Русский язык English language Deutsch Français El idioma español 中文
РЕГИОНЫ УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КОНСУЛЬСТВА & ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НОВОСТИ & АНАЛИТИКА О ПРОЕКТЕ
На главную  / Новости & Аналитика  / Последние новости  / Отложим уголь на завтра
Выбрать: Русский язык English language Deutsch Français El idioma español

Отложим уголь на завтра

Отложим уголь на завтра

19.11.2010 — Аналитика


Будущее угольной генерации в России под большим вопросом. Крупнейшие энергетические компании отказались от первоначальных планов по переводу теплоэлектростанций на твердое топливо. Эксперты считают, что неистребимая любовь энергетиков к газу не только разрушает угольную промышленность, но и угрожает энергетической безопасности страны. Вооружившись статистикой, корреспондент "РусБизнесНьюс" разбирался в причинах и возможных последствиях очередной победы голубого топлива над углем.  

Угольный ренессанс

До 80-х годов прошлого столетия советская генерация активно сжигала уголь. Затем была взята так называемая "газовая пауза", и голубое топливо стало постепенно вытеснять твердое. Пауза должна была продлиться не более 10-15 лет - столько времени требовалось энергетикам и ученым на разработку новых экономичных и экологичных методик сжигания угля. Однако реформы 1990-х годов спутали карты, и процесс возвращения твердого топлива в генерацию растянулся еще на десятилетие.  

Начало ХХI-го века можно назвать эпохой "угольного" ренессанса. Энергетика с трудом поспевала за растущими потребностями восстанавливающейся промышленности России. Возникла острая необходимость в новых мощностях и реконструкции старых. Дефицит газа на внутреннем рынке, обусловленный увеличением экспортных поставок «Газпрома», побудил энергетиков реанимировать идею возврата к угольной генерации. К тому же, появился экономический стимул: в середине 2000-х годов голубое и твердое топливо практически сравнялись в цене. 

В 2006 году РАО "ЕЭС России" пообещало за четыре года сократить долю газа в топливном балансе страны с 69 до 67%, а к 2015 - до 60%. Долю твердого топлива за предстоящие 9 лет планировалось увеличить с 27 до 37%. Впоследствии начатое РАО дело продолжили её "дочки" - ОГК и ТГК. ТГК-10 (ОАО "Фортум") несколько лет назад собиралась перевести на твердое топливо три своих ТЭЦ в Челябинской области. Угольная стратегия была разработана в КЭС-Холдинге, ОГК-1 и ОГК-3. Последняя, к тому же, активно скупала угольные активы.

Экономический кризис 2008 года "заморозил" планы энергетиков. Но в 2009 - начале 2010 годов уголь, "вдохновленный" подорожанием газа, вновь начал наступать ему на пятки. "Последние три года стоимость голубого топлива почти ежегодно  увеличивалась на 25%. Если рост продолжится, мы будем активно наращивать долю угля", - заявил в апреле текущего года президент КЭС-Холдинга Михаил Слободин. До конца 2010 года компания рассчитывала сэкономить на своих станциях в Свердловской области 1 миллиард кубометров газа.

Спустя полгода КЭС и другие генераторы дали задний ход. "Структура топливного баланса пока не изменится. Китайский спрос на высококалорийный уголь спровоцировал рост цен на твердое топливо. Кроме того, сегодня на рынке избыточное предложение газа", - сообщил в октябре 2010 года исполнительный вице-президент КЭС Эдуард Смелов

"Избытки" газа, отмечают аналитики, - следствие экспортного поражения "Газпрома". По словам эксперта Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова, газовый гигант в текущем году потерял европейские рынки сбыта из-за "сланцевой" революции в США. "В недавнем прошлом российский гигант строил большие планы по выходу на Восток и Запад. Однако после того, как в Америке в начале 2010 года резко выросла добыча голубого топлива, Европа сократила его импорт из России. "Газпром" сейчас вынужден наращивать свое присутствие на внутреннем рынке", - отмечает И.Юшков. 

Изменение "сбытового" курса монополиста скорректировало топливные планы энергетиков, отодвинув угольные проекты на задворки. 

Топливный дисбаланс в отсталой энергетике

В структуре топлива отечественных электростанций газ занимает 70%, а уголь - всего 28%. Такого соотношения нет ни в одной другой стране. По данным Institute for Energy Research, в мире на угольную генерацию в среднем приходится 39%. Во многих странах она занимает половину топливного портфеля генерирующих компаний: в Польше -96%, Индии - 81%, Китае - 79%, США - 54%, Германии - 51%. В последние годы уголь становился все более привлекательным для Европы из-за сомнений в надежности поставок газа, навеянных энергетическим конфликтом России и Украины. 

Россия располагает колоссальными запасами твердого топлива - 192,3 миллиарда тонн категорий А+B+C1 и 78,5 миллиарда тонн категории С2. Из них на энергетические угли приходится 80%. Крупнейшим поставщиком угля является Кузнецкий бассейн - там добывается 55% всех ископаемых. Ежегодно Россия производит свыше 300 миллионов тонн твердого топлива.  

В стране действуют порядка 20 газоугольных станций. По оценкам, их полный перевод на уголь позволит экономить до 27 миллиардов кубометров газа в год. "Отправляя голубое топливо в топку, мы сжигаем свое будущее, валюту, новые технологии. Газ можно использовать с бОльшим толком, а энергию получать из угля", - уверен председатель независимого профсоюза работников угольной промышленности Иван Мохначук

Однако эксперты отмечают, что российская энергетика в принципе не готова к "угольной" революции. "Декларируемый генераторами переход на уголь - мышиная возня, инициированная "Газпромом". Топливное перевооружение требует огромных затрат, на которые энергетики никогда добровольно не пойдут. Заставить их строить современные угольные мощности вообще не реально", - рассказал "РусБизнесНьюс" представитель одной из генерирующих компаний.  

По его словам, угольный энергоблок на треть дороже газового - порядка 2000 долларов США за 1 киловатт мощности. Большие средства нужны на строительство золоотвала, водозабора, очистных сооружений. Также придется регулярно платить за черное небо и внедрение дорогих западных технологий для экологичного сжигания угля. Российские наука и промышленность, к сожалению, не могут предложить генераторам собственные разработки. А те, что успели до начала перестройки создать в СССР, безнадежно устарели.

"Европа за два прошедших десятилетия сделала огромный технологический рывок в угольной энергетике. А мы остались на уровне 80-х годов ХХ-го века", - считает главный инженер Свердловского филиала ТГК-9 Леонид Соловьев

От лукавого «Газпрома»...

Топливная составляющая уральской энергетики сбланасирована по сравнению с другими регионами. По информации директора "Объединенного диспетчерского управления энергосистемами Урала" (ОДУ Урала) Петра Ерохина, соотношение газа и угля в Уральском федеральном округе - 50 на 50, а в некоторых территориях - 40 на 60. Правда, в Свердловской и Челябинской областях голубое топливо в последнее время потихоньку вытесняет конкурента. В нефтегазовых Тюменской области, Югре и Ямале угольная тема по понятным причинам не обсуждается. 

Энергетика промышленных регионов УрФО завязана  на сжигание преимущественно экибастузского (Казахстан) и местных углей. Последние очень низкого качества. "Богословская ТЭЦ потребляет около 1 миллиона тонн волчанского угля в год. Он отвратительно горит. Но если мы откажемся от него, шахтеры останутся без работы", - пояснил Л.Соловьев. В ОАО "Фортум", в свою очередь, не исключают, что будут постепенно замещать коркинский (Челябинская область) уголь привозным. 

Экибастузский уголь тоже не отвечает требованиям уральских энергетиков. "Из 100 вагонов половина не уголь, а зола, которая повреждает оборудование и которую мы должны куда-то складировать. Для сравнения: в Европе максимальная зольность - 10%, так как топливо там обогащают прямо на месте добычи", - отмечает Леонид Соловьев. 

В России тоже есть практика обогащения угля, но, как правило, качественные энергетические ископаемые идут на экспорт. Парадокс в том, что отечественные теплоэлектростанции не рассчитаны на высококалорийное топливо. Они могут сжигать только необогащенный уголь с низким КПД и высокой себестоимостью киловатт-часа. "Пересмотр топливных параметров требует внесения изменений в схемы сжигания угля и жесткого соблюдения технологии. Необходимы серьезные инвестиции в модернизацию станций - до 100 долларов США на киловатт установленной мощности", - заявляют представители ЗАО "Е4-СибКОТЭС"

Перечисленные ограничения - лишь часть длинного списка проблем, связанных с переориентацией российской энергетики. Л.Соловьев отмечает, что использовать твердое топливо будет выгодно при стоимости газа вдвое-втрое больше цены угля (сейчас разница - в 20-30%). Петр Ерохин тоже не видит экономических причин для топливного переворота. Однако развитие угольной генерации, уверен он, необходимо для энергетической безопасности страны. 

Впрочем, ряд экспертов считают, что России не стоит нарушать газовые традиции. Игорь Юшков отмечает, что запасов голубого топлива в стране хватит надолго, а все разговоры о его грядущем дефиците - лукавство "Газпрома". 

Существующие технологические и финансовые препоны, мировые тенденции в экономике, коммерческие интересы и административные возможности "Газпрома" вселяют уверенность в то, что в ближайшие пять лет последнее слово в российской энергетике останется за газом. Возможно, уголь возьмет верх после того, как стоимость голубого топлива на внешнем и внутреннем рынках сравняется. Но в любом случае топливную революцию, когда бы она не произошла, придется оплачивать потребителям. 

Марина Сирина

Регионы Участники проекта Инвестиционные проекты Консульства & представительства Новости & аналитика О проекте
«Сумма Технологий»®
Создание сайта
Продвижение сайта