКОЙЛ

07.12.2010 — Аналитика


Топливно-заправочный комплекс екатеринбургского аэропорта Кольцово решено продать частной компании. Губернатор Свердловской области Александр Мишарин полагает, что приватизация ТЗК даст серьезный толчок развитию авиаперевозок в регионе. Эксперты его оптимизма не разделяют: по их мнению, монопольный поставщик топлива вносит серьезные диспропорции в развитие авиационного рынка. Как выяснил обозреватель "РусБизнесНьюс", конкуренция будет невозможна до тех пор, пока власти не прекратят выстраивать с бизнесом отношения с помощью эксклюзивных соглашений.

Нефтяная компания ТНК-BP обратилась в Федеральную антимонопольную службу России за разрешением на покупку 100% голосующих акций ТЗК Кольцово. Заправочный комплекс, до января 2010 года входивший в структуру екатеринбургского аэропорта, обладает эксклюзивным правом заливать авиационное топливо "в крыло". Монопольное положение ТЗК приносило Кольцово львиную долю доходов (до 50% от выручки). Избавиться от актива аэропорт вынудили федеральные власти, решившие вывести все топливо-заправочные комплексы России в самостоятельные юридические лица. Чиновники заявляют, что они тем самым хотят создать конкуренцию среди продавцов авиакеросина и снизить цены на билеты. Эксперты же подозревают, что приватизация ТЗК подразумевает передачу комплекса в нужные руки и к устранению монополизма на рынке не имеет никакого отношения.

Попытки продать заправочную инфраструктуру Кольцово в частные руки предпринимаются не в первый раз. В 2000 году тогдашний директор аэропорта Юрий Кириллов предложил создать ООО "ТЗК "Кольцово", в котором бы 80% долей принадлежало финансовой группе "Кольцо Урала". Государство, владевшее на тот момент 60% акций аэропорта, не возражало. Причина, возможно, заключалась в том, что эту финансовую группу создал один из советников губернатора Эдуарда Росселя Александр Венедиктов. Сделка не состоялась, поскольку против выступил полномочный представитель Президента России в Уральском федеральном округе Петр Латышев.

В середине 2000-х в состав собственников Кольцово вошла "Ренова" (один из российских акционеров ТНК-BP). В обмен Виктор Вексельберг был вынужден построить в аэропорту новый вокзальный комплекс. Он выполнил свои обещания, но за инфраструктуру сполна расплатились сначала авиакомпании, а потом и пассажиры. Изъятие ренты происходило через цены на топливо, которые во время реконструкции Кольцово росли по 90% в год. В какой-то момент в екатеринбургском аэропорту авиакеросин стал стоить дороже, чем в европейских странах, где цены на нефтепродукты априори выше. В ситуацию была вынуждена вмешаться Федеральная антимонопольная служба.

ФАС в 2007 году обнаружила сговор как среди поставщиков топлива (нефтяных компаний), так и среди потребителей (авиакомпаний и аэропорта). ОАО "Кольцово" оштрафовали на 13 миллионов рублей: антимонопольная служба выявила, что новый генеральный директор аэропорта Михаил Максимов откровенно лоббировал интересы авиакомпании "Авиапрад", созданной, как подозревают, "Реновой". Заправочный комплекс вновь попытались продать, но аэропорт запросил тройную цену (120 миллионов евро), и покупателей на ТЗК не нашлось. Как считают эксперты, провал сделки был на руку В.Вексельбергу, который неоднократно заявлял, что выручка от продажи топлива идет на реконструкцию аэровокзала.

Ситуация стала беспокоить даже тогдашнего главу Свердловской области Эдуарда Росселя, который фактически и передал ТЗК в управление "Ренове". В 2008 году он заявил, что в Кольцово появится второй заправочный комплекс, который построит НК "ЛУКОЙЛ". Была даже зарегистрирована топливная компания "Урал", учрежденная ООО "Лукойл-Аэро" и ОАО "Уральские авиалинии". Но дальше этого дело не двинулось: к заправке самолетов нового игрока не допустили. Аэропорт отказался предоставить емкости для хранения топлива не только "Уралу", но и авиакомпаниям, изъявившим желание самостоятельно закупать керосин на рынке и депонировать его в екатеринбургском аэропорту. После этого антимонопольная служба вновь возбудила дело против ОАО "Кольцово".

Жалоба рассматривается уже второй год. Решение откладывается по ряду причин. Сначала ФАС выясняло, есть ли у аэропорта возможность для хранения дополнительных объемов топлива. Начальник территориального управления Росавиации в Уральском округе Александр Травка сообщил "РусБизнесНьюс", что такая возможность есть (при соблюдении ряда условий по технике безопасности), о чем руководство региональное Управление ФАС и было проинформировано. Однако вопрос с допуском второго оператора к заправке самолетов так и не был решен.

Начальник отдела по ограничению монополистической деятельности на товарных рынках Управления ФАС по Свердловской области Юлия Анисимова пояснила, что задержка с вынесением решения связана с тем, что ОАО "Кольцово" является ненадлежащим ответчиком. В ходе процесса выяснилось, что керосин монопольно заливает "в крыло" даже не ЗАО "ТЗК "Кольцово", а некое ООО "ТЗК "Актив". При этом, несмотря на выведение заправочного комплекса в самостоятельное юридическое лицо, право заключения договоров на хранение топлива по-прежнему осталось у ОАО "Кольцово". Сотрудникам ФАС ясно, кто стоит за всей этой комбинацией, но они тем не менее затребовали документы, раскрывающие механизм перехода прав управления комплексом от одной компании к другой. По словам Ю.Анисимовой, уже понятно, кто будет поставлять в Кольцово топливо и заправлять самолеты. С продажей ТЗК никаких изменений на рынке не произойдет: монополист будет по-прежнему чинить препятствия конкурентам - поставщикам керосина.

Центральный аппарат Федеральной антимонопольной службы, куда ТНК-BP обратилась за разрешением на покупку ТЗК Кольцово, в настоящее время изучает ситуацию. Министр промышленности и науки Свердловской области Александр Петров заявил обозревателю "РусБизнесНьюс", что решение о продаже заправочного комплекса в пользу ТНК-BP еще не принято. Администрация Свердловской области недавно подписала соглашение о социальном партнерстве с НК "ЛУКОЙЛ". Согласно договоренности, нефтяная компания построит в Екатеринбурге новое здание филармонии, а власти поспособствуют ей в ведении бизнеса на территории региона. Речь о строительстве второго ТЗК пока не идет, но, как утверждает А.Петров, ЛУКОЙЛ является вторым серьезным претендентом на покупку кольцовского ТЗК.

Руководитель группы по связям с общественностью ООО "Лукойл-Пермнефтепродукт" Александр Филиппов подтвердил, что компанией рассматриваются разные варианты захода на рынок авиатоплива Екатеринбурга: не исключается и участие в аукционе по покупке приватизируемого ТЗК. Какое решение в итоге примет ЛУКОЙЛ, будет зависеть от рыночной ситуации и ряда других факторов - в том числе и политических.

Эксперты между тем не сомневаются, что политическое решение уже принято, и оно не в пользу ЛУКОЙЛа. Губернатор Свердловской области Александр Мишарин недавно заявил журналистам, что "после продажи ТЗК в аэропорту появятся и другие поставщики топлива, возникнет конкуренция, и авиатопливо на Урале станет дешевле, что скажется на цене билетов". Очевидно, под "первым" поставщиком подразумевается нынешний, то есть ТНК-BP. Глава региона при этом, похоже, не сомневается в приходе новых игроков в Кольцово.

По мнению экспертов, открытие второго и даже третьего заправочного комплекса еще не гарантирует снижения цен на топливо и, соответственно, на билеты. В аэропорту Владивостока было более 10 ТЗК, но никакой конкуренции между ними не возникло, поскольку ни у кого из них не было своих емкостей, лаборатории, складов и т.д. Создание собственной инфраструктуры - дело затратное и долгое, отчего "альтернативные" ТЗК часто превращаются в банальных посредников.

Крупные нефтяные компании, конечно, могут построить и свои емкости, но это опять же не гарантирует рыночных отношений: во-первых, как показало расследование ФАС, вертикально-интегрированные компании склонны устанавливать единые цены на авиакеросин, а, во-вторых, развитию конкуренции не способствует система частно-государственного партнерства, с помощью которой российские власти пытаются решать социальные проблемы.

Соглашения, которые администрация Свердловской области подписывает с крупными налогоплательщиками, можно назвать индульгенциями на право вести бизнес на территории региона. Вкладываясь в рекомендованные "сверху" социальные проекты, компании резонно рассчитывают окупить свои затраты за счет местного рынка. Соответственно, власти вынуждены ограничивать приход на него других игроков, устраняя, по сути, конкурентную борьбу.

"Ренове", чтобы зайти в Кольцово, пришлось сделать взнос в реконструкцию аэропорта. ЛУКОЙЛу, также желающему заливать свое топливо "в крыло", только предлагают доказать свою социальную ответственность. Таковы экономические реалии в России: властям неуютно в рыночных условиях, а потому они предпочитают эксклюзивные отношения с бизнесом и ручной стиль управления. Оборачивается это перекосами в экономике. В сырьевой стране авиационный транспорт недоступен подавляющему числу граждан из-за запредельных цен на топливо.

Владимир Терлецкий

Регионы Участники проекта Инвестиционные проекты Консульства & представительства Новости & аналитика О проекте
«Сумма Технологий»®
Создание сайта
Продвижение сайта