Русский язык English language Deutsch Français El idioma español 中文
РЕГИОНЫ УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КОНСУЛЬСТВА & ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НОВОСТИ & АНАЛИТИКА О ПРОЕКТЕ
На главную  / Новости & Аналитика  / Последние новости  / "Юрий Долгорукий" с золотой "Булавой"
Выбрать: Русский язык English language Deutsch Français El idioma español

"Юрий Долгорукий" с золотой "Булавой"

"Юрий Долгорукий" с золотой "Булавой"

17.09.2012 — Аналитика


Осенью 2012 года Россия намерена принять на вооружение стратегическую ракету "Булава". Произойдет это после двух пусков со штатных носителей, также находящихся в стадии готовности. Но в августе обнаружилось, что необходимые для испытаний ракеты деньги закончились. Стоимость "Булавы" за последние пять лет выросла в несколько раз, и промышленники существенно превысили первоначальную смету. Как выяснил обозреватель "РусБизнесНьюс", цены растут, в том числе, и по субъективным причинам: российский ОПК превращается в "черную дыру".

Испытания "Булавы" были завершены в декабре 2011 года. Из 18 пусков полностью успешными признаны лишь девять. Тем не менее, правительство РФ сочло возможным рассмотреть вопрос о принятии ракеты на вооружение. Одновременно с "Булавой" в строй должны вступить два подводных ракетоносца. Ожидалось, что "Юрий Долгорукий" войдет в состав Военно-Морского Флота в июле 2012 года, "Александр Невский", проходящий ходовые испытания, – в начале 2013-го. Однако ожидания не оправдались.

Акт приемки "Юрия Долгорукого" государственная комиссия не подписала до сих пор. По словам представителей ОПК, необходим еще один пуск "Булавы" по команде из Генштаба Вооруженных Сил, а также стандартный запуск с "Александра Невского", но ракет для испытаний у производителей уже не осталось. Промышленники предложили взять две серийные "Булавы", предназначенные для вооружения подлодок, и завершить государственные испытания ракеты и ее носителя.

Оборонщики, по сути, попросили профинансировать еще две "Булавы" стоимостью 1 миллиард рублей. Руководители Минобороны сочли, что эта проблема их не касается: деньги на опытно-конструкторские работы и серийное производство выделены, а ракета на вооружение не поступила.

Причину казуса военные видят в том, что стоимость "Булавы" за последние пять лет выросла в несколько раз. Эксперты полагают, что о цене изделия – равно как и о затратах на весь проект – говорить слишком рано: двумя пусками "Булавы" испытания вряд ли ограничатся.

Заместитель руководителя Института политического и военного анализа Александр Храмчихин убежден, что "Булаву" принимать на вооружение слишком рано: "Нужно провести еще как минимум десять успешных пусков, чтобы признать изделие надежным. Могут, конечно, и  административно-волевым решением заставить комиссию подписать акт приемки, но я думал, что ракеты делаются для войны, а не для пиара".

Расходы на разработку и изготовление "Булавы" бьют все рекорды. В 1998 году, когда принималось решение о создании на базе сухопутного "Тополя" морской "Булавы", стоимость готовой ракеты оценивали в 300 миллионов рублей, а всего проекта – в 7 миллиардов. Примерно столько же, утверждает "Независимое военное обозрение", тратили на разработку стратегических морских ракет в советское время. Но современная промышленность на эти деньги смогла лишь представить сырой полуфабрикат. Смета превышена уже в несколько раз, и конца этому не видно.

Почему же российская военная продукция дорожает на глазах? Причин, как всегда, несколько. Заместитель генерального директора ОАО "Концерн ПВО "Алмаз-Антей" Сергей Остапенко говорит, что создавать новые изделия сегодня чрезвычайно сложно и накладно. Энергоемкое оборудование, низкая производительность труда, незагруженные мощности и неоптимальная структура персонала делают опытные образцы вооружения и военной техники поистине золотыми. И подобная картина наблюдается не только в ракетной отрасли.

Заводы, выпускающие бронетехнику, при разработке новых образцов чрезвычайно раздувают затраты под тем предлогом, что им надо содержать цехи, простаивающие без работы. В итоге стоимость новой машины, разработанной на одном ключевом оборонном предприятии России, достигла 10 миллионов долларов. Очевидно, что ее не спасет даже серийное тиражирование, поскольку  Минобороны готово покупать подобную технику не дороже 3 миллионов долларов. Завод наверняка останется без заказов, а страна – без современной бронемашины.

Вице-президент ассоциации "Лига содействия оборонным предприятиям" Зиновий Пак отмечает, что помимо объективных причин роста стоимости военной продукции есть и субъективные. Очень часто сметы раздуваются для того, чтобы присвоить бюджетные деньги. Каналов увода средств налево, знает эксперт, существует огромное множество, и ими охотно пользуются причастные к гособоронзаказу лица.

Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин утверждает, что норматив воровства в стране достиг 30-60%. При таких "откатах" модернизировать промышленность и снизить издержки невозможно. Соответственно, бессмысленно и вкладывать триллионы рублей в оборонно-промышленный комплекс: он не станет локомотивом экономики. По мнению М.Делягина, ОПК способен быть источником новых технологий, лишь тиражируя свои наработки в гражданский сектор. Но в России деньги, вложенные в военную промышленность, не работают на все общество. Изолированный от гражданского сектора ОПК может стать только "черной дырой".

И, похоже, он ею уже стал. Стоимость заложенного в 1996 году "Юрия Долгорукова" выросла к 2008 году в семь раз. На воду он был спущен в 2009 году, но поскольку на вооружение не принят, можно предположить, что цена с учетом затрат на доводку и испытания выросла с тех пор еще в несколько раз. Модернизация ядерного щита России выливается в методичное перемалывание денег налогоплательщиков.

Владимир Терлецкий

Регионы Участники проекта Инвестиционные проекты Консульства & представительства Новости & аналитика О проекте
«Сумма Технологий»®
Создание сайта
Продвижение сайта