Русский язык English language Deutsch Français El idioma español 中文
РЕГИОНЫ УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КОНСУЛЬСТВА & ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НОВОСТИ & АНАЛИТИКА О ПРОЕКТЕ
На главную  / Новости & Аналитика  / Последние новости  / Свердловские власти хотят иметь кластер
Выбрать: Русский язык English language Deutsch Français El idioma español

Свердловские власти хотят иметь кластер

Свердловские власти хотят иметь кластер

28.01.2010 — Аналитика


Свердловская область приступила к формированию межотраслевого лесопромышленного кластера. С его помощью регион пытается увеличить выпуск продукции высоких переделов. Однако, как выяснил обозреватель "РусБизнесНьюс", кластер в деревообработке фактически уже сложился, но он не может привлечь инвесторов, потому что в России невыгодно увеличивать глубину переработки сырья. 

Лесная отрасль Свердовской области находится в глубоком кризисе. Производственные показатели по сравнению с советскими временами резко упали: если в 1990 году в регионе заготавливали 28 миллионов кубометров древесины, то сейчас - около 7-8 миллионов. Не развивается деревообработка, сокращается выпуск готовых изделий: в минувшем году домов из дерева было построено всего 30 тысяч квадратных метров, что составляет 3,7% от общего объема малоэтажного строительства.

Основные "тормозные" причины давно известны: нет инвестиций, не развита инфраструктура, существуют проблемы со сбытом продукции высоких переделов. Руководитель Ассоциации деревянного домостроения Свердловской области Виктор Кралин не совсем понимает, что происходит: есть спрос на пиломатериалы (только в Финляндии дефицит пиломатериалов составляет около 300 тысяч кубометров), есть сырье, оборудование, люди, а деревообрабатывающие предприятия "лежат на боку". По словам эксперта, даже такие проблемные предпрития, как ОАО "Лобва", которое только долгов по заработной плате накопило 8 миллионов рублей, можно спокойно оживить. Необходимо лишь выдать предприятию кредит под 10-15% годовых либо отсрочить на год взимание платежей за лесные ресурсы. Уже через полгода Лобвинский лесопромышленный комбинат сможет вернуть заемные средства. 

Проблема, однако, в том, что кредит "Лобве" никто не дает - в том числе из-за скверной репутации его собственников, которые в 90-е годы буквально "выгребали" оборотные средства с предприятия. Свою лепту в порчу имиджа российских лесопромышленников внесли и мелкие лесозаготовительные предприятия, которые не выполняли свои обязательства перед потребителями древесины, и теперь ни один, даже крупный, комбинат не может получить аванс от контрагента.

Выход власти региона видят в объединении участников рынка в кластер и введении процедуры листинга, которая призвана поставить заслон мошенникам. Выстроенная горизонтальная структура из производственных, сервисных предприятий, научных заведений позволит, полагает руководитель отдела лесопромышленного комплекса Министерства промышленности Свердловской области Андрей Мехренцев, выпускать более дешевую и современную продукцию, выстраивать сбытовые схемы и модернизироваться.

Формирование кластеров обычно идет снизу: как показывает опыт развитых стран, кластер - более устойчивая схема, чем вертикаль, а потому с его помощью проще решать стоящие перед отраслью задачи. Однако в некоторых странах государство не ждет, когда предприниматели созреют до кооперации. Например, Франция волевым порядком в 2005 году создала 75 инновационных кластеров, предусмотрев их государственное финансирование. Бизнес сразу оценил перспективу: по словам начальника управления по инвестициям Министерства экономики и труда Свердловской области Натальи Шпак, поступило около 2 тысяч проектов, на основе которых было создано 750 производств. Объем инвестиций превысил 1,5 миллиарда евро, из которых 960 миллионов внесло государство. В высокотехнологичной сфере было создано 14 тысяч новых рабочих мест.

Свердловские предприниматели надеются, что их не будут силой загонять "в колхоз". Впрочем, некоторые эксперты полагают, что вопрос этот совершенно непринципиальный: при нынешнем устройстве российской экономики любые кластеры работать не будут.

Вице-президент Союза малого и среднего бизнеса Свердловской области Владимир Новак утверждает, что кластер - пусть и однобокий - в отрасли уже есть, но пользы он пока не принес. Входящие в него предприятия задыхаются без оборотных средств. Инвесторы не идут в Россию - вернее, они приходят, но, изучив нормативную базу и административную практику, уходят восвояси. Сейчас, утверждает Владимир Новак, невыгодно и нет возможности увеличивать глубину переработки сырья.

Высокая цена на конечную продукцию, мешающая строителям возводить готовые дома, формируется в основном за счет прогрессирующих тарифов и обременений, которыми нагружает бизнес государство. Подобная практика наблюдается не только в деревянном домостроении. Например, ОАО "Сухоложскцемент", контролируемое германским концерном Dyckerhoff AG, для ввода новых мощностей было вынуждено вложить 600 миллионов рублей в организацию их энергоснабжения, что, по мнению экспертов, нонсенс: энергетики заинтересованы в появлении новых потребителей, а потому должны тянуть сети и строить подстанции за свой счет, как это делают во всем мире. Россия, к сожалению, не Америка, где еще в далеком 1935 году продавали под застройку участки с подведенными коммуникациями, и даже не Китай, где это стали делать сравнительно недавно.

Исполнительный директор Союза предприятий стройиндустрии Юрий Чумерин считает, что цены на жилье можно снизить в несколько раз. Для этого надо лишь поставить перед собой такую цель. В Татарстане ежегодно вводят в эксплуатацию около 1 миллиона квадратных метров жилья стоимостью 22 тысячи рублей за квадрат при среднероссийской цене 46 тысяч. Юрий Чумерин утверждает, что Свердловская область элементарно может строить жилье по таким же расценкам. Однако вместо снижения цен в регионе наблюдается снижение объемов строительства. При этом чиновники областного Министерства строительства и архитектуры предлагают бизнесу поискать не механизмы сокращения издержек, а схемы оплаты дорогого жилья потребителями.

Очевидно, что в большинстве российских регионов экономика монополизирована рядом компаний, и власти не делают ничего для того, чтобы создать на рынке полноценную конкуренцию. В подобных условиях создание кластера не изменит ничего: продукция по-прежнему будет безумно дорогой, сбыт будет стремиться к нулю, что не повлияет на изменение инвестиционного климата.

В условиях отсутствия инвесторов и инвестиций совершено непринципиально, как называются хозяйственные структуры: кластеры, холдинги или корпорации. Как известно, сколько не говори слово "халва", во рту слаще от этого не станет.

Владимир Терлецкий

Регионы Участники проекта Инвестиционные проекты Консульства & представительства Новости & аналитика О проекте
«Сумма Технологий»®
Создание сайта
Продвижение сайта