Русский язык English language Deutsch Français El idioma español 中文
РЕГИОНЫ УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КОНСУЛЬСТВА & ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НОВОСТИ & АНАЛИТИКА О ПРОЕКТЕ
Выбрать: Русский язык English language

Битва за металл

Битва за металл

15.04.2010 — Аналитика


Всего одно письмо в правительство РФ генерального директора ОАО НПК "Уралвагонзавод" Олега Сиенко сумело навлечь проверку Федеральной антимонопольной службы на целую отрасль. Обозреватель "РусБизнесНьюс" выяснил, к чему может привести жалоба машиностроителя на металлургов, в которой он обвинил сырьевиков в постоянном повышении цен. 

В ответ на письмо правительство поручило ФАС провести проверку ценообразования на российском рынке металлопроката и комплектующих. 19 апреля отчет антимонопольщиков должен поступить в Минпромторг, а 25 апреля совместная комиссия ФАС и министерства отчитается перед правительством о результатах проверки и предложит пути решения проблемы.

В своем письме вице-премьеру РФ Игорю Сечину, вызвавшем такую реакцию, О.Сиенко заявил, что только за три месяца 2010 года цены на металл и сырье выросли на десятки процентов - от 10% на металлопрокат до 60% на железнодорожное литье. При этом, сетовал О.Сиенко, в апреле рост может продолжиться и составить от 10% до 30%. Все это, отмечает машиностроитель, приведет к росту себестоимости продукции его предприятия. А так как по ряду позиций изменение отпускной цены невозможно (например, по гособоронзаказу), то предприятие как минимум потеряет часть прибыли, а возможно - и столкнется с убытками.

Стоит отметить, что методы борьбы с поставщиками О.Сиенко предлагает самые радикальные - от принудительного заключения долгосрочных контрактов с фиксированными ценами до предложения прибегнуть к испытанному автопромом методу введения заградительных пошлин - обнулить ввозные пошлины на металлургию, и, в то же время, ввести заградительные пошлины на вывоз.

Сами металлурги не спешат признать обвинения О.Сиенко. Они заявляют, что точно так же зависят от цен на сырье, которые тоже идут вверх. А представитель "Северстали", по данным "Ведомостей", вообще напомнил о том, что его предприятие в 2009 году снижало цены для "Уралвагонзавода" на 30% в сравнении с докризисным периодом.

Скептически смотрят на возможность введения пошлин и бизнес-аналитики. По мнению ведущего эксперта УК "Финам Менеджмент" Дмитрия Баранова, введение каких-то заградительных мер маловероятно. В интервью "РусБизнесНьюс" он отметил, что металлургия по-прежнему остается одной из экспортноориентированных отраслей, и доход от внешних поставок составляет важную часть госбюджета. Кроме того, если металлургов все же заставят отказаться от активного участия в международной торговле, то спасать придется уже их - внутренний спрос гораздо ниже объемов металлургического производства. Все это может привести к коллапсу отрасли, и тогда машиностроители останутся вообще без металла.

На региональном уровне идеи нижнетагильского машиностроителя тоже решили не поддерживать. По мнению министра промышленности Свердловской области Александра Петрова, все проблемы необходимо решать рыночными инструментами, не прибегая к административным рычагам. Кроме того, А.Петров посоветовал машиностроителям обратить внимание, что рост цен на металлы - это не внутрироссийская, а общемировая тенденция, и в любом случае с этим придется мириться.

Между тем, еще до заявления о проверках со стороны ФАС было ясно, что государство вряд ли оставит машиностроителей один на один с их проблемами. Как отмечает Д.Баранов, машиностроение было и остается одной из приоритетных отраслей экономики для руководства страны. Тот же "Уралвагонзавод", например, получил в 2009 году в качестве господдержки 6 миллиардов рублей, из них 4,5 миллиарда - в уставный капитал. В 2010 году предприятию выделят еще 10 миллиардов рублей.

Однако если Д.Баранов считает лучшим выходом из ситуации прямые переговоры металлургов с машиностроителями при посредничестве государства, то другие вспоминают ситуацию 2008 года, когда как раз сталелитейщики пришли с жалобами на "Мечел". Закончилось тогда все тем, что премьер-министр Владимир Путин пообещал послать доктора главе "Мечела" Игорю Зюзину - уголь на экспорт эта компания продавала дешевле, чем российским потребителям. Тогда, кстати, окончательным решением стало именно заключение долгосрочных контрактов, о необходимости которых сегодня заявляет О.Сиенко. Однако рассчитывать на точное повторение событий 2008 года вряд ли стоит - в отличие от "Мечела", металлурги и так внутри страны продают металлопрокат в среднем на 10-20% дешевле, чем за рубеж.

В итоге все надежды машиностроителей оказываются "завязаны" на ФАС. Однако опыт показывает, что даже если антимонопольщики и найдут какие-то нарушения, это еще не означает моментального снижения цен. Автомобилисты прекрасно помнят - несмотря на то, что ФАС штрафовала "топливников" за завышенные цены на бензин, горючее от этого дешевле почти не становилось.

Алексей Остапов

Регионы Участники проекта Инвестиционные проекты Консульства & представительства Новости & аналитика О проекте
«Сумма Технологий»®
Создание сайта
Продвижение сайта