Русский язык English language Deutsch Français El idioma español 中文
РЕГИОНЫ УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КОНСУЛЬСТВА & ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НОВОСТИ & АНАЛИТИКА О ПРОЕКТЕ
На главную  / Новости & Аналитика  / Последние новости  / Европейская автобарахолка готовится к переезду в Россию
Выбрать: Русский язык English language

Европейская автобарахолка готовится к переезду в Россию

Европейская  автобарахолка готовится к переезду в Россию

30.11.2009 — Аналитика


Российское правительство объявило об очередных мерах по поддержке автомобильной промышленности. Основное внимание будет уделено ОАО "АвтоВАЗ", которому премьер Владимир Путин пообещал выделить 50 миллиардов рублей. Россиянам, сдавшим в утиль машины старше десяти лет, со следующего года планируют выдавать из казны по 50 тысяч рублей на покупку нового автомобиля, произведенного в России. Однако, как выяснил обозреватель "РусБизнесНьюс", меры правительства вряд ли помогут оживить промышленность: помешает избирательный подход к участникам рынка. 

По данным НП "Объединение автопроизводителей в России", предложение легковых автомобилей в первом полугодии 2009 сократилось почти на 70%. Кризис затронул все сегменты рынка: упало производство отечественных машин, уменьшилось количество собранных в стране иностранных брендов, снизился импорт новых и подержанных автомобилей. Эксперты полагают, что падение производства легковушек в России еще не достигло своего дна. При сокращении доходов населения спрос на "железных коней" будет удовлетворяться в основном за счет подержанных машин, импорт которых в будущем году будет нарастать благодаря Таможенному союзу, создаваемому на постсоветском пространстве. 

В январе 2010 года в России, Беларуси и Казахстане вводятся единые таможенные тарифы для юридических лиц. Унификация пошлин для граждан отложена до 1 июля 2010 года. Между тем, в Беларуси физическими лицами импортируется до половины всех легковых автомобилей. Пошлины на иномарки в этой стране почти в десять раз ниже, чем в России. Дилеры в связи с этим опасаются, что уже в первой половине года белорусы наводнят российские регионы подержанными 2-3-летними Audi и Mercedes, которые по цене будут сопоставимы с новыми иномарками, собранными в России. Четырехлетний импортный автомобиль средней ценовой категории наверняка будет дешевле новой "Лады": по подсчетам дилеров, за растаможку машины стоимостью 10 тысяч евро и объемом двигателя 2000 кубических сантиметров в России необходимо платить свыше 5000 евро, а в Беларуси - около 800.

Ряд экспертов полагает, что при таком сценарии ОАО "АвтоВАЗ" может просто остановиться, а официальные импортеры - разорятся. Исполнительный директор НП "Объединение автопроизводителей в России" Игорь Коровкин считает, что проблемы в большей степени возникнут не столько у "АвтоВАЗ", сколько у иностранных компаний, развернувших производство легковушек в России. Возможно, некоторые юридические лица под видом физических начнут импортировать и грузовики. В мире подобная практика хорошо известна. Поэтому, убежден эксперт, правила для физических лиц в России и Беларуси должны быть одинаковыми, но российские и белорусские власти еще только приступили к обсуждению этой темы.

Директор екатеринбургского автосалона "Автомобили мира" Александр Цветков нисколько не сомневается, что переговоры с соседями закончатся благоприятным результатом: "Думаю, число подержанных автомобилей в России в 2010 году не увеличится: перекрыли же канал поставки их из Японии - перекроют и из Беларуси". 

Ситуация, однако, не столь однозначная. По словам руководителя отделения посольства Республики Беларусь в Екатеринбурге Василия Прудникова, низкие пошлины для физических лиц продиктованы отсутствием в стране производства легковушек. Они-то и стали камнем преткновения при создании Таможенного союза. Вопрос надо решать, и есть множество способов его решения. Можно, например, ограничить количество ввозимых автомобилей одним лицом в течение года. Существуют и иные точки зрения: президент России Дмитрий Медведев говорит о снижении российских пошлин на легковые машины, ввозимые из Беларуси, и повышении их на грузовики.

Игорь Коровкин считает, что снижение пошлин - это дорога в никуда. Вся предыдущая работа по организации сборки иностранных автомобилей в России окажется бессмысленной. Проще будет ввезти иномарки из-за границы, чем производить на месте. Дилеры в короткое время обрушат производственные планы зарубежных автомобильных компаний.

Впрочем, не исключено, что спасать всех автопроизводителей российское правительство и не собирается. На эту мысль наталкивает программа по утилизации старых машин. По данным газеты "Аргументы и факты", каждый второй используемый в России автомобиль был выпущен более 10 лет назад - машин, подлежащих утилизации, насчитывается свыше 18 миллионов. Самый старый парк сосредоточен на Дальнем Востоке, на 80-87% состоящий из праворульных "японцев". К отечественным автоветеранам можно отнести около 9 миллионов машин. Если их владельцы решат воспользоваться правительственным бонусом, из государственного бюджета потребуется выплатить 450 миллиардов рублей. Поскольку такие деньги правительство сегодня изыскать не сможет, власти решили провести эксперимент в 19 регионах, где сосредоточено примерно 40% устаревшего автомобильного парка. Но эксперты сомневаются, что в казне найдутся для них 200 миллиардов рублей. 

В России вообще принято поддерживать физических и юридических лиц избирательно. Например, в Свердловской области до сих задаются вопросом, почему федеральные власти не разрешили осуществлять промышленную сборку китайских легковушек на площадях ЗАО "АМУР". Как утверждает заместитель руководителя Союза оборонных предприятий Свердловской области Владимир Кукарских, продукция пользовалась спросом, что сулило уральскому заводу дальнейшее развитие. Московские чиновники бизнес пресекли, и теперь АМУР - банкрот, имеющий огромные долги по заработной плате. Чтобы хоть как-то поддержать персонал, государство разместило разовые заказы на переоборудование устаревших военных грузовиков в пожарные автомобили, которые не сулят особой перспективы. В Союзе оборонных предприятий полагают, что завод "придушили" потому, что промышленная сборка китайских легковушек грозила подорвать позиции "АвтоВАЗ".  

Руководитель направления Маzda в Екатеринбурге Виолетта Жуканова полагает, что любые меры по стимулированию продаж отечественных автомобилей будут иметь кратковременный эффект. Предпочтения людей со средним достатком сформировались, и только лишь форс-мажор может заставить их пересесть на российские "Лады". 

Владимир Терлецкий

Регионы Участники проекта Инвестиционные проекты Консульства & представительства Новости & аналитика О проекте
«Сумма Технологий»®
Создание сайта
Продвижение сайта