Русский язык English language Deutsch Français El idioma español 中文
РЕГИОНЫ УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КОНСУЛЬСТВА & ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НОВОСТИ & АНАЛИТИКА О ПРОЕКТЕ
На главную  / Новости & Аналитика  / Последние новости  / Русский автобус стал жертвой административной экономики
Выбрать: Русский язык English language

Русский автобус стал жертвой административной экономики

Русский автобус стал жертвой административной экономики

10.11.2009 — Аналитика


Компания "Русские Автобусы - Группа ГАЗ" заявила, что дальнейшее снижение в 2010 году спроса на автобусы среднего класса может привести к остановке Курганского автобусного завода (КАвЗ). Против консервации предприятия выступают региональные власти, которые подозревают собственников в нежелании развивать производство. Как выяснил обозреватель "РусБизнесНьюс", КАвЗ выпускает востребованную продукцию, но "бизнес по-русски" оставляет ему мало шансов на место под солнцем.  

Курганский автобусный завод в советское время выпускал до 20 тысяч автобусов малой вместимости на базе шасси грузовика ГАЗ. В 90-е годы, с падением спроса на машины со стороны сельскохозяйственных предприятий, КАвЗ едва не обанкротился, и свое второе рождение получил лишь с вхождением в 2001 году в автобусный дивизион "Группы ГАЗ".

Новый собственник принял решение собирать в Кургане междугородные автобусы средней вместимости "Аврора" из комплектующих, произведенных Павловским автобусным заводом (ПАЗ). Приступив к по сути к отверточной сборке, курганцы очень скоро обнаружили, что возить из Поволжья крупногабаритные детали весьма дорого, и приступили к модернизации производства. В результате на базе "Авроры" родились две новые модели для пригородного и междугороднего сообщения: КАвЗ-4235 и КАвЗ-4238.

Это поистине международные машины: двигатель поставляет Китай, коробку передач и сцепление - Германия, мосты и оси - Канашский автоагрегатный завод (Россия), а руль - Белоруссия. На волне экономического роста КАвЗ вышел на производство 3 500 машин в год. В 2008 году было принято решение освоить выпуск городского низкопольного автобуса. Комплектующие для него были в основном китайские.

Сотрудники завода утверждают, что модель пригородного автобуса КАвЗ-4235, приспособленная для работы в городских условиях, востребована российскими мегаполисами: Санкт-Петербург закупил около 400 таких машин и планирует еще 200. Покупателя сдерживает лишь отсутствие денег. У производителей в кризис тоже возникли проблемы с финансами.

В 2009 году закупать детали за рубежом стало дорого, а в России не оказалось ни двигателя, ни автокомпонентов нужного качества. Рынок средних автобусов "просел", по данным пресс-службы "Группы ГАЗ", на 70%, что сказалось на загрузке КАвЗ: в январе, феврале и мае завод стоял, летом работал лишь три дня в неделю. Положение несколько поправила федеральная программа по обновлению муниципального автотранспорта: благодаря ей завод, по данным заместителя губернатора Курганской области - директора департамента промышленности, транспорта, связи и энергетики Алексея Симанова, продаст в 2009 году более 700 автобусов, что позволит предприятию выплатить заработную плату и налоги. В областной администрации полагают, что и в 2010 году КАвЗ может сработать безубыточно.

Собственник завода, однако, оценивает перспективу более пессимистично. Пресс-служба "Группы ГАЗ" распространила заявление, из которого следует, что в следующем году ожидается дальнейшее сокращение рынка, поскольку срок действия федеральной программы по обновлению пассажирского транспорта заканчивается в декабре 2009 года, а рынок доступных финансовых инструментов (кредит и лизинг) для потребителей автобусной техники так и не заработал.

Сегодня, утверждает собственник КАвЗ, российский рынок способен потреблять около 1 тысячи автобусов среднего класса в год. Понятно, что это количество может произвести один курганский завод, но ведь на рынке присутствует еще ПАЗ, а также украинские и белорусские заводы. С учетом окончания действия федеральной программы КАвЗ смог заключить договоры на 2010 год лишь на 300 автобусов, что в два раза меньше точки безубыточности. Руководство "Группы ГАЗ" заявило, что если число заказов не увеличится, курганский завод будет законсервирован до лучших времен.

Алексей Симанов считает, что собственник решил остановить КАвЗ, забрать его модели и начать их производство на Павловском автобусном заводе. В неофициальных беседах сотрудники торгового дома "Группы ГАЗ" признают, что курганский филиал в худшем случае сможет продать в 2010 году 500-600 машин, а в лучшем - до 1000.

Пресс-служба "Группы ГАЗ" опровергает подозрения курганских властей: "Вероятная консервация производства Курганского автобусного завода с его дальнейшим восстановлением обусловлена экономическими показателями, а не желанием компании загрузить производственные мощности Павловского автобусного завода. В текущем году ПАЗ, согласно проведенным мероприятиям антикризисной программы, имеет стабильную загрузку производства до конца года и сформированный портфель заказов на 2010 год".

Сотрудники КАвЗ пояснили "РусБизнесНьюс", каким образом Павловский завод обеспечивает загрузку производства: в 2007 году руководители автобусного дивизиона "Группы ГАЗ", являющиеся выходцами с ПАЗ, прекратили выпуск в Кургане сельского (так называемого школьного) автобуса и с помощью имеющейся технологии модернизировали устаревшие "пазики". Сегодня спрос на павловские автобусы вновь падает, что вынуждает "Групу ГАЗ" искать выход из положения.

Тренд, очевидно, склоняется в сторону средних автобусов, поскольку перевозчики отдают предпочтение не маленьким "пазикам" и не большим "икарусам", а машинам длиной около 10 метров. Рынок таких автобусов курганские эксперты оценивают в 3 000 - 4 000. На него-то, полагает Алексей Симанов, и нацелился Павловский завод, который, заполучив модели КАвЗ-4235 и 4238, смог бы нарастить выпуск средних автобусов до 1500 в год, доведя общие объемы производства до 9000.

Возможно, из-за этого руководителей автобусного дивизиона "Группы ГАЗ" не спешат рекламировать курганские автобусы. Генеральный директор екатеринбургского автотранспортного предприятия "Ю-Ви-Эй-транс" Юрий Минин говорит, что перевозчики до сих пор не видели в деле низкопольный автобус. Производитель, по мнению эксперта, должен сам идти к потребителю и предлагать испытать новую машину на линии, чтобы тот мог сравнить ее с аналогичными образцами.

Продукция Курганского завода, утверждают эксперты, превосходит павловские автобусы. КАвЗ перестроил свое производво и сегодня имеет самые низкие в "Группе ГАЗ" условно-постоянные затраты. В кризис им был получен сертификат на машину, предназначенную для перевозки школьников, и началось проектирование "дешевого" варианта городского автобуса КАВЗ-4238-04. Завод также намерен выпустить в 2010 году 80 низкопольных автобусов. В Китае будут закупать уже не готовые шасси, а агрегаты (мосты, двигатели, рули, коробки передач со сцеплением).

Интерес к продукции КАвЗ есть, но она нуждается в продвижении. В свое время именно благодаря рекламной кампании рынок Екатеринбурга смогли завоевать украинцы со своими "Богданами - Isuzu". А Нефтекамский автобусный завод предложил выгодные условия муниципальным автотранспортным предприятиям, и количество "НефАЗов" в Екатеринбурге стремительно растет, хотя эти машины существенно дороже курганских.

Вместо разработки стратегии продвижения "Группа ГАЗ", однако, решила пойти по более простому пути, сосредоточив производство автобусов лишь на одном предприятии. Эксперты в свою очередь говорят, что рынок способен потреблять продукцию сразу нескольких российских производителей средних автобусов.

Эксперты, знакомые с ситуацией в автостроении, утверждают, что "Группа ГАЗ" скоро распадется на несколько компаний: выпуском грузовиков, автобусов и легковых автомобилей займутся самостоятельные юридические лица. Не исключено, сейчас руководители автобусного дивизиона пытаются "подгрести под себя" всё что получится.  

В интересах же России, считают эксперты, лучше иметь несколько конкурирующих предприятий: восточнее Кургана нет ни одного автобусного завода, и там эксплуатируются исключительно корейские и китайские машины.

Владимир Терлецкий

Регионы Участники проекта Инвестиционные проекты Консульства & представительства Новости & аналитика О проекте
«Сумма Технологий»®
Создание сайта
Продвижение сайта