Русский язык English language Deutsch Français El idioma español 中文
РЕГИОНЫ УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КОНСУЛЬСТВА & ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НОВОСТИ & АНАЛИТИКА О ПРОЕКТЕ
На главную  / Новости & Аналитика  / Последние новости  / Российский логопарк кризисного периода
Выбрать: Русский язык English language Deutsch Français

Российский логопарк кризисного периода

Российский логопарк кризисного периода

07.04.2009 — Аналитика


Зарубежные компании преподают уральским ритейлерам мастер-класс в логистике. Они выбирают на рынке складов исключительно класс А. Почему российские бизнесмены предпочитают класс пониже, выяснила корреспондент "РусБизнесНьюс" Мария Трускова.

Современный мегаполис немыслим без развитой системы логистики. Не исключение и Екатеринбург, расположенный на основном транзитном пути, который соединяет западную часть России с Сибирью и Дальним Востоком. Столица Уральского федерального округа вполне может стать полноценным распределительным центром для городов уральского региона - Челябинска, Тюмени, Кургана, Ханты-Мансийска. Да и сам Екатеринбург является одним из крупнейших в России торговых и деловых центров. В городе действуют 2 850 предприятий розничной торговли. В 2008 году розничный товарооборот составил 362 миллиарда рублей. Доля Екатеринбурга в общероссийской ритэйле составила 2,4% (Санкт-Петербург - 4,1%, Москва - около 18%).

Кроме того, в Екатеринбурге зарегистрировано достаточно большое количество оптовых компаний. На 1 января 2008 года их насчитывалось 450, к началу 2009 года финансовый кризис сократил это число до 394. Ожидается, что за текущий год с рынка уйдут еще 30-40 организаций. Однако, по мнению вице-мэра Екатеринбурга Виктора Контеева, это не повод для расстройства: самые сильные и надежные компании сохранят свои позиции, и будут продолжать активно развиваться даже в сложной экономической ситуации.

В 2007-2008 годах рынок складской недвижимости Свердловской области был на подъеме, велось активное строительство помещений высокого качества. Однако дальнейшие планы девелоперов изрядно "съел" финансовый кризис. Из-за недостатка средств остановлено возведение "Евро-азиатского международного транспортно-логистического центра": из заявленных 45 тысяч квадратных метров было построено всего 10 тысяч. Также временно прекращено возведение торгово-логистического комплекса "Терминал "Чкаловский" на въезде в Екатеринбург. Аналогичная ситуация сложилась на стройплощадках логокомплекса "Новокольцовский" и транспортно-логистического терминала на базе екатеринбургского аэропорта "Кольцово". Отказались от планов по реализации проектов строительства складской недвижимости в Свердловской области зарубежные компании - VVV Company, London & Regional Properties, Raven Russia.

"Кризис заставил те компании, которые хотели прийти на Урал и создать в Екатеринбурге распределительный центр, свернуть свои планы. На сегодня реализацию проектов осуществляют единицы", - рассказывает генеральный директор логистической компании "Кинетика" (Kinetika) Константин Калистратов. Основным способом удержания клиентов сегодня является снижение цен на логистические услуги.

По словам генерального директора Уральского филиала компании "Аккорд-Инвест" Константина Селянина, цены на грузоперевозки в России стремительно снижаются. "Спад производства напрямую отразился на объеме заказов компаний-перевозчиков. Раньше, например, железнодорожным транспортом активно перевозились металлоизделия, однако в кризис выпуск этой продукции снизился в разы. Как следствие, на 30% сократилось количество железнодорожных перевозок. Объем судоходных и автомобильных грузоперевозок также упал на 25-30%. Соответственно, обострилось соперничество между перевозчиками - теперь они ведут жесткую борьбу за каждый заказ", - комментирует К. Селянин.

"Если ранее перевозка груза 20-тонным грузовиком из Москвы в Екатеринбург и Челябинск стоила 75 тысяч рублей, то теперь средняя стоимость составляет 68 тысяч. Также мы снизили цены на перевозки по популярным направлениям Москва — Санкт-Петербург, Москва — Новосибирск, Москва — Томск. Эта мера была необходимой для поддержания нашей конкурентоспособности", - сообщили "РусБизнесНьюс" в компании"АвтоБан".

Аналогичным образом дешевеет и аренда складских помещений. В минувшем году в Екатеринбурге и городах-спутниках удалось ввести в эксплуатацию 130 тысяч квадратных метров складов. По данным аналитика Уральской палаты недвижимости Гурама Тухашвили, общая площадь помещений на конец 2008 года составила 1,5 миллиона квадратных метров. При этом на рынке доминирует "некачественное" предложение: 76% составляют склады классов С и D, под которые когда-то были переоборудованы закрывшиеся фабрики и заводы. Если в первой половине 2008 года остро ощущался дефицит помещений классов А и В, то сейчас они с трудом заполняются.

Компании массово отказываются от содержания товара в высококачественных, но дорогих "хранилищах". Чтобы не потерять клиентов, арендодатели массово снижают цены. Так, в Екатеринбурге за январь-февраль 2009 года стоимость складской аренды снизилась на 12%, а в целом по сравнению с III кварталом 2008 года она опустилась на 20%. Сегодня аренда одного квадратного метра в помещениях класса А и В+ в среднем обходится в 400 рублей, В - 340 рублей, С – 290 рублей. Отдельные компании уже начинают предлагать метр площадей класса А за 350 рублей.

Эксперты отмечают, что погоня за "дешевизной" на самом деле дорого обходится региональным ритейлерам. Большинство складов класса С и D не приспособлены для оперативной сортировки товара, в то время как в классе А эти технологии практически близки к совершенству. Например, "Кинетика" использует Warehouse management system - эта информационная технология сама определяет, в какую ячейку поместить определенный товар, как его рассортировать, куда и когда доставить - фактически компьютер дает задания работникам хранилища. Кроме того, на складах классов С и D невозможно соблюдать необходимый для хранения отдельных продуктов температурный режим. Товар в таких помещениях размещается исключительно на полу, так как нет специальных стеллажей и подъемников, а, стало быть, площадь не экономится.

По словам генерального директора ООО "ЛогИн Урал" Эмзара Гимаева, себестоимость обработки груза на складах класса А на 30-35% ниже, чем в "напольных" помещениях. Многие уральские компании имеют в собственности хранилища низкого качества, однако, по мнению эксперта, им также было бы выгоднее арендовать отсеки в логокомплексах класса А, чем тратиться на обслуживание плохого, но своего склада, а также выплачивать зарплату его сотрудникам. Э.Гимаев сообщил, что сейчас ООО "ЛогИн Урал" ведет переговоры с руководством сети екатеринбургских супермаркетов "Купец", до настоящего момента сопротивлявшегося переходу на склады класса А.

Эксперты считают что, отказ местных ритейлеров от класса А вполне объясним - далеко не все уральские компании сегодня способны в полной мере использовать логистику как инструмент бизнеса. "Склад сам по себе не дает никаких экономических преимуществ. Он всего лишь один из элементов цепочки поставок. Функция склада класса А - принимать большой ассортимент продукции, хранить ее так, чтобы она не теряла своих качеств, и быстро отправлять по месту назначения. Если у компании отлажено взаимоотношение с поставщиками, и она осознанно управляет движением товара - ей нужны помещения класса А. Если же фирма просто складирует товар, а потом при необходимости доставляет его по своим близлежащим магазинам, то ей вполне подойдет и обычный склад, где можно хранить товар сколько угодно", - пояснил Константин Калистратов.

Зато для крупных московских и европейских ритейлеров логистика стала неотъемлемой частью бизнеса. В отличие от региональных компаний выгоду пользования складами класса А уже давно оценили игроки мирового уровня. Так, в современном логопарке "Пышма", построенного в 2007 – 2008 году, арендуют помещения Auchan, Mars, X5 RETAIL GROUP, Gillete, General Motors, "Спортмастер" и "Магнат" (официальный дистрибьютор продукции Procter&Gamble). В ближайшее время свой склад в логопарке разместит и известная шведская косметическая компания Oriflame. Эти организации работают на огромной территории, поэтому в первую очередь заботятся, чтобы их траты на перевозку и хранение товара не были завышенными.

"С помощью логистики издержки могут снижаться до 40%, но среди уральских ритейлеров сейчас потребности в этом инструменте бизнеса нет - пока на нашем рынке места хватает всем", - отмечает К.Калистратов. Однако когда-нибудь они оценят по достоинству преимущества качественного хранения товара, и помещения классов С и D уйдут в прошлое. Аналитики прогнозируют на середину 2010 года массовое увеличение спроса на аренду складов, а в 2011 году в Свердловской области снова можно будет наблюдать дефицит хранилищ высокого класса.

Регионы Участники проекта Инвестиционные проекты Консульства & представительства Новости & аналитика О проекте
«Сумма Технологий»®
Создание сайта
Продвижение сайта