Русский язык English language Deutsch Français El idioma español 中文
РЕГИОНЫ УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КОНСУЛЬСТВА & ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НОВОСТИ & АНАЛИТИКА О ПРОЕКТЕ
На главную  / Новости & Аналитика  / Последние новости  / На Ямале пишутся правила освоения Арктики
Выбрать: Русский язык English language Deutsch

На Ямале пишутся правила освоения Арктики

На Ямале пишутся правила освоения Арктики

09.07.2012 — Аналитика


В августе будет дан старт морской научной экспедиции "Ямал-Арктика 2012". Ученые намерены изучить состояние экосистемы региона накануне промышленного освоения нефтегазоносных провинций на шельфе. Власти ЯНАО опасаются, что изменения климата могут нарушить сложившийся в природе баланс и спровоцировать техногенные аварии с глобальными последствиями. Как выяснил обозреватель "РусБизнесНьюс", сценарий такой вполне возможен: даже беглое изучение Штокмановского месторождения выявило массу природно-климатических рисков, грозящих катастрофой при бездумном его освоении.

Экспедицию в Арктику организовали правительство Ямало-Ненецкого автономного округа и Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет). Маршрут научно-исследовательского судна "Профессор Молчанов" пройдет по акватории Байдарацкой, Обской, Гыданской и Тазовской губ. Ученые также проведут ряд полевых работ с высадкой десанта в районах исследований. Главные усилия они направят на изучение состояния тундровых почв, подвергшихся техногенному воздействию, загрязненность акваторий и здоровье северного населения, проживающего в условиях меняющегося климата.

Интерес к Арктике и, в частности, к вечной мерзлоте, за последние годы существенно вырос. Таяние ледников и появление многочисленных озер заставили ученых задуматься о влиянии высвобождаемого углерода на атмосферу и, соответственно, на климат Земли. На последствия этого воздействия единой точки зрения у исследователей нет, что наглядно и продемонстрировала прошедшая в конце июня 2012 года в Салехарде X-я международная конференция по мерзлотоведению.

Все ученые признают, что в последние 200 лет на Земле потеплело на 1,2 градуса. Но вот о причинах потепления они договориться не могут. Часть исследователей полагает, что виновата чрезмерная концентрация углекислого газа в атмосфере: возникает парниковый эффект, земля раскаляется. Например, президент Ассоциации мерзлотоведения Энтони Левкович напрямую увязывает таяние вечной мерзлоты, в которой много углерода, с изменениями климата. По его мнению, увеличивающиеся выбросы этого вещества представляют угрозу не только для Севера, но и всего мира.

Директор Института криосферы Земли Владимир Мельников между тем считает, что углерод здесь не причем. В истории Земли периоды оледенения и потепления чередуются с завидной регулярностью, и количество углекислого газа в атмосфере практически никак не влияет на эти процессы. Нынешнее таяние льдов академик связывает с восстановлением прежних температур после Малого ледникового периода, длившегося с XII-го по XIX-й век. Существуют и короткие циклы потепления и похолодания, сменяющие друг друга через тридцать лет. В 2005 году закончился один из них, что сулит Земле очередное понижение температуры.

Однако и академик Мельников не отрицает, что изменения на планете происходят колоссальные. На погоду и климат влияет множество процессов - в том числе и вулканические выбросы пыли и водяных паров, которые пробивают озоновый слой и меняют движение тепловых масс. Таяние льдов и деградация вечной мерзлоты, с одной стороны, развязывают руки для освоения арктических месторождений углеводородов и транспортировки их Северным морским путем, а с другой - усиливают риски в добыче нефти и газа.

В 2010 году, рассказывает заведующий лабораторией Института проблем нефти и газа РАН Василий Богоявленский, произошло землетрясение магнитудой четыре балла в районе Штокмановского месторождения, где его не должно было быть в принципе. Сотрудники Кольского научного центра РАН установили, что это было не глубинное землетрясение. Оказалось, обрушился гигантский айсберг, который ударился об дно и спровоцировал землетрясение, чем поставил под сомнение освоение Штокмана.

Пятилетнее изучение шельфа выявило огромное количество проблем, препятствующих разработке данного месторождения. Его идеологи недооценивают айсберговую угрозу. При приближении ледяной горы судно, с которого решено добывать углеводороды на Штокмане, конечно, может отшвартоваться от устья скважины и уйти в безопасное место. Но уходящие в недра трубы рискуют выйти из строя.

Исследования компании ООО "Питер Газ" и других показали, что на Штокмане крайне сложный рельеф дна. Приложила "руку" к этому вечная мерзлота, которая стала оттаивать и пропускать скапливавшийся под ней газ. Исход последнего сопровождался мощным выхлопом с образованием стометровых воронок с бруствером. Ученым пока не ясно, происходит ли такой процесс в настоящее время и связан ли он с деятельностью человека.

Не знают они также про наличие на дне газогидратов (кристаллических соединений, образующихся при определённых условиях из воды и газа), которые теоретически должны быть в воде с отрицательной температурой на глубине 350 метров.

Сложный рельеф дна Баренцева моря формируют не только воронки, но и борозды. Некоторые исследователи грешат на айсберги, но последние обычно не бывают больше 100 метров и теоретически не могут вспахивать дно на трехсотметровой глубине. Откуда тогда взялись борозды, ученые сказать не могут - чтобы понять это, утверждает В.Богоявленский, нужны специальные исследования.

Российская академия наук предлагает создать на острове Белый международную станцию по изучению Арктики. Неподалеку от этого кусочка суши - на полуострове Ямал располагаются месторождения Тамбейской группы, Харасавэй и Бованенково. Запуск последнего в эксплуатацию произойдет уже в 2012 году. Оценивать последствия промышленного освоения Арктики как раз и рекомендует РАН.  

Ученых поддерживает губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин. По его мнению, сегодня никто не представляет всего своеобразия арктического шельфа с его мерзлотой и криогенными процессами. А это необходимо, когда перед регионом стоит задача в десятки раз увеличить грузопоток по Северному морскому пути, построить порт больше Мурманского, нарастить ежегодную добычу газа на море до 340 миллиардов кубометров и при этом не нарушить хрупкую экосистему края. Только наука, полагает глава Ямала, способна обеспечить разумное и бережное освоение Арктики. Первым шагом должно стать изучение северного побережья Ямало-Ненецкого автономного округа участниками морской научной экспедиции "Ямал-Арктика 2012".

Владимир Терлецкий

Регионы Участники проекта Инвестиционные проекты Консульства & представительства Новости & аналитика О проекте
«Сумма Технологий»®
Создание сайта
Продвижение сайта