Русский язык English language Deutsch Français El idioma español 中文
РЕГИОНЫ УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КОНСУЛЬСТВА & ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НОВОСТИ & АНАЛИТИКА О ПРОЕКТЕ
На главную  / Новости & Аналитика  / Последние новости  / Миллиарды рублей уедут с Урала в железнодорожном вагоне
Выбрать: Русский язык English language Deutsch Français El idioma español

Миллиарды рублей уедут с Урала в железнодорожном вагоне

Миллиарды рублей уедут с Урала в железнодорожном вагоне

29.09.2010 — Аналитика


Правительство Свердловской области намерено предоставить налоговые льготы предприятиям, зарегистрированным на территории региона после 1 января 2010 года. Эксперты высказывают опасения, что потери бюджета в десятки миллиардов рублей не будут покрыты за счет прихода новых налогоплательщиков. Депутаты подозревают, что власти лоббируют интересы одного крупного предприятия. Как выяснили обозреватели "РусБизнесНьюс",  снижение налогов в коррумпированной стране никак не влияет на эффективность экономики.

Свердловские власти намерены снизить ставку налога на прибыль сразу на 4,5 пункта - до 13,5%. Действовать льгота будет в течение пяти лет (2011 – 2015), а воспользоваться ею смогут юридические лица с уставным капиталом не менее 10 миллионов рублей, зарегистрированные в регионе после 1 января 2010 года.

По предварительным расчетам,  налоговые потери Свердловской области за эти годы составят 1,8 миллиарда рублей, а затем доходы пойдут в гору. С 2015 по 2020 год они увеличатся на 8 миллиардов рублей. 

Эти деньги жизненно необходимы среднеуральским властям. Как признался исполняющий обязанности министра экономики и труда  Виталий Недельский, региональный бюджет в состоянии выделить лишь 30% необходимых для реализации целевых программ средств. Кабинет министров рассчитывает, что новые законы помогут зашить бюджетную дыру. Но цифры и аргументы чиновников вызывают сомнения  среди экспертов. В соседнем Пермском крае, чей промышленный потенциал сопоставим со Свердловской областью, налоговые льготы ввели в 2006 году, и результат получился обескураживающим.

По словам заместителя руководителя Контрольно-счетной палаты Пермского края Владимира Шуклецова, за четыре года бюджет недополучил около 30 миллиардов рублей. Снижение налоговой нагрузки к тому же  не обернулось нашествием налогоплательщиков – наоборот,  за это время их больше ушло, чем пришло. Например, вывели центры прибыли в другие регионы  Пермская печатная фабрика "Гознак", Камская ГЭС, ОАО "Уралсвязьинформ",  Яйвинская ГРЭС. "Миграционные" решения  принимали собственники предприятий, которые руководствовались отнюдь не величиной ставки налога на прибыль. Показательно, что в докризисном 2008 году вывоз капитала из края  в пять раз превысил его приток. Несмотря на действующую льготу, износ основных фондов в Пермском крае неуклонно растет. 

Отдачу от снижения налоговой нагрузки, утверждает Владимир Шуклецов, получили химическая отрасль, нефтедобыча и производители калийных удобрений, то есть те предприятия, которые в льготах особенно не нуждаются. Подобный парадокс вынудил депутата Законодательного Собрания Пермского края Андрея Агишева выступить за отмену налоговых льгот. Его инициатива, однако, не прошла: против выступили депутаты, которых провели в парламент крупные сырьевые компании ЛУКОЙЛ, ОАО "Сильвинит" и ОАО "Уралкалий". 

Вице-спикер пермского парламента Илья Шулькин причисляет себя к сторонникам сохранения льгот. По его мнению, для региона  важно не столько привлечь центры прибыли, сколько сохранить имеющиеся. А это можно сделать только низкой налоговой ставкой. Льготы решили предоставить всем подряд, чтобы упростить процедуру администрирования. Предприятия распорядились сэкономленными средствами по-разному: кто-то их проел, а кто-то вложил в основной капитал. Депутаты решили сохранить им подобный выбор и дальше: благодаря льготе пермские предприниматели пережили кризис легче, чем коллеги в соседних регионах. Сегодня, утверждает И.Шулькин, пермский бизнес развивается более динамично.

Научный руководитель ООО "Центр прикладной экономики" Юрий Белоусов считает, что сторонники снижения налогов совершенно не учитывают психологию иностранных инвесторов. С их точки зрения, льготы предоставляются лишь депрессивным территориям – в растущей экономике налоговые ставки обычно повышают. Во всяком случае, так принято делать в развитых странах. К примеру, в американском Бостоне (штат Massachusetts) налог с продаж составляет 7,7%, а в продуваемом со всех сторон ветрами штате Maine – всего 0,7%. С помощью налоговых льгот власти пытаются разогреть экономику слабых территорий. Соответственно, инвесторы думают, что  российские регионы снижают налоги потому, что активность уральских предприятий падает.  Имиджевые потери Прикамья от предоставления льгот бизнесу, полагает Ю.Белоусов, куда выше, чем возможные приобретения.

Главный научный сотрудник Института экономики РАН Александр Виленский вообще утверждает, что ошибочно увязывать неблагоприятную инвестиционную среду в России с существующей налоговой системой. Есть ряд куда более серьезных проблем, тормозящих деловую активность в стране и отбрасывающих российскую экономику на обочину мировой цивилизации. В числе главных  следовало бы назвать коррупцию и административные барьеры. Государство за последние годы не преуспело в борьбе с этим злом – наоборот, результат прямо противоположный.  Поэтому снижай, не снижай налоги – результат не улучшится, таким образом не повысить эффективность функционирования экономики.

Генеральный директор ЗАО "Ассоциация "Налоги России" Игорь Теущаков считает, что в Свердловской области деловой климат еще слишком далек от идеала. Губернатор Александр Мишарин заявляет на совещаниях  о ликвидации ведомственных барьеров, выделении земельных участков и разрешений на строительство, но на практике в регионе не работает Единое окно по выдаче документов и за землей люди ходят годами. Если в Германии предприниматели понятия не имеют, кто выдает им разрешения, то на Среднем Урале все прекрасно знают - кто принимает решения и сколько это стоит. На словах инвесторам говорят, что в регионе им рады, а на деле они годами могут ждать получения разрешения на строительство. Морочат голову как частным предприятиям, так и государственным. К примеру, одно Федеральное государственное унитарное предприятие  предложило построить в Свердловской области логистический центр, но никак не может получить необходимые документы и подумывает  об уходе в другой регион. 

По словам И.Теущакова, беда Свердловской области, впрочем, как и многих других частей России,  в  чиновниках, которые думают не о развитии региона, а том, как они лично могут заработать на инвесторах. Отсюда и такой никудышный инвестиционный климат, который вряд ли удастся поправить с помощью снижения налогов. Сами по себе льготы, безусловно, привлекают инвесторов, но этого механизма недостаточно для  всплеска деловой активности.

В Свердловской области не многие верят в то, что команда губернатора Александра Мишарина  реально озабочена улучшением инвестиционного климата. В законопроектах, представленных в Свердловскую областную думу, эксперты увидели неприкрытое лоббирование  интересов конкретного бизнеса – ОАО "Вторая грузовая компания",  которое было зарегистрировано в Екатеринбурге 24 сентября 2010 года. Дочке ОАО "Российские железные дороги" хотят дополнительно к щадящему "прибыльному" налогу подарить трехлетнее освобождение от уплаты налога на имущество. В результате только в 2011 году Свердловская область недополучит  540 миллионов рублей. Правительственные чиновники обещают, что  в 2014 году в региональный бюджет эта компания заплатит  1,2 миллиарда рублей имущественного налога, а в целом за 2014-2016 годы – более 5 миллиардов.

Но, как прогнозирует депутат Свердловской областной Николай Воронин, после трех льготных лет ОАО "Вторая грузовая компания" может "уйти" в другой регион, который предложит выгодные налоговые условия. А его коллега по парламенту  Георгий Перский вовсе утверждает, что проталкивается "явно коррупционный закон, который лоббируют агенты влияния ОАО "РЖД", засевшие в областных кабинетах власти". К улучшению инвестиционного климата в регионе он не имеет никакого отношения.

Эту мысль подтверждают слова и дела команды А.Мишарина, а также депутатов от правящей партии "Единая Россия". В частности, единороссы практически без обсуждений отклонили поправки Г.Перского, призванные придать налоговой реформе целевой характер. Он предлагал поощрить льготами только тех бизнесменов, кто инвестирует в основной капитал предприятий не менее 20 миллионов рублей, а также компании, получающие не менее 70% доходов от инновационной деятельности. Последняя новелла целиком укладывается в президентский курс на модернизацию России, но думские "медведи" её проигнорировали.

"Предоставление льгот всем подряд душит на корню любые инвестиционные и инновационные начинания. Зачем заниматься новыми разработками, когда можно работать по старинке и получать одинаковую с другими господдержку", - негодует депутат-коммунист Георгий Перский.

Константин Джултаев, Владимир Терлецкий  

Регионы Участники проекта Инвестиционные проекты Консульства & представительства Новости & аналитика О проекте
«Сумма Технологий»®
Создание сайта
Продвижение сайта