Русский язык English language Deutsch Français El idioma español 中文
РЕГИОНЫ УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КОНСУЛЬСТВА & ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НОВОСТИ & АНАЛИТИКА О ПРОЕКТЕ
На главную  / Новости & Аналитика  / Последние новости  / Русские ракетчики не хотят отдавать космос китайцам
Выбрать: Русский язык English language Deutsch Français El idioma español 中文

Русские ракетчики не хотят отдавать космос китайцам

Русские ракетчики не хотят отдавать космос китайцам

17.08.2009 — Аналитика


Екатеринбургское НПО автоматики заключило контракт с ЦСКБ "Прогресс" на разработку эскизного проекта системы управления перспективной ракеты-носителя. Для ее запусков в сжатые сроки должен быть построен космодром "Восточный". Специалистам предстоит совершить технологический рывок в ракетостроении, поскольку конкуренция на рынке коммерческих запусков обостряется. О том, как россияне собираются решать эту задачу, РИА "РусБизнесНьюс" рассказал заместитель генерального директора НПО автоматики Лев Бельский.

 

- Лев Николаевич, чем принципиально будет отличаться новая ракета от хорошо известных в мире носителей "Союз"?

- Нам предстоит к 2015 году создать недорогую, надежную ракету, которая должна не сильно устареть к 2040 году. Соответственно, необходима новая система управления, разрабатывать которую нам приходится в непростых условиях. Первоначально предполагалось, что носитель будет доставлять на орбиту полезную нагрузку порядка 14 тонн. Потом представители РКК "Энергия" проинформировали нас, что космический аппарат будет весить не менее 17 тонн. Далее разработчики предложили в целях защиты экипажа от метеоритов обшить аппарат бронированным листом, что добавило еще 6 тонн веса. Корпорация "Энергия" со своим предложением по пилотируемому кораблю выиграла конкурс, а мы получили головную боль, поскольку, в отличие от американского разработчика, ограничены в выборе элементной базы. Поэтому нам приходится задействовать весь свой интеллектуальный потенциал.

На новой ракете мы предложили в значительной мере избавиться от бортовой кабельной сети, которая весит многие сотни килограмм. Преобразовав аналоговые сигналы в кодовые, мы тем самым заменим многочисленные цепи всего на два провода кодовой магистрали. Помимо уменьшения веса носителя мы сможем также существенно сократить численность расчета, осуществляющего подготовку ракеты к пуску. Надежность изделия и его запуска от этого только повысятся.

Кроме того, мы предлагаем отказаться от установки всей системы управления на последней ступени, рассредоточив электронную аппаратуру на периферийных и центральном блоках. Сэкономленный вес можно отдать под полезную нагрузку. Этот принцип мы и намерены реализовать на космодроме "Восточный".

В перспективе также готовы разрабатывать систему управления для возвращения первой ступени носителя на землю. Это позволит использовать заново двигатели, которые наиболее ценные на первой ступени.

 

- Вы упомянули про слабую элементную базу. Это не скажется при производстве перспективной системы управления?

- Да, в части производства элементной базы мы сильно отстаем от просвещенного Запада. Но мы вынуждены обходиться тем, что есть, поскольку все наши ракетоносители, как правило, двойного назначения и нам запрещено использовать импортные комплектующие в бортовых системах. Мы стараемся поддерживать с отечественными предприятиями тесные связи, лоббируем их интересы. Многие разработки по микропроцессорам делаются, можно сказать, по нашей инициативе. Ведем также постоянный поиск перспективной элементной базы и комплектующих. Но то, что нам предлагается, по-прежнему отстает от предложений западного рынка. Надеюсь, за счет новых решений мы сможем создать перспективную систему управления для новой ракеты. Дальше уже власть должна определиться с путями развития элементной базы. Потому что есть разные подходы к проблеме: японцы, например, собственных разработок практически не делают, а покупают лицензии и ставят целые заводы по производству передовой микроэлектроники.

 

- Предполагается, что с космодрома "Восточный" пилотируемые пуски будут осуществляться уже в 2018 году. Означает ли это, что Россия вскоре откажется от "Байконура"?

- Нет, пуски с "Байконура" будут продолжены. Мы рассчитываем, что модернизированный "Союз-2" будет жить не менее знаменитой королевской "семерки". Прошло уже шесть пусков, и замечаний пока нет. Предполагается, что на этой ракете будут доставляться на орбиту "Меридианы", "Метеоры" и другие спутники. Рассматривается возможность запуска "Глонассов". Фактически на "Союзе" держится сегодня вся наша пилотируемая космическая программа: запускаются грузовики для обслуживания межпланетной космической станции, осуществляются пилотируемые полеты. В частности, в сентябре на "Байконур" отправится на запуск ракеты "Союз-2" группа наших специалистов. Подобный носитель будет использован для доставки на орбиту спутника с французского космодрома "Куру". У боевого расчета будет прекрасная возможность потренироваться.

 

- Вы упомянули совместный российско-французский проект по запуску ракетоносителя с космодрома "Куру". Когда все-таки состоится старт?

- Официально объявили, что первый пуск состоится 29 декабря 2009 года. Однако французские представители наиболее вероятной датой старта считают первую неделю 2010 года. Соответственно, специалисты Роскосмоса утверждают, что подписано соглашение о пуске ракеты в апреле будущего года.

В ноябре на космодром должны доставить основную и запасную ракеты. Мы свою аппаратуру полностью развернули, проверили, аттестовали и готовы работать с ракетой. Французы свою часть проекта делают также по графику. Наиболее узкое место, судя по всему, - это башня обслуживания: специальная конструкция, при помощи которой собирают ракету. Возникла задержка с ее монтажом. В прессе были сообщения о том, что московская фирма "Мир", которая должна была делать крупногабаритную конструкцию, подверглась рейдерской атаке. Год прошел впустую, что сказалось на сроках запуска ракеты.

 

- Международное сотрудничество дает что-то российским предприятиям в плане технологического развития?

- Конечно. Мы получили возможность ездить к ним на предприятия и смотреть, как они работают. Кое-какие уроки из этого мы для себя извлекли. У нас на "Союзе-2" стоит гиростабилизированная платформа - достаточно сложное электромеханическое устройство, которое обеспечивает неподвижную относительно звезд систему координат.

На "Ариане" французы поставили бесплатформенную инерциальную навигационную систему, в основе которой лазерные гироскопы. Мы давно об этом техническом решении говорили, но до дела у нас не доходило. Теперь мы с ЦСКБ "Прогресс" обсуждаем, как реализовать летный эксперимент с бесплатформенной системой. В целом же осталось ощущение, что у французов более развит рынок и присутствует здоровая конкуренция. В России же в конкурсе зачастую побеждает компания, предложившая не самое лучшее техническое решение.

 

- А не мешает российская специфика, связанная с избыточной коррупцией и рейдерством, конкурировать на международном рынке?

- Конкуренция нарастает. Китай очень последовательно реализует свою космическую программу: в 1990-е годы было заявлено, что через десять лет китаец будет в космосе, - и свое обещание страна выполнила. Поэтому если они говорят, что в 2020-е годы китайцы полетят на Луну, то так и будет. Даже кризисные явления в Китае проявляются не столь болезненно. Деньги у страны есть, а сочетание плана и рыночных отношений дает такой поразительный результат. Китай уже и на рынке космической техники предлагает по демпинговым ценам свои услуги. Вот это наиболее осязаемый для всех стран конкурент.

Китайский фактор вынуждает нас искать новые ниши на рынке. Ракетчики и системщики постоянно работают над тем, чтобы увеличить массу полезного груза. На рынке принято считать, что доставка 1 килограмма полезного груза на околоземную орбиту стоит примерно 10 тысяч долларов США. Лишние 10 килограммов - это уже 100 тысяч. Снижая вес, мы делаем более дешевым носитель. В связи с этим возникла идея разработать ракету легкого класса, убрав боковые блоки и заменив двигатель на центральном блоке. Судя по рынку, проект этот будет конкурентоспособным. Сейчас появляется масса легких спутников - в том числе и весом в несколько килограмм (так называемые наноспутники). Использовать для их доставки на орбиту ракету среднего класса типа "Союз-2" совершенно нерационально. Создание ракеты легкого класса - еще одно перспективное направление в нашей работе.

Подготовил Владимир Терлецкий

Регионы Участники проекта Инвестиционные проекты Консульства & представительства Новости & аналитика О проекте
«Сумма Технологий»®
Создание сайта
Продвижение сайта