Русский язык English language Deutsch Français El idioma español 中文
РЕГИОНЫ УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КОНСУЛЬСТВА & ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НОВОСТИ & АНАЛИТИКА О ПРОЕКТЕ
На главную  / Новости & Аналитика  / Последние новости  / Челябинские предприятия должны стать агрессивнее на зарубежных рынках
Выбрать: Русский язык English language El idioma español

Челябинские предприятия должны стать агрессивнее на зарубежных рынках

Челябинские предприятия должны стать  агрессивнее на зарубежных рынках

16.10.2009 — Аналитика


Среди торгово-промышленных палат Уральского федерального округа Южно-Уральская, по оценкам экспертов, проявляет наибольшую активность. В интервью "РусБизнесНьюс" президент палаты Фёдор Дегтярёв рассказал о перспективных зарубежных рынках для предприятий региона и активности зарубежных производителей в Челябинской области.  

- Фёдор Лукич, скорректировал ли мировой экономический кризис  цели и задачи Южно-Уральской торгово-промышленной палаты?

- Торгово-промышленные палаты - мировая интегрированная система поддержки бизнеса, основные цели и задачи которой не изменились за последние 400 лет ее существования. Палаты находятся в каждом  крупном городе планеты, и это формирует уникальный общественный деловой институт, через который предпринимательское сообщество решает задачи совершенствования законодательных основ своей деятельности, обмена информацией, развития сотрудничества, защиты своих интересов.

Понимание важности роли ТПП как объединения предпринимателей в России укреплялось последние 15 лет, а в период экономического кризиса возросло кардинально. Главным образом это связано с интеграцией страны в мировую экономическую систему, принятием нами международных "правил игры" и необходимостью защиты интересов российских производителей товаров и услуг в условиях глобальной конкуренции. Основные цели и задачи региональных торгово-промышленных палат определены Законом "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации": содействие развитию экономики России, создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности.

Южно-Уральская ТПП, объединяющая около 600 предприятий использует свой ресурс для обеспечения лидерства региональной экономики и предоставляет полный комплекс услуг для предпринимателей: от анализа рынка и всех видов экспертиз до защиты интеллектуальной собственности и лоббирования интересов предприятий Челябинской области в российских регионах и за рубежом. Поэтому, отвечая на ваш вопрос, замечу, что цели палаты остаются неизменными, но вы правы в том, что наши подходы к реализации этих целей, безусловно, корректируются в новых экономических условиях.

-  Какие зарубежные рынки  наиболее перспективны для челябинских предприятий?

- Я назову страны, с которыми предприятия региона проводят основные внешнеторговые операции: Казахстан, Украина, Турция, Белоруссия, Италия, Иран, Германия, Китай, Нидерланды, Румыния. В настоящее время ведущие зарубежные страны защищают собственные рынки и товаропроизводителей и противодействуют экспорту российской продукции с высокой добавленной стоимостью.

Мы имеем постоянно действующее представительство нашей палаты в КНР и являемся свидетелями того, как Китай в течение 15 лет успешно реализует национальную программу, предусматривающую целевое государственное финансирование инновационных технологий для организации их производства в КНР, обеспечения внутреннего рынка и агрессивного демпингового экспорта.

Отрицательное сальдо России в 55-миллиардном товарообороте с Китаем составляет 13,5 миллиарда долларов. При этом показательна его структура: мы экспортируем нефть и древесину, а ввозим машины и оборудование. На  импорт китайской продукции в товарообороте с Челябинской областью приходится 96,3% (530 миллионов долларов), соответственно наш экспорт - 3,7%. А ведь еще четыре года назад качественный показатель товарооборота был с точностью до наоборот! Это весьма опасная для Челябинской области тенденция.

- Каковы тенденции в экономическом сотрудничестве Челябинской области со странами СНГ?

- Безусловно, для Челябинской области приграничное сотрудничество с Казахстаном остается приоритетом. Доля этой страны во внешнеторговом обороте области составила более 23%. Это наш самый крупный партнер. В этом году Южно-Уральская палата была участником самых знаковых мероприятий по развитию приграничного сотрудничества с Казахстаном. Весьма интересный показатель: инвестиции казахстанских предприятий в промышленность Челябинской области хотя и незначительны, но имеют очевидную тенденцию к росту.

Доля Украины во внешнеторговом обороте Челябинской области составила более 10%, и наша задача как территориальной палаты - повысить показатели товарооборота и инвестиционную привлекательность Южного Урала для украинского бизнеса. На постоянной основе у нас организовано сотрудничество с Белоруссией. Совместно с Белорусской торгово-промышленной палатой успешно проводятся встречи деловых сообществ Южного Урала и Белоруссии. В этом году Южно-Уральская торгово-промышленная палата совместно с торгово-промышленными палатами Азербайджана, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана работала над проектами развития сотрудничества.

- А как развиваются связи челябинских предприятий с европейскими компаниями?

- Наша палата была участником проекта Евросовета "Интернализация предприятий среднего и малого бизнеса". В ходе реализации данного проекта мы лоббировали интересы Челябинской области в Нидерландах, Испании, Франции, Финляндии, Германии, Бельгии - главным образом в плане продвижения нашей продукции, привлечения новейших зарубежных технологий и инвестиций.

Чрезвычайный и полномочный посол Королевства Нидерландов Рон Келлер выбрал Челябинскую область для реализации внешнеэкономических проектов. В сентябре 2009 года он посетил нашу палату и обсудил направления возможного сотрудничества. Им высказана идея инвестирования в неконкурентные для Голландии высокотехнологичные производства (например, энергосбережение, переработка промышленных и бытовых отходов и т.д.).

Отдельно скажу по нашим азиатским партнерам. Мы оцениваем как перспективный для продвижения нашей продукции Вьетнам. После сокрушительных последствий землетрясения Индонезия, с которой у нашей палаты давние и надежные связи,  безусловно, нуждается в продукции наших предприятий для программ восстановления.

- В условиях кризиса финансовые возможности продвижения продукции  на зарубежные рынки резко сократились. Какие наиболее эффективные инструменты использует сегодня Южно-Уральская ТПП?

- В большинстве стран государственное финансирование программ поддержки экспорта продукции  резко возросло. Наши коллеги в торгово-промышленных палатах Европы, где членство предприятий в палате является обязательным условием, самые активные участники данного процесса. Например, палата Мадрида - непосредственный исполнитель финансируемого из муниципального бюджета плана продвижения продукции субъектов малого предпринимательства в страны Восточной Европы и Азии.

Вряд ли можно оценить, какие используемые Южно-Уральской ТПП инструменты сегодня наиболее эффективны. Важно понять, что палата - это, прежде всего, системный подход. Например, самый известный ресурс - организуемые нами торгово-экономические миссии и участие в крупнейших международных форумах, выставках.

Сотрудничество с палатами зарубежных стран позволяет нам не только устанавливать прямые контакты с перспективными потребителями, но также обеспечивать лоббирование вопросов продвижения продукции и услуг наших предприятий через представителей власти тех стран, от которых во многом зависит успешность роста экспортной составляющей товарооборота Челябинской области. Последнее относится к странам СНГ.

Палата - инициатор продвижения товаров и услуг предприятий и организаций Челябинской области на зарубежные рынки через глобальную сеть Интернет. Четыре года палата развивает англоязычный сайт "Виртуальная выставка товаров и услуг Челябинской области". Только в 2009 году зафиксировано  690 тысяч посещений!

На постоянной основе мы проводим по заявкам наших предприятий маркетинговые исследования, определяя наиболее перспективные рынки для продвижения их товаров. Субъекты внешнеэкономической деятельности Челябинской области регулярно обращаются к нам для проведения мониторинга цен на продукцию, востребованную на мировых рынках. Результат - оперативное реагирование на изменения на внешних рынках и корректировка ценовой политики.Мы постоянно осуществляем перевод документации на товары и услуги наших предприятий, ведем юридическое сопровождение внешнеэкономических контрактов, отстаиваем интересы наших товаропроизводителей при возникновении хозяйственных споров, в том числе требующих международного арбитража.

Палата - единственный в регионе институт, имеющий право фиксирования обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор) при исполнении внешнеэкономических контрактов. ЮУТПП обеспечила предприятиям Челябинской области условия проведения независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля.

- Сегодня международная конкуренция значительно обострилась. Появляется ли среди челябинских предприятий осознание того, что необходимо более агрессивно продвигать свою продукцию на зарубежные рынки?

- Вы абсолютно правы в оценке ситуации. Глобальная экономическая конкуренция, я бы сказал, очевидное противоборство стран с высокотехнологичным укладом экономики, в ближайшее десятилетие определит новую расстановку супердержав. Безусловно, победят те, чья экономика ориентирована, прежде всего, на удовлетворение потребностей собственного рынка и на экспорт конкурентоспособной инновационной продукции с высокой добавленной стоимостью.

По оценкам экспертов, в 2010 году объем мирового инвестирования в наукоемкую продукцию возрастет до 3,5 триллиона долларов. Отрадно, что и Россия наращивает объемы финансирования технологий будущего. Самый последний пример: 318 миллиардов рублей на государственную инвестиционную программу нанотехнологий в РФ до 2015 года. Вместе с тем, вопрос налогового стимулирования российских инновационных производств в сложившихся условиях - это вопрос выживания.

Отмечу, что одного осознания челябинскими предприятиями необходимости агрессивного продвижения своей продукции на международные рынки недостаточно. Кроме того, что эта продукция должна быть высокотехнологичной, следует учитывать множество других объективных и субъективных факторов, в том числе курс рубля по отношению к основным валютам.

Объем экспорта южноуральских предприятий в июле 2009 года в страны дальнего зарубежья возрос более чем в 1,5 раза, а в страны СНГ - более чем в 2,5 раза по сравнению с январем этого года. За этот же период объем импорта из стран дальнего зарубежья сократился более чем в два раза, а объем импорта из стран СНГ, наоборот, вырос на 35%. Причиной увеличения  экспорта как в страны дальнего, так и ближнего зарубежья является то, что с падением курса рубля конкурентоспособность наших товаров в тех странах, где экономики тесно связаны с американской валютой, достаточно резко возросла, а конкурентоспособность товаров из стран дальнего зарубежья на нашем рынке, соответственно, снизилась.

- Как обстоят дела у  иностранных компаний в Челябинской области?

- К сожалению, инвестиционный климат в России остается недостаточно привлекательным для зарубежных инвесторов. Вместе с тем, Челябинская область, по результатам исследований ведущих рейтинговых агентств, занимает первое место в Уральском федеральном округе по показателю "минимальный интегральный инвестиционный риск". Южный Урал имеет долгосрочный кредитный рейтинг категории Аа1.ru, отражающий достаточно высокую кредитоспособность по сравнению с другими регионами России. Среди субъектов РФ область занимает 4-е место по прямым иностранным инвестициям.

География поступлений иностранных инвестиций охватывает 51 страну мира. За последнее время в Челябинскую область пришел ряд инвесторов, в том числе  Carboceramics (США), Omya (Швейцария), Henkel Bautechnik (Германия), Rexam (Великобритания), Metro Cash & Carry (Германия), Numatek (США).

Поступившие в этом году иностранные инвестиции   (более 1 миллиарда рублей), составили только 43% к объемам прошлого года. На фоне спада инвестиционной активности иностранных компаний в регионе резко возросла активность зарубежных производителей, продвигающих свою продукцию. Назову лишь самые крупные делегации, посетившие Челябинск за последние полтора года: 25 нидерландских компаний, 21 австрийская фирма, 29 немецких предприятий. Весьма часты одиночные визиты, например, швейцарской компании Bruderer, японской FBJ, финской YIT Rakennus.

Интервью подготовил Павел Кобер 

Регионы Участники проекта Инвестиционные проекты Консульства & представительства Новости & аналитика О проекте
«Сумма Технологий»®
Создание сайта
Продвижение сайта