Русский язык English language Deutsch Français El idioma español 中文
РЕГИОНЫ УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КОНСУЛЬСТВА & ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НОВОСТИ & АНАЛИТИКА О ПРОЕКТЕ
На главную  / Новости & Аналитика  / Последние новости  / "Газпром" заложил мину под государство российское
Выбрать: Русский язык English language Deutsch Français El idioma español 中文

"Газпром" заложил мину под государство российское

"Газпром"  заложил мину под государство российское

10.09.2009 — Аналитика


Российский Союз производителей нефтегазового оборудования обвинил ОАО «Газпром» в использовании механизма генподряда для скрытого от общественности импорта оборудования. Естественный монополист, утверждают эксперты, в последнее время активно использует генподрядчиков  при реализации  инфраструктурных проектов. Обозреватель "РусБизнесНьюс" выяснил, что за льготные поставки из-за рубежа сполна расплачиваются отечественные производители. Многомиллиардные инвестиции в нефтегазовую отрасль в итоге никак не отражаются на технологическом развитии России.  

Экономический кризис не остановил реализацию проектов в нефтегазовой отрасли. В частности, в российском секторе Баренцева моря разрабатывается Штокмановское месторождение, запасы которого составляют  3,8 триллиона кубометров газа и около 37 миллионов тонн газового конденсата. Собственником инфраструктуры первой фазы разработки является компания специального назначения Shtokman Development AG. Контрольный пакет акций в ней принадлежит ОАО "Газпром", остальные акции распределены между Total (25%) и StatoilHydro (24%).

Специалисты "Газпрома" утверждают, что это очень серьезный проект: в год здесь планируется добывать около 70 миллиардов кубометров природного газа, что сопоставимо с годовой добычей Норвегии – одного из крупнейших поставщиков топлива в Европу. Соответственно, освоение месторождения потребует колоссальных инвестиций, часть из которых неизбежно перетечет в смежные отрасли. Эксперты подсчитали, что для Штокмановского проекта потребуется 700 самосвалов и 120 грузовых автомобилей, 200 прочих автомашин, 20 бульдозеров, 40 экскаваторов, 240 автобусов,  75 кранов и т.д.

Российские машиностроители в связи с этим рассчитывали серьезно поправить свои дела, пошатнувшиеся в кризис из-за потери заказчиков на внутреннем рынке. Получение даже части заказов было бы спасением для многих российских предприятий: по словам начальника управления продаж по России ОАО "Уралтрак – ЧТЗ" Софьи Подоксеновой, сегодня большой партией  считается даже  5-7 машин. Раньше завод поставлял десятки машин.  В первом полугодии 2009 заказов не было вообще, поскольку "Газпром" закрыл все свои инвестиционные проекты. Во втором полугодии, посчитав прибыль, газовый монополист все же решил объявить тендеры на поставку техники. Челябинские тракторостроители готовятся принять в них участие, но прогнозировать исход конкурсов не берутся.

Союз производителей нефтегазового оборудования России между тем забил тревогу: крупнейшие инфраструктурные проекты с участием "Газпрома" и "Транснефти" не способствуют притоку заказов для отечественных производителей и российская промышленность продолжает деградировать. В частности, ненормальная ситуация с проектами на континентальном шельфе.  Президент Союза  Александр Романихин сообщил, что на первую встречу, организованную Shtokman Development AG при участии Союза для вида были приглашены представителей ОАО "УралАЗ" и ОАО "КамАЗ". Но в дальнейшем  вместо них приезжают боссы  крупных строительных фирм - ООО "Стройгазконсалтинг", ОАО "Стройтрансгаз", ЗАО "Инжтрансстрой", ЗАО "Коксохиммонтаж" и других. Подрядчики, не имея обязательств по обнародованию результатов тендеров, закупки техники осуществляют в закрытом режиме. 

Предпочтение отдается, естественно, более качественной, но и более дорогой иностранной технике. По данным Союза производителей нефтегазового оборудования, один только "Стройгазконсалтинг" имеет в своем парке более 600 самосвалов Mercedes-Benz. Высокая стоимость иностранной техники не останавливает газовиков: монополист либо настаивает на повышении тарифов для промышленности и населения, либо требует налоговых льгот для иностранных производителей.

Александр Романихин утверждает, что на встрече в компании Shtokman Development AG представитель ОАО "Казанькомпрессормаш" заявил, что импортное оборудование для Приразломного проекта поставлялось без уплаты НДС и таможенных пошлин. Предпринимаются усилия по продолжению подобной практики и на Штокмановском месторождении.

Откровенное лоббирование интересов зарубежных производителей выглядит издевательством над отечественными машиностроителями. По словам главного инженера ЗАО "Уралтермосвар" Юрия Сычугова, структуры "Газпрома" продолжают ужесточать условия сотрудничества: если в прошлом году оплата за поставленную продукцию осуществлялась в течение 45 дней после отгрузки, то сегодня - через  90 дней. Имея беспроцентную ссуду в течение трех месяцев, газовики, тем не менее, под угрозой отказа от закупок вынуждают машиностроителей снижать цену, хотя российская продукция и так в полтора-два раза дешевле импортной. Именно на цену, утверждают уральские производители, подрядчики "Газпрома" и ориентируются при закупках отечественной продукции, хотя в официальных речах они любят ссылаться на жесткие внутренние стандарты.

Заместитель начальника отдела маркетинга ООО "Газпром комплектация" Дмитрий Фадеев сообщил "РусБизнесНьюс", что никто не будет закупать оборудование, если оно не прошло испытание на полигоне "Газпрома" и не соответствует требованиям компании. С российскими производителями, утверждает специалист, возникает много вопросов по цене, качеству и срокам поставки продукции.

Эксперты на это замечают, что ссылки на неконкурентоспособность российского машиностроения могут быть приняты, если проводятся открытые, прозрачные конкурсы, а не закрытые закупки через генподрядчиков. Сами производители считают, что они вполне могут изготовить приличную технику для "Газпрома". Коммерческий директор ОАО "Стройдормаш" Владимир Гусельников утверждает, что завод может делать практически любую технику: "Мы работаем с энергетиками, с "Транснефтью" и "Роснефтью". Недавно поставили пять машин "Стройтрансгазу". Отзывы получили отличные".

Проблема, по мнению эксперта, в другом: в отсутствии информации о проводимых конкурсах. Впрочем, даже когда завод и узнает о тендере, посланная заявка остается без ответа: подрядчики "Газпрома" элементарно не присылают тендерную документацию. "Трудно попадать в такие структуры, как "Газпром", - резюмирует Владимир Гусельников. -  Они привыкли разбрасываться деньгами, а потому заказывают все за рубежом".

Александр Романихин проблемой российского участия в разработке нефтяного шельфа начал заниматься еще в 90-е годы. Он вспомнил, как  один наш завод спроектировал и изготовил 38 буровых установок – в том числе и для  стационарных морских платформ с глубиной бурения до 5000 метров. Однако вместо поддержки этих усилий все силы были брошены на то, чтобы затруднить жизнь отечественному производителю. Предприятию выдвинули заведомо невыполнимые условия.

"Конечно, - размышляет эксперт, - проще всего говорить, что в России не умеют делать оборудование. При желании можно обосновать все, что угодно. Давайте тогда будем ввозить не только буровые установки Varco, но и танки Abrams, а производить будем только газ, нефть, лес, металлы".   

Проблема неконкурентоспособности отечественной техники, считает Александр Романихин, вполне решаемая. Норвегия и Китай  еще недавно не имели своего нефтяного машиностроения, но сумели с нуля наладить производство вполне приличной техники. Россия же все это время обсуждала, надо ей или нет при реализации масштабных проектов предусматривать квоты для российской машиностроительной продукции, как это делают многие развивающиеся страны, включая Иран, который обязывает сырьевиков закупать у отечественных производителей до 50% нефтегазового оборудования. 

С предложением установить квоты Союз производителей нефтегазового оборудования обратился к властям еще в 2004 году. Тогдашний председатель Комитета по энергетике, транспорту и связи Госдумы РФ Валерий Язев согласился, что попасть в число поставщиков "Газпрома"  большинству производителей чрезвычайно сложно, и намекнул, что ситуация скоро изменится.

Прошло пять лет, и Союз производителей написал новое обращение к властям.   Общественная организация полагает, что если инвестиции, предназначенные для освоения Штокмановского месторождения,  будут осуществляться так, как сегодня, российское машиностроение в условиях кризиса окажется  "в ауте". С вопросом о том, почему квоты так и не были введены, президент Союза Александр Романихин  предложил обозревателю "РусБизнесНьюс" обратиться непосредственно в "Газпром".

Пресс-служба газового монополиста сообщила, что запрос находится в работе, но когда будет ответ, никто из сотрудников сказать не может. Зато на сайте компании можно найти интервью топ-менеджеров,  в которых они утверждают, что доля российского участия в проектах  "Газпрома" составляет 88% (!) и продолжает неуклонно увеличиваться. 

Владимир Терлецкий  

Регионы Участники проекта Инвестиционные проекты Консульства & представительства Новости & аналитика О проекте
«Сумма Технологий»®
Создание сайта
Продвижение сайта