Русский язык English language Deutsch Français El idioma español 中文
РЕГИОНЫ УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КОНСУЛЬСТВА & ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НОВОСТИ & АНАЛИТИКА О ПРОЕКТЕ
На главную  / Новости & Аналитика  / Последние новости  / Российскому кластеру мешает неопределенность инвесторов
Выбрать: Русский язык English language

Российскому кластеру мешает неопределенность инвесторов

Российскому кластеру мешает неопределенность инвесторов

24.08.2009 — Аналитика


В Свердловской области создается технопарк, где будут производиться конструкции и комплектующие для малоэтажных домов. Как стало известно обозревателю "РусБизнесНьюс", заняться деревянным домостроением решили разработчики межконтинентальной ракеты "Тополь-М". Областное правительство надеется, что со временем проект станет основой для лесопромышленного кластера. Эксперты, впрочем, утверждают, что для этого надо менять законодательство и подходы к организации бизнеса в стране.

 

Как сообщил РИА "РусБизнесНьюс" директор завода строительных конструкций "Элевит-Урал" Виталий Добротворский, под Верхней Салдой планируется создать два технопарка.

Первый разместится на 54 тысячах квадратных метров, в нем будут создаваться мощности по выпуску каркасных домов общей площадью 100 тысяч квадратных метров в год. Помимо предприятия "Элевит-Урал" в проекте участвует Волгоградский институт материаловедения, который под руководством академика Российской академии естественных наук, создателя ракеты "Тополь-М" Валериана Соболева разработал технологию малоэтажного домостроения.

В рамках технопарка будут выпускаться балки, стеновые панели, плиты перекрытия и прочие детали из металла и дерева. Планируется производство метизов, эковаты и других элементов, необходимых для каркасной конструкции.

Проект уже профинансирован на треть: по словам Виталия Добротворского, предприятие потратило около 56 миллионов рублей на производственные и складские помещения. Для реализации проекта требуется еще 205 миллионов рублей, которые "Элевит-Урал" готов получить от частных инвесторов, венчурных фондов либо банков.

Площадь второго технопарка составит 88 тысяч квадратных метров. Там под кураторством департамента лесной промышленности Свердловской области специалисты Уральского государственного лесотехнического университета будут заниматься переработкой древесины, отработкой инновационных технологий и выпуском изделий на их основе. Средства для этого проекта пока также не найдены, но профессор УГЛТУ Андрей Добрачев полагает, что закон РФ, разрешивший научным организациям создавать хозяйственные структуры, поможет решить проблему.

Поскольку обе площадки граничат с "титановой долиной" - территорией, где Верхнесалдинское производственное объединение собирается организовать кластер по выпуску изделий из титана, Виталий Добротворский предложил металлургам организовать третий технопарк и создать единую для всех трех инновационных площадок управляющую компанию.

Эксперты пока очень осторожно оценивают перспективы проекта. Андрей Добрачев приветствует объединение малых предприятий в рамках технопарка. После отмены лесных аукционов мелкий бизнес все равно потерял доступ к сырью, и это, считает эксперт, правильно. Предприятия, в которых числится пять-шесть человек, не могут вести комплексные работы, начиная от заготовки леса и заканчивая восстановлением лесного фонда. Выливается все это в варварское истребление лесов и банальную продажу кругляка посредникам. Отчасти в этом виновато государство, которое лоббирует интересы крупных олигархических структур типа "Илим Палп". Соответственно, мелкий бизнес тонет в бюрократической трясине и не имеет шансов превратиться в средний. Поэтому предприниматели отступаются и начинают банально воровать лес и вывозить его за границу. Объединение в рамках технопарка предприятий, имеющих желание наладить переработку леса, пойдет всем на пользу.

Эксперта, впрочем, смущает экономическая составляющая проекта. Рынок деревянных жилых домов, по его мнению, перенасыщен: свердловской компании "Ураллеспром", закупившей в Германии завод по производству каркасных сооружений, удается реализовывать в год примерно 40 домов, что составляет всего десять процентов от его мощности. Еще три подобных завода расположены в Ханты-Мансийском автономном округе, и они, утверждает Андрей Добрачев, также практически простаивают. Инвестиции в подобные проекты, по его мнению, не окупятся никогда.

Более перспективным представляется строительство из дерева больниц, детских садов, спортивных комплексов и даже бассейнов, поскольку бетонные сооружения, по словам Андрея Добрачева, хуже переносят влажность, нежели дерево. Правда, ученый сильно сомневается, что технология "Элевит", разработанная оборонщиками, подойдет для возведения бассейнов. Классики деревянного домостроения утверждают, что металл и дерево не должны соприкасаться, поскольку это губительным образом сказывается на долговечности сооружения.

Президент Уральского союза лесопромышленников Николай Киреев считает, что организацией технопарка заниматься необходимо, не взирая на экономический кризис. Строительный рынок сегодня, конечно, сжался, но завтра обязательно поднимется, и надо быть готовым к резкому увеличению спроса на фанеру, плиту ОSB, строительные детали.

Однако, напоминает эксперт, проект в лесной отрасли быстро продвигается тогда, когда его инициатор - крупное, как правило, предприятие - оценивает в комплексе сырье, ресурсы, производственные возможности, рынки сбыта, после чего разрабатывает бизнес-план и раскрывает карты инвестору. В Верхней Салде, утверждает Николай Киреев, до этого еще далеко: пока идут лишь одни разговоры.

Неоднозначно оцениваются и перспективы создания лесопромышленного кластера. Само это образование, показавшее наибольшую устойчивость во всем мире, в России в ближайшее время вряд ли может быть создано.

Кластер - будь то в Баварии либо в Финляндии - это тысячи малых предприятий, выпускающих продукцию, из которой собирается потом автомобиль либо сотовый телефон с мировым брендом. В России, утверждает профессор Добрачев, все законодательство выстроено под вертикально-интегрированные структуры, что противоречит самому понятию кластер. Малому бизнесу в стране Ленина пока не находится места.

Россия, действительно, пока не может изжить наследие советского прошлого. Это оттуда пришло понимание, что лесной промышленности не нужно свое машиностроение, что высокотехнологичное и лесное производство несовместимы. Сегодня страна пожинает плоды того мышления. Соответственно, о жизни, как в Баварии и Финляндии, россияне могут лишь мечтать, поскольку лесное машиностроение и высокие технологии - неотъемлемая часть кластера.

Эксперты убеждены, что в условиях лоббирования государством интересов лишь крупных монопольных структур не стоит даже и говорить о кластерах. Эта экономическая модель должна еще вызреть в суровых российских условиях: сначала политики должны понять, что стоит за этим красивым словом. Осознав, они придут к выводу, что в России надо кардинально менять общественные отношения. Начинать надо с законодательства. Как полагает Николай Киреев, во всем должен быть здравый смысл: всем должно быть выгодно. Из этого и вырастают устойчивые экономические модели типа кластера.

Пока же Россия пребывает в очень неустойчивом положении: Виталий Добротворский говорит, что деньги у инвесторов есть, но их останавливает неопределенность.

Владимир Терлецкий

Регионы Участники проекта Инвестиционные проекты Консульства & представительства Новости & аналитика О проекте
«Сумма Технологий»®
Создание сайта
Продвижение сайта