Русский язык English language Deutsch Français El idioma español 中文
РЕГИОНЫ УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КОНСУЛЬСТВА & ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НОВОСТИ & АНАЛИТИКА О ПРОЕКТЕ
На главную  / Новости & Аналитика  / Последние новости  / АМУР не выдержал любви
Выбрать: Русский язык English language Deutsch Français El idioma español

АМУР не выдержал любви

АМУР не выдержал любви

10.09.2012 — Аналитика


В Свердловской области распродается с молотка завод "Автомобили и моторы Урала". Он стал жертвой промышленной политики российского правительства, влюбленного в "АвтоВАЗ". Эксперты говорят, что инвестиции в спасение российского автогиганта не отвечали здравому смыслу. И,  как выяснил обозреватель "РусБизнесНьюс", дорого обошлись государственной казне. 

Новоуральский завод "Автомобили и моторы Урала" в советские времена был одним из крупнейших филиалов московского гиганта "Завод имени Лихачева", выпуская около 25 тысяч грузовиков в год. Предприятие в закрытом "атомном" городе было вооружено японской сварочной линией кузовов, обрабатывающими центрами для изготовления двигателей, мощными прессами, собственным  инструментальным и термическим производством. После приватизации в начале 1990-х, как утверждает советник председателя правительства Свердловской области Владимир Машков, часть имущества и оборудования с завода пропали, технологические цепочки порушились.

В 2003 году автозавод купил банкир Павел Чернавин. Сведущие люди говорят, что его решение не было добровольным: власти Свердловской области под угрозой разорения бизнеса порекомендовали ему приобрести проблемный актив и погасить долги перед трудовым коллективом. Чернавин не смог отказать и совершил фатальную ошибку: в итоге потерял и завод, и вложенные в него личные деньги.

Но поначалу все шло хорошо: в 2007 году ЗАО "АМУР" продемонстрировало  рост в 400%, собирая из SKD-комплектов индийские грузовики ТАТА, китайские самосвалы FAW и Foton, легковые автомобили Geely Otaka и Landmark, а также технику на базе автомобиля ЗиЛ-130. Кризис 2008 года разрушил бизнес-стратегию. Правительство России принялось спасать автомобильный гигант "АвтоВАЗ" и ввело запретительную пошлину на ввоз окрашенных кузовов в размере 5 000 евро за одну штуку. После этого собирать доступные машины стоимостью 7 000 долларов США в Новоуральске стало невозможно.

Затем в 2010 году были ужесточены условия работы иностранных автопроизводителей в России. Таможенные льготы на ввозимые комплектующие оставили лишь тем, кто был готов довести локализацию производства до 60%, вложив в модернизацию предприятий не менее 500 миллионов долларов США либо построив новый завод за 750 миллионов долларов. При этом объем выпускаемых машин не должен быть ниже 300 тысяч в год.

Бывший генеральный директор ЗАО "АМУР" Юрий Афанасьев говорит, что данное решение было принято опять же в интересах "АвтоВАЗа", который вступил в альянс с Renault. Озвученные цифры не имели отношения ни к экономике, ни к поощрению производства качественных автомобилей в России: как подсчитали менеджеры "АМУРа", построить новый завод можно и за 150 миллионов долларов. Соответственно, искусственно завышенные объемы инвестиций были призваны  убрать с дороги лишних конкурентов "АвтоВАЗа".

Правительственные инициативы привели к тому, что заранее заказанные кузова  продолжали поступать из Индии и Китая, а "АМУР" не имел средств, чтобы их растаможить. Производство автомобилей в Новоуральске было остановлено.

Казалось, что государство готово помочь оставшимся без работы новоуральцам. Власти предложили заводу модернизировать армейские грузовики. Павел Чернавин подсчитал, что если ежегодно ремонтировать и переоснащать до 10 тысяч машин, предприятие встанет на ноги. Но и эта затея странным образом провалилась.

В сентябре 2009 года министерство обороны РФ заключило с Торговым домом "АМУР" контракт на переоборудование 300 авторазливочных станций в пожарные машины, перечислив аванс в 94,2 миллиона рублей. Завод модернизировал только 60 единиц на сумму 23,5 миллиона рублей. Не дождавшись остальных машин, Минобороны два года спустя взыскало через суд неустойку и проценты за пользование кредитными средствами в размере 47 миллионов рублей. При этом сам долг не был востребован. Простая арифметика показывает, что более 20 миллионов рублей пропали бесследно. 

В 2010 году военное ведомство  заключило с ЗАО "АМУР" еще один  контракт на 330 миллионов рублей на модернизацию армейских грузовиков ЗиЛ-131. Завод провалил заказ полностью, изготовив лишь несколько опытных образцов. Министерство обороны решило пойти по старой схеме, взыскав неустойку и  проценты за пользование кредитными средствами, но не смогло сделать даже  этого. В арбитражном суде выяснилось, что заказчик не провел испытания модернизированных машин в холодильной камере (по причине её поломки), а потому  к серийному производству "АМУР" приступить не мог.

Проиграв спор в первой инстанции, Минобороны подало апелляционную жалобу, резко увеличив размер своих требований. Эксперты говорят, что это не более чем имитация "героических усилий" по спасению бюджетных средств. На самом деле даже положительное решение суда ничего не изменит: "АМУР" проходит процедуру конкурсного управления, а потому взыскивать с него средства можно в строго определенной последовательности. Завод же пока не расплатился с персоналом, а когда очередь дойдет до Минобороны, у него не останется и гаечного ключа. 

Представители ЗАО "АМУР" уверяют, что чиновники изначально понимали, что 330 миллионов рублей были "деньгами на ветер". Это - банальная плата за "тихие похороны"  предприятия.

Но по-тихому не получилось. Рабочие, которым не выплатили зарплату, объявили голодовку. Власти, естественно, стали обвинять топ-менеджеров в краже денег. Ставший "крайним" Ю.Афанасьев утверждает, что все украли еще до того, как он пришел на завод. Кто-то списывал двигатели, кто-то тащил материалы, кто-то осуществлял закупки по завышенным ценам, а кто-то наживался на ремонтах и строительстве.

Вряд ли кто-то будет искать истину. А ведь "АМУР" мог бы безбедно работать. Эксперты говорят, что государство вместо директивного предписания об увеличении инвестиций в локализацию производства могло бы простимулировать выпуск комплектующих на российских заводах. Но власти не сумели уловить интерес производителей автокомпонентов и тем самым загубили локализацию на корню. Лишь ради того, чтобы "АвтоВАЗ" мог производить машин в два раза больше, чем в 2009 году.

Владимир Терлецкий

Регионы Участники проекта Инвестиционные проекты Консульства & представительства Новости & аналитика О проекте
«Сумма Технологий»®
Создание сайта
Продвижение сайта