Русский язык English language Deutsch Français El idioma español 中文
РЕГИОНЫ УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КОНСУЛЬСТВА & ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НОВОСТИ & АНАЛИТИКА О ПРОЕКТЕ
Выбрать: Русский язык English language

"Замороженные" недра

"Замороженные" недра

07.08.2009 — Аналитика


Ученые утверждают, что противники освоения северных территорий России хотят закрыть проект "Урал промышленный – Урал Полярный". Эксперты, опрошенные обозревателем "РусБизнесНьюс", считают, что страна, не имеющая глобальных проектов, имеет мало шансов на счастливое будущее.

 

Россия включилась в борьбу за обладание миллионом квадратных километров полярного шельфа, который содержит порядка 100 миллиардов тонн углеводородов. Ученые пытаются доказать, что эта территория есть продолжение Сибирской платформы. Однако ряд экспертов считает, что затея потеряет всякий смысл, если Россия не будет развивать свои северные территории. В стране, между тем, началась очередная кампания по дискредитации проекта "Урал промышленный - Урал Полярный", предполагающего серьезные инвестиции в инфраструктуру приграничного региона. Очевидно, что два эти события связаны между собой.

Проект по освоению северных территорий важен, прежде всего, тем, что его итогом станет строительство железной дороги вдоль хребта Уральских гор, которая фактически обеспечит континентальной России выход к Ледовитому океану. Проложенная трасса позволит доставлять в глубь страны сжиженный газ, уголь и металлические руды, которые, как предполагают геологи, имеются тут в достаточных количествах.

Созданной в 2006 году - во многом благодаря уральскому полпреду Президента РФ Петру Латышеву - госкорпорации "Урал промышленный – Урал Полярный" предстояло ответить на вопрос, будет ли железная дорога востребована. Соответственно, в северных автономных округах были написаны планы и концепции по геологическому изучению и промышленному освоению Приполярного и Полярного Урала. Для их реализации предусмотрели солидные средства: только в Югре за три года планировали потратить 11 миллиардов рублей.

Результаты трехлетней работы оказались неоднозначными. По словам первого заместителя генерального директора ОАО НПЦ "Мониторинг" Олега Федорова, на одних объектах были получены обнадеживающие результаты, на других прогнозно-поисковые работы не оправдали ожиданий. Были и такие площади, где нельзя было сделать однозначные выводы об их перспективности. Полевые работы, считает эксперт, необходимо продолжать – тем более что денег на них было выделено лишь четверть от запланированного. Плюс к тому - последние геофизические исследования показали, что направление поисков надо менять.

Ознакомившись с результатами работ, чиновники Федерального агентства по недропользованию (Роснедра) сделали радикальные выводы: в июле 2009 года они провели переоценку прогнозных ресурсов по всей территории Урала и предложили государству сократить в два раза финансирование проекта. Заместитель руководителя уральского департамента Роснедр Николай Кокорин недвусмысленно сказал, что результаты поисковых работ не оправдали потраченных на них средств.

Позиция Роснедр вызвала непонимание со стороны геологов. Первый заместитель генерального директора ОАО "Уральская геолого-съемочная экспедиция" Ким Золоев пояснил "РусБизнесНьюс", что бурили в основном в долинах, а недавние исследования ФГУП НПП "Аэрогеология" показали, что крупноглыбовые массивные хромитовые руды расположены на хребтах. При существующем финансировании, считает эксперт, никто технику в горы не потащит. Рано, по мнению Золоева, и делать выводы об отсутствии на Полярном Урале крупных месторождений. Он на собственном опыте убедился, что на открытие месторождений уходят десятилетия: например, на Баженовском месторождении Золоев начал работать еще в 1950 году, а крупным оно стало лишь в 1985 году. Все эти годы геолог исправлял свои же отчеты, что происходит в отрасли сплошь и рядом.

Директор филиала ФГУ "Государственная комиссия по запасам" Борис Алешин понимает желание правительственных чиновников иметь подтверждение обоснованности вложений в строительство железной дороги, но требовать от геологов обнаружить крупные запасы к такому-то сроку, по его мнению, нельзя. Это не завод, где можно планировать объемы. В геологии результат достигается реальной работой в поле. Любой иной подход к проблеме имеет отношение к политике, а не к науке.

Директор института геологии и геохимии УрО РАН Виктор Коротеев считает, что в стране началась очередная кампания, имеющая своей целью закрыть проект "Урал промышленный – Урал Полярный". Первая попытка "закрыть тему" была предпринята в 2000 году, когда Роснедра объявили, что Урал потерял свое значение как минерально-сырьевая база страны. "Мы, - рассказывает эксперт, - совместно с Всероссийским научно-исследовательским геологическим институтом доказали, что это не так. И за вклад в развитие рудной минерально-сырьевой базы получили государственную премию за 2003 год".

Профессор кафедры геологии, поисков и разведки месторождений полезных ископаемых Уральского горного университета Анатолий Макаров нисколько не сомневается, что железную дорогу строить надо. Причем начинать надо уже сегодня, не дожидаясь результатов прогнозно-поисковых работ. По его словам, при возведении Транссиба все делалось одновременно: геологи исследовали местность для будущей трассы и, расширяя географию поиска, находили полезные ископаемые. Но это была второстепенная цель, которую ставило перед собой царское правительство. Проложив Транссиб, Россия "привязала" к себе Дальний Восток. Со стратегической точки зрения, полагает профессор Макаров, надо смотреть и на строительство железной дороги вдоль Уральских гор.

"Весь проект у нас сводится к поиску полезных ископаемых, - говорит эксперт. - Я считаю, в первую очередь надо развивать северные территории. Это же наша земля, там живут наши люди. Правда, поселений становится все меньше и меньше: в одной Свердловской области на моих глазах больше сотни деревень исчезло. А люди бы остались там жить, если бы рядом проходила железная дорога. Она же дает развитие территории: для ее возведения нужны карьеры, стройматериалы, техника, рабочие руки. Без магистрали вообще нельзя говорить ни о каком освоении Полярного Урала: недропользователи потому ведь и не вкладывают деньги в обустройство новых месторождений, что не представляют, как они будут руду вывозить".

Анатолий Макаров убежден, что, вкладываясь в обустройство своей земли, мы попутно решим и вопрос с полезными ископаемыми. Да, центральное уральское поднятие не очень рудоносно: в середине Урал оказывается погребенным под отложениями западно-сибирской плиты. Но ведь раньше считался погребенным под чехлом Курган с прилегающими территориям. А потом там открыли месторождение железных руд. Поэтому профессор и предлагает начать строить железную дорогу на Север уже сегодня.

Магистраль, считает он, совершит настоящую революцию: надо ведь учитывать не только полезные ископаемые, но и рыбные, и лесные ресурсы, и перспективы развития нефтехимии. А главное, мы выйдем к полярному шельфу. Фактически Россия "привяжет" к себе северные территории, как в свое время "привязала" Дальний Восток.

Но проблема современной России заключается в том, что уже более двадцати лет государство не инвестирует средства в глобальные проекты. Попытки свернуть финансирование "Урала промышленного – Урала Полярного" лишний раз напоминают об этом. Стратегические запасы сырья могут "заморозить" в северных широтах еще на несколько десятилетий. 

Владимир Терлецкий

Регионы Участники проекта Инвестиционные проекты Консульства & представительства Новости & аналитика О проекте
«Сумма Технологий»®
Создание сайта
Продвижение сайта