Русский язык English language Deutsch Français El idioma español 中文
РЕГИОНЫ УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КОНСУЛЬСТВА & ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НОВОСТИ & АНАЛИТИКА О ПРОЕКТЕ
На главную  / Новости & Аналитика  / Последние новости  / Пойдем за хлебом в он-лайн магазин!
Выбрать: Русский язык English language Deutsch Français El idioma español

Пойдем за хлебом в он-лайн магазин!

Пойдем за хлебом в он-лайн магазин!

17.11.2010 — Аналитика


Российские покупатели всё с большим интересом заглядываются на виртуальные витрины, сулящие экономию времени, денег и нервов. По данным агентства Data Insight, в 2010 году объем интернет-торговли в России достигнет 240 миллиардов рублей. Однако пока это лишь капля в розничной торговле: доля онлайна в товарообороте не дотягивает и до 2%, тогда как в США и Евросоюзе этот сегмент в 3,5-4 раза больше. Причем в России пирог интернет-торговли в основном поделен между Москвой и Санкт-Петербургом. Екатеринбург уступает городу на Неве по объему рынка в 4-5 раз. Учитывая, что в ближайшие пять лет ожидается рост российского рынка электронной торговли в 2,5 раза, корреспондент "РусБизнесНьюс" попытался представить перспективы Екатеринбурга в беседе с вице-мэром города Виктором Контеевым.

- Давайте для начала обозначим долю онлайн-покупок в общем объеме торгового оборота Екатеринбурга?

Поскольку этот рынок еще недостаточно изучен, сложно говорить о конкретных цифрах, но, я думаю, не более 5% от общего оборота розничной торговли, тогда как в Москве доля онлайн-покупок достигает 15%. Тем не менее рынок, сделавший первые шаги на Урале в 1995 году, сейчас активно набирает обороты. Даже в непростом для экономики 2009 году этот бизнес увеличил объем продаж на 7%. Согласно исследованиям владельцев точек онлайн-продаж, в интернет-магазины заглядывает четверть горожан. На сегодня свою нишу успели занять 382 интернет-магазина. Только за последний год число "бойцов" этого фронта выросло в 2,5 раза.

- Как Вы думаете, в чем причины медленного проникновения интернет-магазинов? Недостаточный промоушн? Недоверие и традиционализм покупателей? Или может быть то, что интернет недостаточно прочно вошел в жизнь екатеринбуржцев?

Интернет-аудитория мегаполиса насчитывает 800 тысяч пользователей. Как показал проведенный нами мониторинг, 97% респондентов знают о возможности покупать товары через интернет-магазины, но только 57% ей пользуются. Треть опрошенных не доверяют им, десятая часть не видит в этом необходимости, а 3% не имеют возможности совершить покупку.

- Какие товары екатеринбуржцы предпочитают заказывать через интернет? В целом по стране первыми на виртуальные витрины перебрались книги: покупая их, меньше всего можно прогадать с качеством. Свои позиции уверенно отвоевала бытовая техника, сейчас "подтягивается" одежда и обувь...

Чаще всего горожане отправляются во всемирную паутину за детскими товарами. Эти интернет-магазины, которых больше сорока, зарекомендовали себя ценой, ассортиментом и культурой обслуживания. Виртуальные витрины оправдали себя и в продаже технически сложных товаров. Активно реализуются через интернет автозапчасти. Хуже "дружит" с новыми технологиями продовольственная сфера. Покупатели пока не доверяют "виртуальным" торговцам, опасаясь быть обманутыми. Примечательно, что при этом активно завоевывают позиции ресурсы по доставке еды и напитков - за год их количество выросло в полтора раза. В числе новичков - интернет-магазины интимных товаров и сантехники.

- Какие шаги нужно предпринять для интернет экспансии?

Наша задача продвинуть в интернет местные продукты питания. Завоевавшие репутацию производители - "Хладокомбинат №3", "Смак", "Екатеринбургский жиркомбинат" помогут горожанам преодолеть барьер подозрения к виртуальным продовольственным витринам.

Мы системно начали заниматься вопросами интернет-торговли не больше года назад. Без сомнения, на сегодня мы сильно отстали от Москвы и Санк-Петербурга. Но уже поставлены серьезные задачи, решение которых даст импульс интернет-торговле. Необходимо консолидировать усилия "оперившегося" бизнес-сообщества, создав некоммерческое партнерство. Инициативу проявили сами владельцы интернет-магазинов, нуждающиеся в гарантиях со стороны власти и поддержке коллег.

Сегодня недостаточно проработано правовое поле, которое бы регламентировало краеугольные моменты. Федеральный Закон о торговле, вступивший в силу в начале 2010 года, затрагивает в основном продовольственную сферу. Теперь в правовом оформлении нуждаются и другие направления. Для развития интернет-торговли необходимо прописать ответственность провайдеров, учесть нюансы аутсорсинга. Владельцы онлайн-магазинов обозначили властям Екатеринбурга насущные проблемы - поиск складских и офисных площадей по доступной цене, решение транспортных проблем. Мы помогаем им, чем можем. В настоящее время пытаемся определить основные пробелы законодательства, после чего обратимся с предложениями в Минпромторг РФ. 

- Какой Вам видится судьба стационарной торговли? Не получится ли так, что в "реальном времени" останутся в основном дискаунтеры и элитные бутики, а средний сегмент перекочует в виртуальное пространство?

Стационарная торговля всегда найдет своего покупателя. Сейчас в Екатеринбурге насчитывается более 1000 сетей (это два и более магазинов под одним брендом). За 2010 год их товарооборот прирастет на 12%. В предновогодний месяц они, бывает, собирают полугодовую выручку. Конечно, интернет-магазинам пока не по силам такие подвиги - сезонный прирост достигает не более 15%. Сетевеки, оценив преимущества онлайн-торговли, осваивают продажи через всемирную паутину. Одно из востребованных направлений развития торговли - предоставление потребительских кредитов, что расширяет возможности как торговцев, так и покупателей.

- Возможно, это и станет козырем "реальной" торговли, поскольку их виртуальные коллеги пока не могут предложить покупателям товары в кредит?

На данный момент несомненно. Однако, возможно, в будущем развитие онлайн-сектора откроет для покупателей и кредитные возможности, но пока перед ним стоят другие первоочередные задачи.

- А поступали ли жалобы от онлайн-покупателей?

Единичные. За все время обратилось лишь четверо покупателей, не довольных качеством или условиями доставки. Причем не соответствующий требованиям товар продавцы тут же заменили. В принципе по числу претензий можно судить о качестве организации процесса. В то время, когда в Екатеринбурге как грибы росли обувные мастерские, нас просто атаковали ущемленные в чем-либо их клиенты. А с бурным развитием интернет-торговли такого наплыва не довольных не видно. У владельцев онлайн-магазинов за плечами хорошая бизнес-школа: ведь они пришли из "реальной" торговли, изучив все нюансы этого дела, и знают, как найти подход к покупателю.

- И вопрос под занавес - Вы сами заглядываете в интернет-магазины?

Честно говоря, ни разу не приходилось... Мы обычно совершаем семейный выезд в торговый центр раз в неделю, в остальное время на мысли о покупках просто нет времени - все отнимает работа. Но вы меня натолкнули на мысль, что надо попробовать. 

Интервью подготовила Людмила Маслова

Регионы Участники проекта Инвестиционные проекты Консульства & представительства Новости & аналитика О проекте
«Сумма Технологий»®
Создание сайта
Продвижение сайта